Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Право аренды приобретено заявителем на основании договора замены стороны в обязательстве.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Милованов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К.Ю. к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду по апелляционной жалобе представителя К.Ю. - Д. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 24 марта 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок.
В обоснование требований истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> участок был предоставлен правопредшественнику истца - К.Н. по договору аренды от <дата>, заключенному с комитетом по управлению имуществом <адрес> сроком на 5 лет. Право аренды приобретено истцом на основании договора замены стороны в обязательстве от <дата>.
По истечении срока действия договора аренды К.Ю. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему земельного участка для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта от 100 до 300 машиномест.
Органом местного самоуправления истцу дважды было отказано в предоставлении в аренду земельного участка: в связи с отсутствием документов, необходимых для рассмотрения заявления и в связи с непредставлением документа, подтверждающего полномочия представителя истца на обращение с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок.
13 августа 2013 года истец вновь обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 3059 кв. м сроком на 15 лет для целей, не связанных со строительством, - под размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта от 100 до 300 машиномест в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N К. отказано в удовлетворении заявления, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, а сам земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в границах территории общего пользования.
- Истец просил суд: признать незаконным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N об отказе в предоставлении земельного участка для размещения автостоянки;
- возложить на администрацию муниципального образования "<адрес>" обязанность принять решение о предоставлении ему на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка площадью 3059 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО7, в <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 24 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец (в лице своего представителя Д.) подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению автора жалобы, судом при принятии решения не учтено, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду. Решением Саратовской городской Думы от <дата> N было разрешено предоставление в аренду земельных участков, расположенных в границах красных линий, для размещения автостоянки. Решение Саратовской городской Думы от <дата> N не содержит прямого запрета по размещению на территории общего пользования автостоянки.
Автор жалобы полагает, что размещение автостоянки в границах территории общего пользования не препятствует пользованию земельным участком неограниченным кругом лиц, поскольку правом поместить автомобиль на автостоянку обладает любое лицо.
По утверждению автора жалобы, судом дана неправильная оценка объектам, расположенным на спорном земельном участке, которые являются пунктами охраны. Данные сооружения не относятся к объектам недвижимости, поскольку металлическая конструкция, обложенная силикатным кирпичом, опирается на асфальтобетонное покрытие площадки автостоянки, непосредственная связь строения с землей отсутствует. Размещение пунктов охраны на территории автостоянки является обязательным, так как эксплуатация стоянки без пунктов охраны невозможна, наличие пунктов охраны на земельном участке не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
От Кима Ю.А. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью, истцом представлен листок нетрудоспособности, выданный МУЗ "Городская клиническая больница N 8", в котором указан период нетрудоспособности с 17 по <дата>.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и отказать в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства, поскольку листок нетрудоспособности сам по себе не подтверждает нахождение лица на лечении в стационаре и невозможность участия лица в судебном заседании, иные лица об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений ст. 34 ЗК РФ (пункты 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
- В соответствии с п. 6 - 8, 11, 12 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
- правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
- красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с ч. 1, 4, 7 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон (пункт 2.1 правил).
Из материалов дела следует, что <дата> между комитетом по управлению имуществом <адрес> и К.Н. заключен договор аренды N земельного участка с кадастровым номером 64:48:040711:0054, площадью 3059 кв. м расположенного по адресу: <адрес>, б/н, сроком на 5 лет, для целей, не связанных со строительством, - размещение автостоянки Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.
<дата> между К.Н. и С. был заключен договор замены стороны в обязательстве по договору аренды, по условиям которого права арендатора в отношении земельного участка были переданы С.
<дата> между С. и К.Ю. заключен договор замены стороны в обязательстве по договору аренды N 680, согласно которому обязательства арендатора земельного участка перешли к К.Ю., переход права аренды зарегистрирован в установленном законом порядке <дата>.
