Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей: Мугиновой Р.Х., Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г. - Т. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Г. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок площадью... кв. м, расположенный по адресу: РБ, адрес поворот, СНТ "Свет", участок N..., кадастровый номер N... - отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа (далее Администрация ГО) г. Уфа РБ в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером N..., площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес поворот, участок N..., СНТ "Свет".
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением Исполнительного комитета городского округа Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N... от дата коллективу рабочих служащих завода п/я N... был предоставлен земельный участок в Орджоникидзевском районе г. Уфы восточнее Бирского тракта и севернее адрес, 5 км. Впоследствии во исполнение ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", коллективный сад рабочих и служащих завода п/я 141 был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество "Свет". Садовый участок N... площадью N... кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа Орджоникидзевский район, Тимашевский поворот, СНТ "Свет" закреплен за Г. Данный земельный участок подставлен на кадастровый учет под кадастровым номером N.... Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой разрешить приватизировать земельный участок. Письмом исх. N Г - N... от дата главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ истцу в предоставлении земельного участка было отказано. Истец отказ считает незаконным.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Г. - Т. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, при этом указывая, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка, указано, как "санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс", сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата. Вместе с тем ни Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия как "санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс" не предусмотрено. Доказательств тому, что данное понятие является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" ни Администрацией ГО г. Уфа, ни третьим лицом в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999. Кроме того, указание в кадастровом паспорте санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс", не имеет юридического значения для существа рассматриваемого спора, т.к. установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель ограниченных в обороте.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения по следующим основаниям.
Согласно представленным материалам дела, решением Исполнительного комитета городского округа Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N... от дата об отводе земельных участков исполкомам районных советов было постановлено отвести исполкомам районных Советов земельные участки под коллективные сады (л.д. 8 - 9).
Согласно акту об отводе границ от дата площадь отведенного земельного участка, расположенного в адрес восточнее Бирского тракта и севернее адрес, 5 км, составляла 9 га.
Впоследствии во исполнение ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", коллективный сад рабочих и служащих завода п/я 141 был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество "Свет".
Г. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Свет" и за ней закреплен земельный участок N... площадью... кв. м, что подтверждается справкой выданной председателем правления СНТ "Свет". (л.д. 16, 18).
Представитель Г. - Т. дата обратилась в Администрацию города с просьбой о предоставлении в собственность спорного земельного участка, находящегося по адресу: РБ адрес поворот, участок N....
Письмом главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа адрес РБ от дата за N Г - N... Г. отказано в удовлетворении заявления и указано, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. В соответствии с пп. 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. В связи с чем, предоставление в собственность указанного земельного участка не представляется возможным. (л.д. 20).
Как видно из кадастрового паспорта от дата N..., земельный участок с кадастровым номером N...:
- - входит в зону: "РБ, г. Уфа, Зона специального назначения, реестровый номер N..., индекс СП-2";
- - полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый номер N..., индекс СП-Т, N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес РБ" от дата N 7/4";
- - частично входит в зону: "РБ, г. Уфа, Прибрежные защитные полосы, реестровый номер, N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N...";
- - полностью входит в зону:: "РБ, г. Уфа, Санитарно-защитная зона от Северной промышленной зоны, реестровый номер N..., индекс СЗ-С; ООО "Баштрансгаз" База управления технологического транспорта и спецтехники", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес РБ" от дата N...";
- - полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N...".
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Согласно п. 6 указанной статьи основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 102-ФЗ данный перечень дополнен п. п. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В 1994 году с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" СанПиН 2640-82, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 18 декабря 1982 года N 2640-82 (далее - Положение), институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным Проектом были определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения города Уфы. Вышеуказанный проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за N 801р от 24.07.1995 года, являющийся действующим правовым актом.
Второй пояс зоны санитарной охраны охватывает территорию, предназначенную для предупреждения источников водоснабжения от микробного загрязнения.
Границы этого пояса определяются расчетами, основанными на учете климатических особенностей местности, ее рельефа, санитарных, гидрологических или гидрогеологических условий, учитывающих надежность естественной защищенности подземных вод от загрязнения и время, необходимое для самоочищения воды.
Согласно п. 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (СанПиН 2.1.4.1110-02).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов.
Кроме того, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на испрашиваемый земельный участок (л.д. 14 - 15).
Произведенная в государственном кадастре недвижимости запись о вхождении испрашиваемого истцом земельного участка во второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, является государственным актом регистрации государственным органом существующего ограничения, никем не оспорена и юридически действительна, а потому является допустимым и достоверным доказательством нахождения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Истцом суду представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка - выписка из государственного кадастра недвижимости, из которой следует, что весь испрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояса. При таких обстоятельствах данные, содержащиеся в указанной выписке, подтверждают факт нахождения спорного земельного участка в зоне санитарной охраны водозаборов, II пояс, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, следовательно, является ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г. - Т. - без удовлетворения.
