Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом признан непригодным для дальнейшего проживания, поскольку состояние многоквартирного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо принятие мер, связанных с изъятием участка и жилого помещения в спорном многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Агишева М.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Р. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным бездействия по непринятию мер по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности инициирования процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова обратился в суд в интересах Р. с исковым заявлением, в котором с учетом его уточнения, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию мер, связанных с изъятием земельного участка и жилого помещения, возложить на ответчиков обязанность инициировать процедуру изъятия жилого помещения - квартиры N 4 в доме N 226 по улице Новоузенской в городе Саратове, и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... На основании распоряжения администрации ... от ... N 942-р многоквартирный дом признан непригодным для дальнейшего проживания. Ссылался, что поскольку состояние многоквартирного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо принятие мер, связанных с изъятием земельного участка и жилого помещения в спорном многоквартирном доме.
Решением Фрунзенского районного суда ... от ... заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "...", связанное с непринятием мер по изъятию земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом по адресу: ..., и жилого помещения в нем, принадлежащего Р., на администрацию муниципального образования "..." возложена обязанность инициировать процесс изъятия земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, по адресу: ..., и жилого помещения - ..., принадлежащего Р. В удовлетворении требований к комитету по управлению имуществом ... отказано.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом ..., указывая на незаконность и необоснованность постановленного решения суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы ссылается, что в отношении спорного многоквартирного жилого дома процедура изъятия в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ не проводилась, решение об изъятии уполномоченным органом не принималось. Полагает, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Обращает внимание на то, что изъятие не может быть произведено, поскольку земельный участок не сформирован, кадастровый номер не присвоен. Считает, что заявленные требования истца являются преждевременными, поскольку не решен вопрос о формировании земельного участка.
В апелляционной и дополнительной апелляционной жалобах администрация муниципального образования "Город Саратов" ставит вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права, поскольку суд не принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет. Ссылается, что пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ не обязывает орган, принявший решение о признании дома аварийным, принимать решение об изъятии земельного участка, поскольку данной нормой установлено такое право, а не обязанность. Также указанной статьей не установлены сроки принятия подобного решения. Указывает, что материальный истец за реализацией своих прав в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ не обращался, в связи с чем не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Полагает, что с учетом положений Земельного кодекса РФ в редакциях, действующих до и после 01 марта 2015 года, и решением Саратовской городской Думы от 04 декабря 2009 года N 45-542 от имени муниципального образования "Город Саратов" соглашения с собственниками жилых помещений о выкупе жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену заключает комитет по управлению имуществом города Саратова, а не администрация.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежит применению Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, действовавшего на момент его принятия, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда в части удовлетворенных требований в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 и статьи 32 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд).
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
С ... в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).
Пунктом 3 статьи 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) предусматривалось, что условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
С ... порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
Статьей 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5).
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
При этом на момент обращения прокурора с настоящим исковым заявлением жилое помещение могло быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок. Поскольку положениями статей 36 - 38 Жилищного кодекса РФ и статьи 290 Гражданского кодекса РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Р. является собственником ..., что подтверждается свидетельством о регистрации права от ...
На основании акта межведомственной комиссии при администрации ... N 942-р от ... жилой ... признан непригодным для постоянного проживания.
Разрешая спор между сторонами и удовлетворяя исковые требования прокурора к администрации, суд, учитывая положения статьи 32 ЖК РФ, исходил из того, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, а также решение об изъятии каждого жилого помещения в доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам, администрацией не принимались. При этом, возлагая обязанность по инициированию изъятия земельного участка и жилого помещения на администрацию, суд посчитал, что в соответствии с Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от ... N 25-243, у комитета по управлению имуществом ... не имеется полномочий по изъятию земельных участков и жилых помещений.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Признавая ошибочным вывод районного суда о признании незаконным бездействия администрации по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции не учел следующее.
По смыслу статьи 11.1 ЗК РФ (до ...) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 ст. 1, ст. 16 Федерального закона от ... N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 7, статьи 5 Закона N 221-ФЗ, площадь и описание местоположения границ земельного участка являются сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносятся в государственный кадастр недвижимости. Объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.
По смыслу приведенных норм данного Закона до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.