<дата> К.Ю. обратился в администрацию муниципального образования "<адрес>" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду, для целей, не связанных со строительством, - под размещение автостоянки открытого типа от 100 до 300 машиномест, сроком на 15 лет.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N Киму Ю.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно акту осмотра земельного участка от <дата> на земельном участке расположены объекты недвижимости. Приобретение прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в порядке ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, использование земельного участка, находящегося в границах территории общего пользования, для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта от 100 до 300 машиномест не допускается.
В деле имеется фрагмент карты градостроительного зонирования, предоставленный комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", из которого видно, что спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 1.3 - 1.4 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года N 51-606, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", осуществляется на принципах законности, эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
В соответствии с п. 1.7 приведенного положения использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения:
- клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий;
- детских игровых площадок;
- площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО;
- остановочных пунктов общественного транспорта;
- памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм;
- ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>";
- рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе";
- нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "<адрес>";
- объектов систем коммунальной инфраструктуры (за исключением объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов), линий связи.
В силу п. 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N 210, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования (за исключением допустимого использования таких земельных участков, установленного решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>").
Анализ приведенных правовых норм и исследованных доказательств показывает, что размещение автостоянки не относится к видам использования территорий общего пользования, установленных решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>", в связи с чем отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для размещения автостоянки является законным и обоснованным.
Ссылку автора жалобы на то, что решение Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города" предусматривало возможности размещения в пределах красных линий открытых стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест, судебная коллегия полагает несостоятельной.
Красные линии обозначают не только существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, но и границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В этой связи нормы, регламентирующие виды разрешенного использования, указанные в решении Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>", являются специальными нормами по отношению к нормам, изложенным в решении Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города", и должны применяться в ситуации нахождения земельного участка в границах территорий общего пользования.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на территории земельного участка расположены два нежилых одноэтажных кирпичных строения (пункты охраны), наличие которых было установлено в ходе осмотра земельного участка и не отрицалось истцом.
Истцом представлено техническое исследование от <дата>, составленное ООО "Лаборатория независимой судебной экспертизы", которое проводилось для установления того, являются ли пункты охраны, расположенные на земельном участке, объектами капитального строительства. В исследовании указано, что объекты имеют конструктивную схему, опирающуюся на фундамент и прочно связанную с земельным участком. Строения возведены путем облицовки универсальных временных сооружений силикатным кирпичом с последующим обустройством облегченной крыши, непосредственная связь строения с землей через фундамент строения отсутствует. Специалист, проводивший исследование, пришел к выводу, что строения являются временными постройками и их перемещение возможно без нанесения им несоразмерного ущерба.
По мнению судебной коллегии, представленное исследование не может служить доказательством того, что находящиеся на земельном участке постройки носят временный характер, поскольку обе постройки имеют конструктивную схему, прочно связанную с землей и опирающуюся на фундамент, что свидетельствует о капитальном характере построек (ст. 130 ГК РФ). При наличии объектов недвижимости предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, противоречило бы испрашиваемой цели использования земельного участка. При первоначальном предоставлении земельного участка в аренду в 2007 году строительство объектов недвижимости на земельном участке не планировалось, поскольку эскизным проектом автостоянки предусматривалось размещение на земельном участке здания охраны в легких металлических конструкциях с применением в качестве наружной отделки панелей типа "сайдинг", для кровли - профилированного металла, для витражей - стеклопакетов (л.д. 88).
Кроме того, как следует из материалов дела, несмотря на окончание срока действия договора аренды земельного участка, до настоящего времени ни одна из сторон договора не заявила о расторжении договора аренды, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о прекращении права аренды земельного участка.
Согласно п. п. 1 - 2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Пункт 2 статьи 621 ГК РФ предусматривает, что, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Исходя из приведенных правовых норм, заключенный сторонами договор аренды земельного участка считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, следовательно, оспариваемый истцом отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка не препятствует ему в пользовании земельным участком на прежних условиях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3504
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Право аренды приобретено заявителем на основании договора замены стороны в обязательстве.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-3504
Судья Милованов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Кучминой А.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К.Ю. к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду по апелляционной жалобе представителя К.Ю. - Д. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 24 марта 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
К.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок.
