Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района: Сафин Игорь Джонович, представитель по доверенности от 12.11.2012;
- от Администрации Полянского сельсовета Серышевского района: Польгун Сергей Николаевич, глава сельсовета, Макеев Андрей Владимирович, адвокат по ордеру от 19.11.2013 N 25/13;
- от Индивидуального предпринимателя Польгун Андрея Николаевича: Польгун Андрей Николаевич лично; Макеев Андрей Владимирович, адвокат по ордеру от 19.11.2013 N 25/13;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Полянского сельсовета Серышевского района, Индивидуального предпринимателя Польгуна Андрея Николаевича
на решение от 12.11.2013
по делу N А04-6122/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Фадеевым С.М.
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района
к Администрации Полянского сельсовета Серышевского района
о признании права собственности отсутствующим
третьи лица Индивидуальный предприниматель Польгун Андрей Николаевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района (ОГРН 1022800710294, ИНН 2824001454, место нахождения: 676355, Амурская область, пос. городского типа Серышево, ул. Ленина,7; далее - КУМИ Серышевского района, истец) обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации Полянского сельсовета (ОГРН 1022800710558, ИНН 2824001310, место нахождения: 676370, Амурская область, Серышевский район, с. Поляна, ул. Школьная,11; далее - Администрация, ответчик) о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок общей площадью 1296,3 Га, с кадастровым номером 28:23:010708:0002, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, сельсовет Полянский, с. Поляна, находящийся примерно в 0,7 км от ориентира по направлению на юг (далее-спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 04.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Польгун Андрей Николаевич (далее - ИП Польгун А.Н.), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2013 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Администрация и ИП Польгун А.Н. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы приводят доводы о том, что 25.12.1991 решением Серышевского районного совета депутатов N 99 "О передаче земель" в ведение сельских советов" земли в определенных границах выделены Полянскому сельскому совету; границы спорного земельного участка вошли в состав земель муниципального образования Полянский сельсовет, установленные статьей 11 Закона Амурской области N 425-ОЗ от 24.01.2005 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Серышевского района и муниципальных образований в его составе; все предусмотренные законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ обстоятельства, необходимые для приобретения права собственности, Полянским сельсоветом соблюдены.
По мнению заявителей жалобы, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам попадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них не возможен; факт предоставления спорного земельного участка в бессрочное пользование Полянскому сельсовету не может свидетельствовать возникновении у Администрации Серышевского района вещного права на данный участок.
Также, заявители жалобы приводят доводы о том, что истец не доказал, какие его права и законные интересы нарушены ответчиком, и каким образом данный иск приведет к восстановлению этих прав и интересов; истец не доказал, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям.
В судебном заседании глава Администрации и ИП Польгун А.Н. поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Амурской области, извещенное о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лица, участвующего в деле в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с кадастровым планом земельного участка по состоянию на 13.08.2007 по адресу примерно в 0,7 км по направлению на юг от с. Поляна Серышевского района Амурской области, расположен земельный участок с кадастровым номером 28:23:010708:0002, площадью 1296,3 га, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, права на который зарегистрированы не были (т. 1, л.д. 78).
04.09.2007 Главой Серышевского района, по итогам рассмотрения решения от 31.08.2007 N 162 "Об обращении к главе Серышевского района о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков, категории земель "сельскохозяйственного назначения", государственная собственность на которые не разграничена, принято Постановление N 306 о предоставлении Полянскому сельскому Совету народных депутатов земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование: земельный участок с кадастровым номером 28:23:010708:0002, площадью 1296,3 га, расположенный примерно в 0,7 км по направлению на юг от с. Поляна; 2. земельный участок с кадастровым номером 28:23:010704:0005, площадью 320 га, расположенный примерно в 0,6 км по направлению на северо-восток от с. Ударное; 3. земельный участок с кадастровым номером 28:23:010707:0166, площадью 148,6 га, расположенный примерно в 14 км по направлению на юго-восток от с. Поляна (т. 1, л.д. 17-18).
На основании заявления председателя Полянского сельского Совета народных депутатов Польгун Сергея Николаевича, Постановлением главы Серышевского района от 29.04.2011 N 157 право постоянного (бессрочного) пользования Полянского сельского Совета народных депутатов на приведенные выше земельные участки прекращено (т. 1, л.д. 19-20).
Право постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок за Муниципальным образованием Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области было зарегистрировано 09.10.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 28АА 195651 (т. 1, л.д. 46).
27.06.2011 Управлением Росреестра по Амурской области зарегистрировано право собственности муниципального образования Полянского сельсовета Серышевского района Амурской области на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства общей площадью 1296,3 га, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, Полянский с/с, с. Поляна, участок находится примерно в 0,7 км от ориентира по направлению на юг (свидетельство о государственной регистрации права серия 28 АА N 554223) (т. 1, л.д. 21).
