Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 16АП-26/2015 ПО ДЕЛУ N А63-8291/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А63-8291/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Минераловодского муниципального района, г. Минеральные Воды, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2014 по делу N А63-8291/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны, Ставропольский край, п. Иноземцево, ОГРН 312265123000167, к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Минераловодского муниципального района, г. Минеральные Воды, ОГРН 1142651001096, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Минераловодского муниципального района, г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601457240, общество с ограниченной ответственностью "Совхоз "КАВКАЗ-ТЕМПЕЛЬГОФ", с. Побегайловка, Даниленко Маргарита Михайловна, Минераловодский район, п. Ленинский, Тупольский Дмитрий Владимирович, г. Железноводск, общество с ограниченной ответственностью "Каскад", г. Ессентуки, Захарченя Олеся Николаевна, г. Санкт-Петербург, Веревкин Алексей Викторович, г. Изобильный, о признании бездействия незаконным (судья Карпель В.Л.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Дорошенко Н.В. (далее - предприниматель, Дорошенко Н.В.) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Минераловодского муниципального района (далее - комитет) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении торгов на право заключения договоров аренды в отношении следующих земельных участков: площадью 1 000 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 146 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса; площадью 3 308 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса.
Определением от 23.07.2014 выделено в отдельное производство требование к комитету по имуществу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении торгов на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 3 308 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса, рассматриваемое по настоящему делу.
Определением от 07.10.2014 администрация Минераловодского муниципального района (далее - администрация муниципального района) по заявлению предпринимателя привлечена судом к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица.
Решением от 21.11.2014 суд признал незаконным бездействие администрации и комитета, выразившееся в непринятии решения и непроведении торгов на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 3 308 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса. Обязал администрацию организовать проведение торгов и по результатам выполнения необходимых процедур и согласований принять решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды в отношении земельного участка площадью 3 308 кв. м по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса; обязал комитет в целях проведения торгов по продаже права аренды в отношении земельного участка площадью 3 308 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса выполнить мероприятия согласно пунктам 3.1.2, 3.1.4 Положения о комитете по имуществу, а именно: выступить заказчиком кадастровых работ, оценочных услуг; осуществить согласование границ земельного участка в составе межевого плана; обеспечить подачу заявления об учете земельного участка в ГКН и ЕГРП; осуществить информационное обеспечение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды в отношении земельного участка. Взыскал с администрации и комитета в пользу предпринимателя 200 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, по 100 рублей с каждого.
Не согласившись с принятым решением, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на злоупотребление предпринимателем права, а также что факт незаконного бездействия не установлен и не подтвержден имеющимися доказательствами.
Администрация и предприниматель направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайства удовлетворены судом.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.04.2013 Даниленко М.М. обратилась в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью примерно 3 500 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Ленинский, по ул. К Маркса, справа от дома N 39, для размещения объектов торговли.
В газете "Минеральные Воды" от 28.12.2013 N 1-2 (554-555) администрация Ленинского поселения информировала население о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка земель населенных пунктов площадью 3 308 кв. м под строительство объектов торговли, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Ленинский, примерно 1 8 м на юго-запад от жилого дома N 39, по ул. К Маркса.
На основании информационного сообщения предприниматель 20.01.2014 обратился в администрацию муниципального района с заявлением от 09.01.2014 о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в котором просил предоставить в аренду спорный земельный участок. Заявление содержало указание на объявление в газете "Минеральные Воды " от 28.12.2013.
С аналогичными заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 308 кв. м под строительство объектов торговли (согласно объявлению в газете "Минеральные Воды" от 28.12.2013) в администрацию муниципального района обратились: ООО "Совхоз "Кавказ-Темпельгоф" - 24.01.2014; Тупольский Д.В. - 20.01.2014; ООО "Каскад" - 13.01.2014; Захарченя О.Н. - 20.01.2014; Веревкин А.В. - 20.01.2014.