Проанализировав указанные положения закона в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, судебная коллегия полагает, что поскольку земельный участок, расположенный под жилым домом ... по ..., в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, соответственно не может быть признан объектом гражданских прав, ни администрация муниципального образования "...", ни комитет по управлению имуществом ... до его постановки на кадастровый учет не вправе им распоряжаться, в том числе путем принятия решения о его изъятии.
Кроме того, согласно частям 1 и 3 Федерального закона от ... N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи 16).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 12-П, часть 3 статьи 16 Федерального закона от ... N 189-ФЗ, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Судебная коллегия учитывает, что заявляя исковые требования, прокурор не представил каких-либо доказательств обращения в органы местного самоуправления по вопросу формирования земельного участка, расположенного под спорным многоквартирным домом, что не лишает собственников жилых помещений права обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом ..., утвержденного решением Саратовской городской Думы от ... N 25-243, комитет по управлению имуществом ... является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "...", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования "..." полномочия в области земельных отношений в порядке, определенном в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Основными задачами комитета на момент обращения прокурора с исковыми требованиями являлись, в частности, участие в процессе резервирования земель и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования "..." для муниципальных нужд.
Решением Саратовской городской Думы от ... "О реализации отдельных положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что комитет по управлению имуществом ... от имени муниципального образования "..." заключает соглашения с собственниками жилых помещений о выкупе жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену. Комитет по управлению имуществом ... от имени администрации муниципального образования "..." предъявляет в суд иски о выкупе жилых помещений.
На момент обращения в суд прокурора действовала ведомственная целевая программа "Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "..." на 2014 год", утвержденная постановлением администрации муниципального образования "..." от ... N 2626. Постановлением администрации муниципального образования "..." от ... утверждена ведомственная целевая программы "Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "..." на 2015 год".
Исполнителем мероприятий по данным программам и главным распорядителем бюджетных средств является комитет по управлению имущества ....
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к тому, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судебный акт в части удовлетворенных требований принят при неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным решение районного суда подлежит отмене в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "..." по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности на администрацию муниципального образования "..." инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года в части удовлетворения требований заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Р. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения отменить.
В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 33-5517/2015
Требование: О признании незаконным бездействия по изъятию земельного участка и жилого помещения.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом признан непригодным для дальнейшего проживания, поскольку состояние многоквартирного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо принятие мер, связанных с изъятием участка и жилого помещения в спорном многоквартирном доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N 33-5517
Судья: Агишева М.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Р. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным бездействия по непринятию мер по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности инициирования процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова обратился в суд в интересах Р. с исковым заявлением, в котором с учетом его уточнения, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по управлению имуществом города Саратова по непринятию мер, связанных с изъятием земельного участка и жилого помещения, возложить на ответчиков обязанность инициировать процедуру изъятия жилого помещения - квартиры N 4 в доме N 226 по улице Новоузенской в городе Саратове, и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... На основании распоряжения администрации ... от ... N 942-р многоквартирный дом признан непригодным для дальнейшего проживания. Ссылался, что поскольку состояние многоквартирного дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо принятие мер, связанных с изъятием земельного участка и жилого помещения в спорном многоквартирном доме.
Решением Фрунзенского районного суда ... от ... заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "...", связанное с непринятием мер по изъятию земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом по адресу: ..., и жилого помещения в нем, принадлежащего Р., на администрацию муниципального образования "..." возложена обязанность инициировать процесс изъятия земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой дом, по адресу: ..., и жилого помещения - ..., принадлежащего Р. В удовлетворении требований к комитету по управлению имуществом ... отказано.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом ..., указывая на незаконность и необоснованность постановленного решения суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы ссылается, что в отношении спорного многоквартирного жилого дома процедура изъятия в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ не проводилась, решение об изъятии уполномоченным органом не принималось. Полагает, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Обращает внимание на то, что изъятие не может быть произведено, поскольку земельный участок не сформирован, кадастровый номер не присвоен. Считает, что заявленные требования истца являются преждевременными, поскольку не решен вопрос о формировании земельного участка.