В качестве основания возникновения права указан Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановление N 306 от 04.09.2007 Администрации Серышевского района Амурской области.
На основании договора аренды N 1 от 25.08.2011 спорный земельный участок Администрацией передан в аренду Польгун А.Н. для сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 68-76).
Полагая, что у ответчика отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, КУМИ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся или предполагаемому нарушению права и обеспечивать его восстановление.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьей 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве муниципальной собственности Муниципального образования Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившей в действие с 01.07.2006 согласно Федеральному закону от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 этой же нормы в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района, утвержденного Постановлением Главы Серышевского района от 14.12.2011 N 1712, КУМИ Серышевского района распоряжается земельными участками, находящимся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю; подготавливает совместно с заинтересованными федеральными и областными органами исполнительной власти документы о переводе находящихся в федеральной и областной собственности земель из одной категории в другую; организует правовое и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной районной собственности, отстаивает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах интересы органов местного самоуправления по вопросам, входящих в компетенцию комитета; предоставляет в установленном порядке земельные участки, муниципальным учреждениям, муниципальным предприятия, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным организациям и гражданам в аренду (п. 3.1 положения).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что наличие зарегистрированного права собственности муниципального образования Полянского сельсовета Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок препятствует истцу осуществлять полномочия, предоставленные ему пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Положением о Комитете. Иск подан в рамках имеющихся полномочий. Предъявление указанного иска обусловлено невозможностью защитить свои права иным способом, в частности, путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В предмет доказывания по данному спору входит проверка законности реестровой записи, а также установление гражданско-правового основания возникновения права ответчика.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что на основании нормативного акта Главы Серышевского района N 306 от 04.09.2007 спорный земельный участок был предоставлен ответчику на праве постоянного бессрочного пользования, которое впоследствии на основании Постановления N 157 от 29.04.2011 было отменено, после чего, ответчиком было зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Правительством Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 404.
В частности, в соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Постановления, в перечень таких документов входят заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права в качестве основания регистрации права указан Федеральный закон N 137-ФЗ, а также Постановление N 306 от 04.09.2007, которым спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, отмененное Постановлением N 157 от 29.04.2011.
Спорный земельный участок был передан на праве постоянного бессрочного пользования в 2007 году, то есть после вступления в законную силу статьи 3.1 Федерального Закона N 137-ФЗ, в связи с чем, передача Комитетом ответчику земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретения права собственности.
Таким образом, судом установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за ответчиком не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, вследствие непредставления ответчиком документов, предусмотренных законом для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ.
Доводы жалобы в указанной части отклоняются, как не подтвержденные документально.
Поскольку на момент вступления в силу норм закона, регулирующих порядок разграничения государственной собственности на землю, спорный земельный участок не был предоставлен ответчику, и на этих участках отсутствуют принадлежащие муниципальному образованию объекты недвижимости, оспариваемое право муниципальной собственности на данные земельные участки возникнуть не могло.
Таким образом, спорный земельный участок на момент регистрации права собственности относился к категории объектов, государственная собственность на которые не разграничена.
Сведений о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в материалах дела не имеется.
Напротив, согласно материалам дела, спорный земельный участок передан в аренду ИП Польгун А.Н. для сельскохозяйственного производства и используется им по назначению.
Доводы жалобы со ссылкой на принятие 25.12.1991 решения Серышевского районного совета депутатов N 99 "О передаче земель в ведение сельских советов", судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, поскольку содержащиеся в решении сведения о передаче земель не позволяют идентифицировать и сопоставить их месторасположение с земельным участком, являющимся предметом спора. Доказательств обратного ответчиком в соответствии со статей 65 АПК РФ не предоставлено.
Позиция ответчика и третьего лица о том, что границы спорного земельного участка вошли в состав земель муниципального образования Полянский сельсовет, установленные статьей 11 Закона Амурской области N 425-ОЗ от 24.01.2005 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Серышевского района и муниципальных образований в его составе" обосновано не принята судом первой инстанции, поскольку по смыслу действующего законодательства, в границах муниципального образования не исключено нахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащего иным лицам.
Доводы заявителей жалобы о том, что пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ является нормой, с момента введения в действие которой (01.07.2006) соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности, в связи с чем, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких либо специальных процедур признаются необоснованными, поскольку суду не представлены доказательств расположения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности ответчика.
Передача Комитетом, в рамках представленных ему абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ полномочий, земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование была осуществлена после введения в данный закон статьи 3.1, в связи с чем, право муниципальной собственности на спорный участок по заявленному основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло. Кроме того, впоследствии указанное право было прекращено.
Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2013 по делу N А04-6122/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
В.Г.ДРОЗДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 06АП-7022/2013 ПО ДЕЛУ N А04-6122/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 06АП-7022/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
- от Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района: Сафин Игорь Джонович, представитель по доверенности от 12.11.2012;
- от Администрации Полянского сельсовета Серышевского района: Польгун Сергей Николаевич, глава сельсовета, Макеев Андрей Владимирович, адвокат по ордеру от 19.11.2013 N 25/13;
- от Индивидуального предпринимателя Польгун Андрея Николаевича: Польгун Андрей Николаевич лично; Макеев Андрей Владимирович, адвокат по ордеру от 19.11.2013 N 25/13;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Полянского сельсовета Серышевского района, Индивидуального предпринимателя Польгуна Андрея Николаевича
на решение от 12.11.2013
по делу N А04-6122/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Фадеевым С.М.
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района
к Администрации Полянского сельсовета Серышевского района
о признании права собственности отсутствующим
третьи лица Индивидуальный предприниматель Польгун Андрей Николаевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района (ОГРН 1022800710294, ИНН 2824001454, место нахождения: 676355, Амурская область, пос. городского типа Серышево, ул. Ленина,7; далее - КУМИ Серышевского района, истец) обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации Полянского сельсовета (ОГРН 1022800710558, ИНН 2824001310, место нахождения: 676370, Амурская область, Серышевский район, с. Поляна, ул. Школьная,11; далее - Администрация, ответчик) о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок общей площадью 1296,3 Га, с кадастровым номером 28:23:010708:0002, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, сельсовет Полянский, с. Поляна, находящийся примерно в 0,7 км от ориентира по направлению на юг (далее-спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 04.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Польгун Андрей Николаевич (далее - ИП Польгун А.Н.), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2013 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Администрация и ИП Польгун А.Н. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы приводят доводы о том, что 25.12.1991 решением Серышевского районного совета депутатов N 99 "О передаче земель" в ведение сельских советов" земли в определенных границах выделены Полянскому сельскому совету; границы спорного земельного участка вошли в состав земель муниципального образования Полянский сельсовет, установленные статьей 11 Закона Амурской области N 425-ОЗ от 24.01.2005 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Серышевского района и муниципальных образований в его составе; все предусмотренные законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ обстоятельства, необходимые для приобретения права собственности, Полянским сельсоветом соблюдены.
По мнению заявителей жалобы, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам попадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них не возможен; факт предоставления спорного земельного участка в бессрочное пользование Полянскому сельсовету не может свидетельствовать возникновении у Администрации Серышевского района вещного права на данный участок.
Также, заявители жалобы приводят доводы о том, что истец не доказал, какие его права и законные интересы нарушены ответчиком, и каким образом данный иск приведет к восстановлению этих прав и интересов; истец не доказал, что спорный земельный участок относится к неразграниченным землям.
В судебном заседании глава Администрации и ИП Польгун А.Н. поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Амурской области, извещенное о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лица, участвующего в деле в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с кадастровым планом земельного участка по состоянию на 13.08.2007 по адресу примерно в 0,7 км по направлению на юг от с. Поляна Серышевского района Амурской области, расположен земельный участок с кадастровым номером 28:23:010708:0002, площадью 1296,3 га, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, права на который зарегистрированы не были (т. 1, л.д. 78).
04.09.2007 Главой Серышевского района, по итогам рассмотрения решения от 31.08.2007 N 162 "Об обращении к главе Серышевского района о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков, категории земель "сельскохозяйственного назначения", государственная собственность на которые не разграничена, принято Постановление N 306 о предоставлении Полянскому сельскому Совету народных депутатов земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование: земельный участок с кадастровым номером 28:23:010708:0002, площадью 1296,3 га, расположенный примерно в 0,7 км по направлению на юг от с. Поляна; 2. земельный участок с кадастровым номером 28:23:010704:0005, площадью 320 га, расположенный примерно в 0,6 км по направлению на северо-восток от с. Ударное; 3. земельный участок с кадастровым номером 28:23:010707:0166, площадью 148,6 га, расположенный примерно в 14 км по направлению на юго-восток от с. Поляна (т. 1, л.д. 17-18).
На основании заявления председателя Полянского сельского Совета народных депутатов Польгун Сергея Николаевича, Постановлением главы Серышевского района от 29.04.2011 N 157 право постоянного (бессрочного) пользования Полянского сельского Совета народных депутатов на приведенные выше земельные участки прекращено (т. 1, л.д. 19-20).
Право постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок за Муниципальным образованием Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области было зарегистрировано 09.10.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 28АА 195651 (т. 1, л.д. 46).
27.06.2011 Управлением Росреестра по Амурской области зарегистрировано право собственности муниципального образования Полянского сельсовета Серышевского района Амурской области на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства общей площадью 1296,3 га, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, Полянский с/с, с. Поляна, участок находится примерно в 0,7 км от ориентира по направлению на юг (свидетельство о государственной регистрации права серия 28 АА N 554223) (т. 1, л.д. 21).
