Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: По мнению прокурора, администрация муниципального образования является собственником отходов, размещенных на территории образования, обязана ликвидировать свалку во избежание негативного воздействия на окружающую среду и создания угрозы здоровью населения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Григорьевой Н.М., Озерова С.А.
при секретаре Д.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области по доверенности К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее - МО) "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на территории МО "Город Выборг" в г. Выборге по ул. Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал", путем вывоза данных отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, было установлено, что на территории МО "Выборг" в г. Выборге по ул. Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал" непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общим объемом более 5 кубических метров. Собственник отходов не установлен.
По мнению прокурора, размещенные отходы являются собственностью муниципального образования, в силу чего обязанность по ликвидации данной несанкционированной свалки лежит на ответчике. Ненадлежащее выполнение администрацией своих обязанностей по охране земель приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на положения, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса РФ, п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие 01.07.2002 Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просил удовлетворить заявленные требования (л.д. 5 - 7).
Определением Выборгского городского суда от <...> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области (л.д. 18 - 21), а определением от <...> администрация МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица (л.д. 30 - 33).
Представитель истца помощник прокурора Шаркова О.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Я. в судебном заседании поддержал требования прокурора.
Представитель третьего лица администрации МО "Город Выборг" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен (л.д. 34 - 36).
<...> Выборгским городским судом постановлено заочное решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме (л.д. 37 - 39).
Представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области - К., не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит заочное решение Выборгского городского суда от <...> отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование представленной жалобы указано, что судом в нарушение части 2 статьи 40 ГПК РФ по собственной инициативе привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области. При этом в адрес администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области направлено исковое заявление прокуратуры с требованиями к администрации МО "Город Выборг". Таким образом, никаких требований в администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области не заявлялось, и доказательств тому в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что природоохранная прокуратура предпринимала меры для установления собственника свалки. Из акта рейдовой проверки следует, что свалка расположена на территории массива гаражей по улице Данилова в г. Выборге, однако собственники гаражей прокуратурой не установлены.
Ссылаясь на ст. 5, ст. 10, ст. 11 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от <...>, представитель ответчика полагала, что на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области незаконно возложена обязанность по ликвидации свалки (л.д. 43 - 45).
Представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Прокурор <ФИО7> просила заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по апелляционной жалобе не представили.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области по поручению губернатора Ленинградской области о проведении проверки соблюдения законодательства от отходах производства и потребления на территории Ленинградской области от <...> года, было установлено, что на территории МО "Выборг" в г. Выборге по улице Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал" непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общим объемом более 5 кубических метров. Собственник отходов не установлен. Указанные обстоятельства подтверждаются актом Рейдовой проверки территории N от <...> и фототаблицей.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения района.
Как следует из ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 8 указанного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов МО "Город Выборг" от <...> N и решением совета депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от <...> N, в редакции дополнительного соглашения N от <...> года, полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора переданы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области.
Разрешая спор по существу, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации участка несанкционированной свалки бытовых отходов лежит на Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. При этом суд исходил из того, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права при привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, являются несостоятельными.
В силу части 3 ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Так как в соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Город Выборг", то указанная администрация правомерно привлечена судом по собственной инициативе к участию в деле в качестве ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области незаконно возложена обязанность по ликвидации свалки на ул. Данилова в г. Выборге, также не принимаются судебной коллегией.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что зафиксированные отходы производства и потребления на улице Данилова справа от автодороги, на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал", принадлежат муниципальному образованию. Как указывалось ранее, ответчик осуществляет полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Город Выборг". При этом представителем ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств принадлежности данных отходов иному собственнику или принадлежности указанной территории на каком-либо праве иному лицу.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.11.2014 N 33-5664/2014
Требование: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: По мнению прокурора, администрация муниципального образования является собственником отходов, размещенных на территории образования, обязана ликвидировать свалку во избежание негативного воздействия на окружающую среду и создания угрозы здоровью населения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. N 33-5664/2014
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Григорьевой Н.М., Озерова С.А.
при секретаре Д.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области по доверенности К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее - МО) "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на территории МО "Город Выборг" в г. Выборге по ул. Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал", путем вывоза данных отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, было установлено, что на территории МО "Выборг" в г. Выборге по ул. Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал" непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общим объемом более 5 кубических метров. Собственник отходов не установлен.
По мнению прокурора, размещенные отходы являются собственностью муниципального образования, в силу чего обязанность по ликвидации данной несанкционированной свалки лежит на ответчике. Ненадлежащее выполнение администрацией своих обязанностей по охране земель приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на положения, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса РФ, п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие 01.07.2002 Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп. 18 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор просил удовлетворить заявленные требования (л.д. 5 - 7).
Определением Выборгского городского суда от <...> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области (л.д. 18 - 21), а определением от <...> администрация МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица (л.д. 30 - 33).
Представитель истца помощник прокурора Шаркова О.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Я. в судебном заседании поддержал требования прокурора.
Представитель третьего лица администрации МО "Город Выборг" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен (л.д. 34 - 36).
<...> Выборгским городским судом постановлено заочное решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме (л.д. 37 - 39).
Представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области - К., не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит заочное решение Выборгского городского суда от <...> отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование представленной жалобы указано, что судом в нарушение части 2 статьи 40 ГПК РФ по собственной инициативе привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области. При этом в адрес администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области направлено исковое заявление прокуратуры с требованиями к администрации МО "Город Выборг". Таким образом, никаких требований в администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области не заявлялось, и доказательств тому в материалы дела не представлено.
Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что природоохранная прокуратура предпринимала меры для установления собственника свалки. Из акта рейдовой проверки следует, что свалка расположена на территории массива гаражей по улице Данилова в г. Выборге, однако собственники гаражей прокуратурой не установлены.
Ссылаясь на ст. 5, ст. 10, ст. 11 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от <...>, представитель ответчика полагала, что на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области незаконно возложена обязанность по ликвидации свалки (л.д. 43 - 45).
Представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Прокурор <ФИО7> просила заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по апелляционной жалобе не представили.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области по поручению губернатора Ленинградской области о проведении проверки соблюдения законодательства от отходах производства и потребления на территории Ленинградской области от <...> года, было установлено, что на территории МО "Выборг" в г. Выборге по улице Данилова справа от автодороги на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал" непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общим объемом более 5 кубических метров. Собственник отходов не установлен. Указанные обстоятельства подтверждаются актом Рейдовой проверки территории N от <...> и фототаблицей.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения района.
Как следует из ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ст. ст. 4, 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 8 указанного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов МО "Город Выборг" от <...> N и решением совета депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от <...> N, в редакции дополнительного соглашения N от <...> года, полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора переданы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области.
Разрешая спор по существу, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации участка несанкционированной свалки бытовых отходов лежит на Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. При этом суд исходил из того, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права при привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, являются несостоятельными.
В силу части 3 ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Так как в соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий администрации МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Город Выборг", то указанная администрация правомерно привлечена судом по собственной инициативе к участию в деле в качестве ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области незаконно возложена обязанность по ликвидации свалки на ул. Данилова в г. Выборге, также не принимаются судебной коллегией.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что зафиксированные отходы производства и потребления на улице Данилова справа от автодороги, на территории массива гаражей, прилегающих к территории ООО "Национальный Винный Терминал", принадлежат муниципальному образованию. Как указывалось ранее, ответчик осуществляет полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Город Выборг". При этом представителем ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств принадлежности данных отходов иному собственнику или принадлежности указанной территории на каком-либо праве иному лицу.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)