Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
апелляционное производство N 05АП-9961/2014
на решение от 11.06.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1096/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лиманского Яна Ивановича (ИНН 410107379861, ОГРН 309410126000051, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 17.09.2009)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009); Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.10.2002)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 1412 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей,
- об обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664 в аренду для целей, не связанных со строительством;
- при участии:
- от ИП Лиманского Я.И.: представитель Сыроватская Н.С. по доверенности от 18.03.2014 41 АА 0282497, сроком на три года, паспорт;
- Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа - не явились;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Лиманский Ян Иванович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент) и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Департамента, оформленного письмом от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 1412 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей, об обязании администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации земельные участки используются по целевому назначению в соответствии с видами разрешенного использования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку на момент рассмотрения заявления ИП Лиманского Я.И. от 16.04.2014 Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" утратило силу и не могло быть применено, на основании пункта 6 статьи 1 Решения N 163-нд Департаментом правомерно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 29.01.2013 предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду примерной площадью 1000 кв. м для целей, не связанных со строительством, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей.
Постановлением администрации от 11.03.2013 N 712 на основании заявления предпринимателя от 29.01.2013 сформирован земельный участок, расположенный по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском площадью 0,1412 га, и утверждена схема расположения земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 41:01:0010119:6664), выдан кадастровый паспорт земельного участка, который 16.01.2014 представлен в Департамент.
Рассмотрев заявление предпринимателя, Департамент подготовил и направил в его адрес письмо от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, которым отказал в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на пункт 6 статьи 1, подпункт 8 пункт 8 статьи 3 Решения N 163-нд.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Решение Городской Думы N 163-нд не могло являться надлежащим правовым основанием для отказа предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку правоотношения между предпринимателем и Департаментом возникли на основании Решения Городской Думы N 309-нд от 29.01.2013, а именно с момента подачи предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, т.е. до принятия и вступления в силу Решения Городской Думы N 163-нд, а акты гражданского законодательства в силу статьи 4 ГК РФ не имеют обратной силы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка 29.01.2013, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей были урегулированы Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 309-нд).
Решение Городской Думы N 309-нд утратило силу в связи с изданием Решения Городской Думы N 163-нд, вступившим в силу 28.12.2013.
Данное Решение о процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа разработано в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Пунктом 6 статьи 1 Решения Городской Думы N 163-нд предусмотрено, что в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов:
1) для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли, за исключением объектов развозной и разносной торговли, станций технического обслуживания, автомоек;
2) автостоянок и парковок автомобилей;
3) временного хранения (складирования) строительных материалов на период строительства;
4) спортивных, игровых, детских площадок, пешеходных дорожек, организаций мест отдыха, площадок для выгула собак;
5) размещения клумб, газонов (озеленения);
6) размещения объектов связи.
Как следует из материалов дела, предприниматель испрашивает земельный участок для размещения станции технического обслуживания автомобилей.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения Департамента действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для размещения станции технического обслуживания автомобилей в Городском округе Петропавловк-Камчатский, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для предоставления спорного земельного участка у Департамента отсутствовали.
Делая вывод об обратном, суд первой инстанции исходил из того, что спорные отношения возникли до вступления в силу Решения Думы N 163-нд.