В качестве основания возникновения права указан Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановление N 306 от 04.09.2007 Администрации Серышевского района Амурской области.
На основании договора аренды N 1 от 25.08.2011 спорный земельный участок Администрацией передан в аренду Польгун А.Н. для сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 68-76).
Полагая, что у ответчика отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, КУМИ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом избранный таким лицом способ защиты должен соответствовать имеющемуся или предполагаемому нарушению права и обеспечивать его восстановление.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьей 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве муниципальной собственности Муниципального образования Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившей в действие с 01.07.2006 согласно Федеральному закону от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 этой же нормы в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района, утвержденного Постановлением Главы Серышевского района от 14.12.2011 N 1712, КУМИ Серышевского района распоряжается земельными участками, находящимся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю; подготавливает совместно с заинтересованными федеральными и областными органами исполнительной власти документы о переводе находящихся в федеральной и областной собственности земель из одной категории в другую; организует правовое и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной районной собственности, отстаивает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах интересы органов местного самоуправления по вопросам, входящих в компетенцию комитета; предоставляет в установленном порядке земельные участки, муниципальным учреждениям, муниципальным предприятия, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным организациям и гражданам в аренду (п. 3.1 положения).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что наличие зарегистрированного права собственности муниципального образования Полянского сельсовета Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок препятствует истцу осуществлять полномочия, предоставленные ему пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Положением о Комитете. Иск подан в рамках имеющихся полномочий. Предъявление указанного иска обусловлено невозможностью защитить свои права иным способом, в частности, путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В предмет доказывания по данному спору входит проверка законности реестровой записи, а также установление гражданско-правового основания возникновения права ответчика.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что на основании нормативного акта Главы Серышевского района N 306 от 04.09.2007 спорный земельный участок был предоставлен ответчику на праве постоянного бессрочного пользования, которое впоследствии на основании Постановления N 157 от 29.04.2011 было отменено, после чего, ответчиком было зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Правительством Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 404.
В частности, в соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Постановления, в перечень таких документов входят заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права в качестве основания регистрации права указан Федеральный закон N 137-ФЗ, а также Постановление N 306 от 04.09.2007, которым спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования, отмененное Постановлением N 157 от 29.04.2011.
Спорный земельный участок был передан на праве постоянного бессрочного пользования в 2007 году, то есть после вступления в законную силу статьи 3.1 Федерального Закона N 137-ФЗ, в связи с чем, передача Комитетом ответчику земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретения права собственности.
Таким образом, судом установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за ответчиком не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, вследствие непредставления ответчиком документов, предусмотренных законом для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ.
Доводы жалобы в указанной части отклоняются, как не подтвержденные документально.
Поскольку на момент вступления в силу норм закона, регулирующих порядок разграничения государственной собственности на землю, спорный земельный участок не был предоставлен ответчику, и на этих участках отсутствуют принадлежащие муниципальному образованию объекты недвижимости, оспариваемое право муниципальной собственности на данные земельные участки возникнуть не могло.
Таким образом, спорный земельный участок на момент регистрации права собственности относился к категории объектов, государственная собственность на которые не разграничена.
Сведений о наличии на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в материалах дела не имеется.
Напротив, согласно материалам дела, спорный земельный участок передан в аренду ИП Польгун А.Н. для сельскохозяйственного производства и используется им по назначению.
Доводы жалобы со ссылкой на принятие 25.12.1991 решения Серышевского районного совета депутатов N 99 "О передаче земель в ведение сельских советов", судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, поскольку содержащиеся в решении сведения о передаче земель не позволяют идентифицировать и сопоставить их месторасположение с земельным участком, являющимся предметом спора. Доказательств обратного ответчиком в соответствии со статей 65 АПК РФ не предоставлено.
Позиция ответчика и третьего лица о том, что границы спорного земельного участка вошли в состав земель муниципального образования Полянский сельсовет, установленные статьей 11 Закона Амурской области N 425-ОЗ от 24.01.2005 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Серышевского района и муниципальных образований в его составе" обосновано не принята судом первой инстанции, поскольку по смыслу действующего законодательства, в границах муниципального образования не исключено нахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащего иным лицам.
Доводы заявителей жалобы о том, что пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ является нормой, с момента введения в действие которой (01.07.2006) соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности, в связи с чем, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких либо специальных процедур признаются необоснованными, поскольку суду не представлены доказательств расположения на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности ответчика.
Передача Комитетом, в рамках представленных ему абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ полномочий, земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование была осуществлена после введения в данный закон статьи 3.1, в связи с чем, право муниципальной собственности на спорный участок по заявленному основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло. Кроме того, впоследствии указанное право было прекращено.
Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования Полянский сельсовет Серышевского района Амурской области на спорный земельный участок.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 12.11.2013 по делу N А04-6122/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
В.Г.ДРОЗДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)