Справка: судья Мусин Э.Р.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Р.Х.МУГИНОВА
Э.М.ХАМИДУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 10.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5079/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. по делу N 33-5079/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей: Мугиновой Р.Х., Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г. - Т. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Г. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок площадью... кв. м, расположенный по адресу: РБ, адрес поворот, СНТ "Свет", участок N..., кадастровый номер N... - отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа (далее Администрация ГО) г. Уфа РБ в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером N..., площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес поворот, участок N..., СНТ "Свет".
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением Исполнительного комитета городского округа Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N... от дата коллективу рабочих служащих завода п/я N... был предоставлен земельный участок в Орджоникидзевском районе г. Уфы восточнее Бирского тракта и севернее адрес, 5 км. Впоследствии во исполнение ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", коллективный сад рабочих и служащих завода п/я 141 был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество "Свет". Садовый участок N... площадью N... кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа Орджоникидзевский район, Тимашевский поворот, СНТ "Свет" закреплен за Г. Данный земельный участок подставлен на кадастровый учет под кадастровым номером N.... Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой разрешить приватизировать земельный участок. Письмом исх. N Г - N... от дата главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ истцу в предоставлении земельного участка было отказано. Истец отказ считает незаконным.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Г. - Т. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, при этом указывая, что в кадастровом паспорте спорного земельного участка, указано, как "санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс", сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата. Вместе с тем ни Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия как "санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс" не предусмотрено. Доказательств тому, что данное понятие является равнозначным понятию "зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" ни Администрацией ГО г. Уфа, ни третьим лицом в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999. Кроме того, указание в кадастровом паспорте санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс", не имеет юридического значения для существа рассматриваемого спора, т.к. установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель ограниченных в обороте.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения по следующим основаниям.
Согласно представленным материалам дела, решением Исполнительного комитета городского округа Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N... от дата об отводе земельных участков исполкомам районных советов было постановлено отвести исполкомам районных Советов земельные участки под коллективные сады (л.д. 8 - 9).
Согласно акту об отводе границ от дата площадь отведенного земельного участка, расположенного в адрес восточнее Бирского тракта и севернее адрес, 5 км, составляла 9 га.
Впоследствии во исполнение ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", коллективный сад рабочих и служащих завода п/я 141 был зарегистрирован под наименованием Садоводческое некоммерческое товарищество "Свет".
Г. является членом Садоводческого некоммерческого товарищества "Свет" и за ней закреплен земельный участок N... площадью... кв. м, что подтверждается справкой выданной председателем правления СНТ "Свет". (л.д. 16, 18).
Представитель Г. - Т. дата обратилась в Администрацию города с просьбой о предоставлении в собственность спорного земельного участка, находящегося по адресу: РБ адрес поворот, участок N....
Письмом главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа адрес РБ от дата за N Г - N... Г. отказано в удовлетворении заявления и указано, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. В соответствии с пп. 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. В связи с чем, предоставление в собственность указанного земельного участка не представляется возможным. (л.д. 20).
Как видно из кадастрового паспорта от дата N..., земельный участок с кадастровым номером N...:
- - входит в зону: "РБ, г. Уфа, Зона специального назначения, реестровый номер N..., индекс СП-2";
- - полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый номер N..., индекс СП-Т, N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес РБ" от дата N 7/4";
- - частично входит в зону: "РБ, г. Уфа, Прибрежные защитные полосы, реестровый номер, N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N...";
- - полностью входит в зону:: "РБ, г. Уфа, Санитарно-защитная зона от Северной промышленной зоны, реестровый номер N..., индекс СЗ-С; ООО "Баштрансгаз" База управления технологического транспорта и спецтехники", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес РБ" от дата N...";
- - полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N...", N..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N...".
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Согласно п. 6 указанной статьи основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 102-ФЗ данный перечень дополнен п. п. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В 1994 году с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" СанПиН 2640-82, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 18 декабря 1982 года N 2640-82 (далее - Положение), институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным Проектом были определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения города Уфы. Вышеуказанный проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за N 801р от 24.07.1995 года, являющийся действующим правовым актом.
Второй пояс зоны санитарной охраны охватывает территорию, предназначенную для предупреждения источников водоснабжения от микробного загрязнения.
Границы этого пояса определяются расчетами, основанными на учете климатических особенностей местности, ее рельефа, санитарных, гидрологических или гидрогеологических условий, учитывающих надежность естественной защищенности подземных вод от загрязнения и время, необходимое для самоочищения воды.
Согласно п. 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (СанПиН 2.1.4.1110-02).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов.
Кроме того, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на испрашиваемый земельный участок (л.д. 14 - 15).
Произведенная в государственном кадастре недвижимости запись о вхождении испрашиваемого истцом земельного участка во второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, является государственным актом регистрации государственным органом существующего ограничения, никем не оспорена и юридически действительна, а потому является допустимым и достоверным доказательством нахождения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Истцом суду представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка - выписка из государственного кадастра недвижимости, из которой следует, что весь испрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояса. При таких обстоятельствах данные, содержащиеся в указанной выписке, подтверждают факт нахождения спорного земельного участка в зоне санитарной охраны водозаборов, II пояс, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, следовательно, является ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г. - Т. - без удовлетворения.
Справка: судья Мусин Э.Р.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Р.Х.МУГИНОВА
Э.М.ХАМИДУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)