В обоснование требований истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> участок был предоставлен правопредшественнику истца - К.Н. по договору аренды от <дата>, заключенному с комитетом по управлению имуществом <адрес> сроком на 5 лет. Право аренды приобретено истцом на основании договора замены стороны в обязательстве от <дата>.
По истечении срока действия договора аренды К.Ю. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему земельного участка для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта от 100 до 300 машиномест.
Органом местного самоуправления истцу дважды было отказано в предоставлении в аренду земельного участка: в связи с отсутствием документов, необходимых для рассмотрения заявления и в связи с непредставлением документа, подтверждающего полномочия представителя истца на обращение с заявлением о приобретении права аренды на земельный участок.
13 августа 2013 года истец вновь обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 3059 кв. м сроком на 15 лет для целей, не связанных со строительством, - под размещение автостоянки открытого типа индивидуального легкового транспорта от 100 до 300 машиномест в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N К. отказано в удовлетворении заявления, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, а сам земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в границах территории общего пользования.
- Истец просил суд: признать незаконным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N об отказе в предоставлении земельного участка для размещения автостоянки;
- возложить на администрацию муниципального образования "<адрес>" обязанность принять решение о предоставлении ему на праве аренды сроком на 15 лет земельного участка площадью 3059 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО7, в <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 24 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец (в лице своего представителя Д.) подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению автора жалобы, судом при принятии решения не учтено, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду. Решением Саратовской городской Думы от <дата> N было разрешено предоставление в аренду земельных участков, расположенных в границах красных линий, для размещения автостоянки. Решение Саратовской городской Думы от <дата> N не содержит прямого запрета по размещению на территории общего пользования автостоянки.
Автор жалобы полагает, что размещение автостоянки в границах территории общего пользования не препятствует пользованию земельным участком неограниченным кругом лиц, поскольку правом поместить автомобиль на автостоянку обладает любое лицо.
По утверждению автора жалобы, судом дана неправильная оценка объектам, расположенным на спорном земельном участке, которые являются пунктами охраны. Данные сооружения не относятся к объектам недвижимости, поскольку металлическая конструкция, обложенная силикатным кирпичом, опирается на асфальтобетонное покрытие площадки автостоянки, непосредственная связь строения с землей отсутствует. Размещение пунктов охраны на территории автостоянки является обязательным, так как эксплуатация стоянки без пунктов охраны невозможна, наличие пунктов охраны на земельном участке не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
От Кима Ю.А. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью, истцом представлен листок нетрудоспособности, выданный МУЗ "Городская клиническая больница N 8", в котором указан период нетрудоспособности с 17 по <дата>.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и отказать в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства, поскольку листок нетрудоспособности сам по себе не подтверждает нахождение лица на лечении в стационаре и невозможность участия лица в судебном заседании, иные лица об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений ст. 34 ЗК РФ (пункты 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой располагается земельный участок.
- В соответствии с п. 6 - 8, 11, 12 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
- правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
- красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с ч. 1, 4, 7 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон (пункт 2.1 правил).
Из материалов дела следует, что <дата> между комитетом по управлению имуществом <адрес> и К.Н. заключен договор аренды N земельного участка с кадастровым номером 64:48:040711:0054, площадью 3059 кв. м расположенного по адресу: <адрес>, б/н, сроком на 5 лет, для целей, не связанных со строительством, - размещение автостоянки Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.
<дата> между К.Н. и С. был заключен договор замены стороны в обязательстве по договору аренды, по условиям которого права арендатора в отношении земельного участка были переданы С.
<дата> между С. и К.Ю. заключен договор замены стороны в обязательстве по договору аренды N 680, согласно которому обязательства арендатора земельного участка перешли к К.Ю., переход права аренды зарегистрирован в установленном законом порядке <дата>.