В письме от 31.01.2014 исх.12-295 комитет по имуществу сообщил предпринимателю, что в связи с наличием более одного заявления о предоставлении земельного участка, после выполнения кадастровых работ, постановки на государственный кадастровый учет и определения независимым оценщиком начального размера годовой арендной платы, в отношении участка будет проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка; публикация о проведении аукциона будет производиться в периодическом печатном издании, определяемом органом местного самоуправления (в настоящее время газета "Минеральные Воды"). Письма аналогичного содержания 31.01.2014 направлялись комитетом по имуществу в адреса Захарчении О.Н., Тупольского Д.В, Веревкина А.В., ООО "Совхоз "Кавказ-Темпельгоф" и ООО "Каскад".
29.04.2014 в комитет по имуществу поступали заявления за подписью Дорошенко Н.В., Захарчении О.Н., Тупольского Д.В, Веревкина А.В., ООО "Каскад", согласно которым заявители отзывали свои первоначальные заявления о предоставлении земельного участка площадью 3 308 кв. м под строительство объектов торговли.
В заявлении от 04.06.2014 Дорошенко Н.В. сообщила в комитет по имуществу и в администрацию муниципального района, о том, что не подписывала заявление об отзыве своего первоначального заявления, поданного в связи с имевшей место публикацией в газете "Минеральные Воды" от 28.12.2013, в связи с чем просила принять меры к проведению проверки по факту незаконного отзыва ранее поданного заявления, провести торги по продаже права аренды земельного участка.
Полагая, что при наличии нескольких заявок право аренды на спорный земельный участок должно быть выставлено на торги, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 данного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и 15.11.2011 N 7638/11 сформулированы следующие правовые подходы. При предоставлении земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления участка конкретному лицу.
Таким образом лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, вправе подать заявления о предоставлении им того же участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела. что на земельный участок площадью 3308 кв. м, по адресу: Минераловодский район, пос. Ленинский, примерно 18 м на юго-запад от жилого дома N 39 по ул. К.Маркса имеется несколько заявок, в связи с этим предоставление в аренду земельного участка должно производиться с использованием публичных процедур (на торгах).
В обоснование доводов жалобы комитет указывает, что предпринимателю и иным претендентам было сообщено о необходимости выполнении кадастровых работ, постановки на государственный кадастровый учет и определения независимым оценщиком начального размера годовой арендной платы в отношении спорного участка, после чего будет проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, информация о котором будет размещена в средствах массовой информации.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что в разумные сроки, а именно с января 2014 года и на дату принятия настоящего решения, заинтересованными лицами не принято необходимых и достаточных мер, направленных на организацию проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Работы по формированию земельного участка выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.
Порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) урегулирован статьей 38 Земельного кодекса. В указанной норме закреплено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка (пункт 1). В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация (пункт 2). Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка (пункт 3). Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4).
Также во исполнение пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации издано постановление от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которым утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - постановление Правительства N 808).
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства N 808 организация торгов возложена на орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, или специализированную организацию, действующую на основании договора с ними.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства N 808 орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.
Между тем земельный участок, информация о предстоящем предоставлении которого была опубликована в газете "Минеральные Воды" от 28.12.2013, до настоящего времени не сформирован в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Доказательства того, что уполномоченными органами в разумные сроки осуществлены иные мероприятия (процедуры), предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, постановлением Правительства N 808 (в том числе определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, определение начального размера арендной платы, принятие решения о проведении торгов и опубликование соответствующего сообщения), не представлены.
При этом органами местного самоуправления не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих заинтересованным лицам совершить в разумные сроки действия, направленные на организацию проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 4.1.10 Положения об администрации Минераловодского муниципального района, утвержденного решением Минераловодского совета Ставропольского края от 23.09.2011 N 11/27, к полномочиям администрации муниципального района относится распоряжение земельными участками, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах границ Минераловодского муниципального района, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Также согласно пункту 3.1.2, 3.1.4 Положения о комитете по имуществу комитет по имуществу выступает заказчиком кадастровых работ, оценочных услуг; осуществляет согласование границ земельных участков в составе межевых планов; информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости; подачу заявлений об учете объектов недвижимости, изменении таких объектов; информационное обеспечение о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, суд в целях реального восстановления нарушенных прав заявителя и соблюдения принципа исполнимости правомерно возложил на администрацию муниципального района и комитет по имуществу обязанности по осуществлению действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, постановлением Правительства N 808, в разумный и достаточный срок для совершения (исполнения) указанных мероприятий (4 месяца).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2014 по делу N А63-8291/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)