Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей: Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность N 613 от 28.12.2006 г.,
от ответчика - представитель Мирошник О.В., доверенность N Д05-01/1392 от 04.07.2007 г.,
третье лицо - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 г. по делу N А55-1600/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара,
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью ТД "РЕАЛ", г. Самара,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара (далее - Департамент), выразившегося в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м и обязании Департамент утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что обращение Министерства об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено Департаментом по существу в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО Торговый дом "Реал" от 23.10.2006 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м под установку рекламной конструкции, Министерство 26.10.2006 г. направило в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ данного земельного участка.
05.03.2007 г. Комитетом градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, за подписью главного архитектора города Смирновым А.В. Министерству был дан ответ N СП-9/1675-0-2 об отказе в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку рекламных конструкций, указав на невозможность их установки.
Министерство, считая бездействия Департамента по утверждению проекта границ вышеуказанного земельного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку оспариваемые действия ответчика права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, а также из того, что Департамент исполнил обязанность о выдаче заключения.
Между тем при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании пункта 1.1 указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением случаев, указанных пунктом 1.3 настоящего Положения, и по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей.
05 февраля 2007 г. постановлением главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 г. N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 г. N 17.
Распоряжением руководителя Департамента от 06 февраля 2007 г. N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 05 марта 2007 г. N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку рекламных конструкций, нельзя расценивать как исполнение возложенной на Департамент обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
Из анализа норм ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку Департамент, как уполномоченный орган, оставил без ответа обращение Министерства, то заинтересованное лицо бездействовало как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора, чем нарушены требования ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение от 8 мая 2007 г. подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а заявленные требования Министерства удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 г. по делу N А55-1600/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2007 ПО ДЕЛУ N А55-1600/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2007 г. по делу N А55-1600/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей: Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность N 613 от 28.12.2006 г.,
от ответчика - представитель Мирошник О.В., доверенность N Д05-01/1392 от 04.07.2007 г.,
третье лицо - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 г. по делу N А55-1600/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара,
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью ТД "РЕАЛ", г. Самара,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара (далее - Департамент), выразившегося в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м и обязании Департамент утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что обращение Министерства об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено Департаментом по существу в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО Торговый дом "Реал" от 23.10.2006 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м под установку рекламной конструкции, Министерство 26.10.2006 г. направило в адрес Департамента обращение об изготовлении и утверждении проекта границ данного земельного участка.
05.03.2007 г. Комитетом градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, за подписью главного архитектора города Смирновым А.В. Министерству был дан ответ N СП-9/1675-0-2 об отказе в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку рекламных конструкций, указав на невозможность их установки.
Министерство, считая бездействия Департамента по утверждению проекта границ вышеуказанного земельного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку оспариваемые действия ответчика права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, а также из того, что Департамент исполнил обязанность о выдаче заключения.
Между тем при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании пункта 1.1 указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением случаев, указанных пунктом 1.3 настоящего Положения, и по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей.
05 февраля 2007 г. постановлением главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 г. N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 г. N 17.
Распоряжением руководителя Департамента от 06 февраля 2007 г. N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 05 марта 2007 г. N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку рекламных конструкций, нельзя расценивать как исполнение возложенной на Департамент обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
Из анализа норм ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку Департамент, как уполномоченный орган, оставил без ответа обращение Министерства, то заинтересованное лицо бездействовало как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора, чем нарушены требования ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение от 8 мая 2007 г. подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а заявленные требования Министерства удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 8 мая 2007 г. по делу N А55-1600/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, Заводское шоссе/проспект Кирова, площадью 24,6 кв. м.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)