Вместе с тем, то обстоятельство, что на момент обращения предпринимателя с заявлением от 29.01.2013 разрешенное использование земельного участка не противоречило действующему на тот момент Решению Городской Думы N 309 "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях (станция технического обслуживания) в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязанности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение заявленных требований фактически означает принятие ответчиком решения не соответствующего нормам действующего законодательства, что является недопустимым.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что разрешенное использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте земельного участка от 16.05.2013 N 4100/206/13-17319, противоречит цели использования, указанной в заявлении предпринимателя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что у Департамента имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
Поскольку в ходе рассмотрения дела коллегией установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, то, соответственно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2014 по делу N А24-1096/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 N 05АП-9961/2014 ПО ДЕЛУ N А24-1096/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. N 05АП-9961/2014
Дело N А24-1096/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
апелляционное производство N 05АП-9961/2014
на решение от 11.06.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1096/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лиманского Яна Ивановича (ИНН 410107379861, ОГРН 309410126000051, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 17.09.2009)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009); Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101036106, ОГРН 1024101022010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.10.2002)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 1412 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей,
- об обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664 в аренду для целей, не связанных со строительством;
- при участии:
- от ИП Лиманского Я.И.: представитель Сыроватская Н.С. по доверенности от 18.03.2014 41 АА 0282497, сроком на три года, паспорт;
- Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа - не явились;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Лиманский Ян Иванович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент) и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Департамента, оформленного письмом от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, площадью 1412 кв. м, для целей, не связанных со строительством, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей, об обязании администрации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010119:6664 в аренду для целей, не связанных со строительством.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации земельные участки используются по целевому назначению в соответствии с видами разрешенного использования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, поскольку на момент рассмотрения заявления ИП Лиманского Я.И. от 16.04.2014 Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" утратило силу и не могло быть применено, на основании пункта 6 статьи 1 Решения N 163-нд Департаментом правомерно отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 29.01.2013 предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду примерной площадью 1000 кв. м для целей, не связанных со строительством, расположенного по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском, для размещения временного объекта - станции технического обслуживания автомобилей.
Постановлением администрации от 11.03.2013 N 712 на основании заявления предпринимателя от 29.01.2013 сформирован земельный участок, расположенный по проспекту Циолковского в г. Петропавловске-Камчатском площадью 0,1412 га, и утверждена схема расположения земельного участка.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 41:01:0010119:6664), выдан кадастровый паспорт земельного участка, который 16.01.2014 представлен в Департамент.
Рассмотрев заявление предпринимателя, Департамент подготовил и направил в его адрес письмо от 23.01.2014 N 01-08-01/274/14, которым отказал в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на пункт 6 статьи 1, подпункт 8 пункт 8 статьи 3 Решения N 163-нд.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Решение Городской Думы N 163-нд не могло являться надлежащим правовым основанием для отказа предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку правоотношения между предпринимателем и Департаментом возникли на основании Решения Городской Думы N 309-нд от 29.01.2013, а именно с момента подачи предпринимателем заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, т.е. до принятия и вступления в силу Решения Городской Думы N 163-нд, а акты гражданского законодательства в силу статьи 4 ГК РФ не имеют обратной силы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
На момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка 29.01.2013, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей были урегулированы Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18.11.2010 N 309-нд "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - Решение N 309-нд).
Решение Городской Думы N 309-нд утратило силу в связи с изданием Решения Городской Думы N 163-нд, вступившим в силу 28.12.2013.
Данное Решение о процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа разработано в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Пунктом 6 статьи 1 Решения Городской Думы N 163-нд предусмотрено, что в целях, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются для размещения временных объектов:
1) для организации общественного питания, бытового обслуживания, торговли, за исключением объектов развозной и разносной торговли, станций технического обслуживания, автомоек;
2) автостоянок и парковок автомобилей;
3) временного хранения (складирования) строительных материалов на период строительства;
4) спортивных, игровых, детских площадок, пешеходных дорожек, организаций мест отдыха, площадок для выгула собак;
5) размещения клумб, газонов (озеленения);
6) размещения объектов связи.
Как следует из материалов дела, предприниматель испрашивает земельный участок для размещения станции технического обслуживания автомобилей.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения Департамента действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для размещения станции технического обслуживания автомобилей в Городском округе Петропавловк-Камчатский, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для предоставления спорного земельного участка у Департамента отсутствовали.
Делая вывод об обратном, суд первой инстанции исходил из того, что спорные отношения возникли до вступления в силу Решения Думы N 163-нд.
Вместе с тем, то обстоятельство, что на момент обращения предпринимателя с заявлением от 29.01.2013 разрешенное использование земельного участка не противоречило действующему на тот момент Решению Городской Думы N 309 "О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях (станция технического обслуживания) в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязанности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение заявленных требований фактически означает принятие ответчиком решения не соответствующего нормам действующего законодательства, что является недопустимым.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что разрешенное использование земельного участка, указанное в кадастровом паспорте земельного участка от 16.05.2013 N 4100/206/13-17319, противоречит цели использования, указанной в заявлении предпринимателя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что у Департамента имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
Поскольку в ходе рассмотрения дела коллегией установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, то, соответственно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.06.2014 по делу N А24-1096/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)