Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2015 N 13АП-7239/2015 ПО ДЕЛУ N А56-68359/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N А56-68359/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от заявителя: Коваль В.А. (доверенность от 15.11.2014), Рахманова И.С. (доверенность от 25.09.2014)
от заинтересованного лица: Денисов В.В. (доверенность от 30.12.2014), Серова А.В. (доверенность от 12.01.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7239/2015) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2015 по делу N А56-68359/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску ООО "Выборг-Карго"
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВЫБОРГ-КАРГО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) в предоставлении в собственность земельного участка, изложенного в письме от 27.08.2014 N Юр-651, а также об обязании Администрации предоставить в собственность Обществу земельный участок площадью 4 242 345 кв. м, с кад. N 47:01:1122001:1479, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, Гончаровское сельское поселение, поселок Вещево, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - под реконструкцию и строительство авиационного транспортного предприятия, за плату в размере 15 процентов от его кадастровой стоимости и направить Обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением от 30.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать, указывая, что на спорном земельном участке находятся 24 объекта недвижимости, право собственности на которые за заявителем не зарегистрировано, в том числе бомбоубежища, таким образом, судом вынесен судебный акт, затрагивающий права и интересы лиц, не привлеченных к участию в деле. По мнению подателя жалобы, Обществом не представлены доказательства обоснования площади испрашиваемого земельного участка для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как указывает Общество, ООО "Выборг-Карго" является собственником 67 объектов недвижимого имущества бывшего государственного авиационного транспортного предприятия "Аэропорт Выборг", расположенных на земельном участке площадью 4 242 345 кв. м с кадастровым номером 47:01:1122001:1479 по адресу: Ленинградская обл., Выборгский район, Гончаровское сельское поселение, поселок Вещево, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - под реконструкцию и строительство авиационного транспортного предприятия, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
30.07.2014 Общество в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату в размере 15% от его кадастровой стоимости и направлении проекта договора купли-продажи.
Письмом Администрации от 27.08.2014 N Юр-651 в выкупе спорного земельного участка отказано со ссылкой на несоответствие представленного Обществом пакета документов перечню документов, установленному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Полагая отказ Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив до воды апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования Общества удовлетворены судом первой инстанции неправомерно.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 7 статьи 36 данного Кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса. Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ).
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка разрешенное использование земельного участка - реконструкция и строительство авиационного предприятия.
Суд первой инстанции, сделав вывод, что назначение земельного участка не препятствует его оформлению в собственность заявителю в порядке ст. 36 ЗК РФ для эксплуатации объектов недвижимости, Обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, в том числе обоснована площадь испрашиваемого земельного участка, удовлетворил требования Общества.
Между тем, предоставление собственникам зданий, строений, сооружений статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 данного Кодекса принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.
В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера.
В обоснование площади испрашиваемого земельного участка Общество ссылалось, в том числе на Заключение эксперта от 13.01.2015, выполненное ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта "Ленаэропроект", согласно которому назначение испрашиваемого земельного участка подразумевает расположение, реконструкцию и строительство единого комплекса зданий и сооружений одного авиационного транспортного предприятия, именно площадь 4 242 345 кв. м необходима для размещения и эксплуатации аэродрома, а также объектов аэропортовой инфраструктуры, обеспечивающих полноценное функционирование аэропорта. Кроме того, в заключении содержится вывод, что на земельном участке есть свободные площади для строительства новых зданий.
Кроме того, из представленной заявителем схемы испрашиваемого земельного участка, составленной ЗАО "Лимб", следует, что на земельном участке, помимо объектов Общества, находится 24 объекта недвижимости, право собственности на которые за заявителем не зарегистрировано.
Вопреки выводу суда первой инстанции, указанный в кадастровом паспорте вид разрешенного использования земельного участка - реконструкция и строительство авиационного предприятия свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что Обществом не доказана необходимость предоставления для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости спорного земельного участка.
Таким образом, вне зависимости от приведенных Администрацией оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность Обществу, оспариваемый отказ права и законные интересы заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления Общества следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2015 по делу N А56-68359/2014 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ООО "ВЫБОРГ-КАРГО" (адрес: 188901, Ленинградская обл., пос. Гончарово, д. 51, ОГРН: 1104704002677) в доход федерального бюджета 1500 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)