<дата> К.Ю. обратился в администрацию муниципального образования "<адрес>" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду, для целей, не связанных со строительством, - под размещение автостоянки открытого типа от 100 до 300 машиномест, сроком на 15 лет.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N Киму Ю.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно акту осмотра земельного участка от <дата> на земельном участке расположены объекты недвижимости. Приобретение прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в порядке ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, использование земельного участка, находящегося в границах территории общего пользования, для размещения автостоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта от 100 до 300 машиномест не допускается.
В деле имеется фрагмент карты градостроительного зонирования, предоставленный комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", из которого видно, что спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 1.3 - 1.4 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года N 51-606, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", осуществляется на принципах законности, эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
В соответствии с п. 1.7 приведенного положения использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения:
- клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий;
- детских игровых площадок;
- площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО;
- остановочных пунктов общественного транспорта;
- памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм;
- ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "<адрес>";
- рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе";
- нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "<адрес>";
- объектов систем коммунальной инфраструктуры (за исключением объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов), линий связи.
В силу п. 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N 210, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования (за исключением допустимого использования таких земельных участков, установленного решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>").
Анализ приведенных правовых норм и исследованных доказательств показывает, что размещение автостоянки не относится к видам использования территорий общего пользования, установленных решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>", в связи с чем отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для размещения автостоянки является законным и обоснованным.
Ссылку автора жалобы на то, что решение Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города" предусматривало возможности размещения в пределах красных линий открытых стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест, судебная коллегия полагает несостоятельной.
Красные линии обозначают не только существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, но и границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В этой связи нормы, регламентирующие виды разрешенного использования, указанные в решении Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>", являются специальными нормами по отношению к нормам, изложенным в решении Саратовской городской Думы от <дата> N "Об утверждении плана красных линий центрального планировочного района города", и должны применяться в ситуации нахождения земельного участка в границах территорий общего пользования.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на территории земельного участка расположены два нежилых одноэтажных кирпичных строения (пункты охраны), наличие которых было установлено в ходе осмотра земельного участка и не отрицалось истцом.
Истцом представлено техническое исследование от <дата>, составленное ООО "Лаборатория независимой судебной экспертизы", которое проводилось для установления того, являются ли пункты охраны, расположенные на земельном участке, объектами капитального строительства. В исследовании указано, что объекты имеют конструктивную схему, опирающуюся на фундамент и прочно связанную с земельным участком. Строения возведены путем облицовки универсальных временных сооружений силикатным кирпичом с последующим обустройством облегченной крыши, непосредственная связь строения с землей через фундамент строения отсутствует. Специалист, проводивший исследование, пришел к выводу, что строения являются временными постройками и их перемещение возможно без нанесения им несоразмерного ущерба.
По мнению судебной коллегии, представленное исследование не может служить доказательством того, что находящиеся на земельном участке постройки носят временный характер, поскольку обе постройки имеют конструктивную схему, прочно связанную с землей и опирающуюся на фундамент, что свидетельствует о капитальном характере построек (ст. 130 ГК РФ). При наличии объектов недвижимости предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, противоречило бы испрашиваемой цели использования земельного участка. При первоначальном предоставлении земельного участка в аренду в 2007 году строительство объектов недвижимости на земельном участке не планировалось, поскольку эскизным проектом автостоянки предусматривалось размещение на земельном участке здания охраны в легких металлических конструкциях с применением в качестве наружной отделки панелей типа "сайдинг", для кровли - профилированного металла, для витражей - стеклопакетов (л.д. 88).
Кроме того, как следует из материалов дела, несмотря на окончание срока действия договора аренды земельного участка, до настоящего времени ни одна из сторон договора не заявила о расторжении договора аренды, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о прекращении права аренды земельного участка.
Согласно п. п. 1 - 2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Пункт 2 статьи 621 ГК РФ предусматривает, что, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Исходя из приведенных правовых норм, заключенный сторонами договор аренды земельного участка считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, следовательно, оспариваемый истцом отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка не препятствует ему в пользовании земельным участком на прежних условиях.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)