В апелляционной и дополнительной апелляционной жалобах администрация муниципального образования "Город Саратов" ставит вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права, поскольку суд не принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет. Ссылается, что пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ не обязывает орган, принявший решение о признании дома аварийным, принимать решение об изъятии земельного участка, поскольку данной нормой установлено такое право, а не обязанность. Также указанной статьей не установлены сроки принятия подобного решения. Указывает, что материальный истец за реализацией своих прав в порядке статьи 32 Жилищного кодекса РФ не обращался, в связи с чем не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Полагает, что с учетом положений Земельного кодекса РФ в редакциях, действующих до и после 01 марта 2015 года, и решением Саратовской городской Думы от 04 декабря 2009 года N 45-542 от имени муниципального образования "Город Саратов" соглашения с собственниками жилых помещений о выкупе жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену заключает комитет по управлению имуществом города Саратова, а не администрация.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежит применению Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, действовавшего на момент его принятия, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда в части удовлетворенных требований в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 и статьи 32 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд).
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
С ... в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).
Пунктом 3 статьи 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) предусматривалось, что условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно статье 55 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
С ... порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
Статьей 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5).
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
При этом на момент обращения прокурора с настоящим исковым заявлением жилое помещение могло быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок. Поскольку положениями статей 36 - 38 Жилищного кодекса РФ и статьи 290 Гражданского кодекса РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Р. является собственником ..., что подтверждается свидетельством о регистрации права от ...
На основании акта межведомственной комиссии при администрации ... N 942-р от ... жилой ... признан непригодным для постоянного проживания.
Разрешая спор между сторонами и удовлетворяя исковые требования прокурора к администрации, суд, учитывая положения статьи 32 ЖК РФ, исходил из того, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, а также решение об изъятии каждого жилого помещения в доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам, администрацией не принимались. При этом, возлагая обязанность по инициированию изъятия земельного участка и жилого помещения на администрацию, суд посчитал, что в соответствии с Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от ... N 25-243, у комитета по управлению имуществом ... не имеется полномочий по изъятию земельных участков и жилых помещений.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Признавая ошибочным вывод районного суда о признании незаконным бездействия администрации по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции не учел следующее.
По смыслу статьи 11.1 ЗК РФ (до ...) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 ст. 1, ст. 16 Федерального закона от ... N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 7, статьи 5 Закона N 221-ФЗ, площадь и описание местоположения границ земельного участка являются сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносятся в государственный кадастр недвижимости. Объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.
По смыслу приведенных норм данного Закона до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.
Проанализировав указанные положения закона в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, судебная коллегия полагает, что поскольку земельный участок, расположенный под жилым домом ... по ..., в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, соответственно не может быть признан объектом гражданских прав, ни администрация муниципального образования "...", ни комитет по управлению имуществом ... до его постановки на кадастровый учет не вправе им распоряжаться, в том числе путем принятия решения о его изъятии.
Кроме того, согласно частям 1 и 3 Федерального закона от ... N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи 16).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 12-П, часть 3 статьи 16 Федерального закона от ... N 189-ФЗ, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Судебная коллегия учитывает, что заявляя исковые требования, прокурор не представил каких-либо доказательств обращения в органы местного самоуправления по вопросу формирования земельного участка, расположенного под спорным многоквартирным домом, что не лишает собственников жилых помещений права обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом ..., утвержденного решением Саратовской городской Думы от ... N 25-243, комитет по управлению имуществом ... является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "...", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования "..." полномочия в области земельных отношений в порядке, определенном в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Основными задачами комитета на момент обращения прокурора с исковыми требованиями являлись, в частности, участие в процессе резервирования земель и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования "..." для муниципальных нужд.
Решением Саратовской городской Думы от ... "О реализации отдельных положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что комитет по управлению имуществом ... от имени муниципального образования "..." заключает соглашения с собственниками жилых помещений о выкупе жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену. Комитет по управлению имуществом ... от имени администрации муниципального образования "..." предъявляет в суд иски о выкупе жилых помещений.
На момент обращения в суд прокурора действовала ведомственная целевая программа "Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "..." на 2014 год", утвержденная постановлением администрации муниципального образования "..." от ... N 2626. Постановлением администрации муниципального образования "..." от ... утверждена ведомственная целевая программы "Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "..." на 2015 год".
Исполнителем мероприятий по данным программам и главным распорядителем бюджетных средств является комитет по управлению имущества ....
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к тому, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судебный акт в части удовлетворенных требований принят при неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным решение районного суда подлежит отмене в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "..." по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении обязанности на администрацию муниципального образования "..." инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года в части удовлетворения требований заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах Р. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по изъятию земельного участка и жилого помещения, возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности инициировать процедуру изъятия земельного участка и жилого помещения отменить.
В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 июня 2015 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)