Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Триада" - Слепухина А.Ш., доверенность от 10.09.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- от Главы городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Триада"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-20954/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Триада", (ОГРН 1026301699540), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триада" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38), обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014, требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2014 решение от 12.12.2013 и постановление от 28.02.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "Триада" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
По мнению подателя жалобы, основания, по которым заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации; Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74; Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных не земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью "Триада" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.04.2007 N 06-28/1-2503 распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38)" утвержден проект границ земельного участка площадью 60,0 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, под установку временного магазина "Продукты", с приложением проекта границ.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 29.05.2007 N 204 внесены изменения в пункт 1 распоряжения администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)".
ООО "Триада" согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 было обеспечено внесение сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр и получен кадастровый паспорт, в котором была допущена ошибка в части указания объекта.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 ООО "Триада" произведено межевание земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и получен межевой план 20.12.2012.
Договор аренды не заключен, приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)", площадью 60 кв. м, отменен.
В апреле 2013 года ООО "Триада" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 20.05.2013 исх. N 06-28/1-2503/06 возвратило пакет документов, указав, что договор аренды не заключен.
18 июля 2013 года ООО "Триада" вновь обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38). Согласно расписке N 12-1/2052/13 ООО "Триада" были предоставлены все необходимые документы.
Письмом от 29.07.2013 N 12-1/2052/13 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38).
В письме заинтересованное лицо указывает на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка на праве аренды, так как Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. Указанная схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377. Исходя из утвержденной схемы размещение каких-либо торговых объектов на земельном участке, испрашиваемом ООО "Триада", не предусмотрено.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения о о предоставлении земельного участка в аренду суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что судами не дана оценка наличию доказательств о возможности предоставления земельного участка на основании пункта 3.1 Порядка. Кроме того, указывая, что отсутствие нестационарного торгового объекта в Схеме размещения не является препятствием для предоставления участка, суды не установили правовые основания такого не включения, для этих целей заинтересованным лицом по делу мог признаваться и орган муниципального образования.
Положения пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд правомерно посчитал обоснованным довод министерства о том, что предоставление земельного участка является невозможным, так как размещение нестационарного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Абзацем 6 пункта 3.1. Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судом правильно учтено прежде всего то, что у заявителя отсутствует акт уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006, в связи с чем у общества отсутствует преимущественное право на предоставление земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из пояснений представителя заинтересованного лица и материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют нестационарные торговые объекты.
Судом верно отмечено в решении, что наличие распоряжения Администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)" (л.д. 31-32 т. 1) само по себе не свидетельствует о фактическом расположении временного магазина на испрашиваемом земельном участке.
Судом также правильно учтено, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения о том, что размещение нестационарного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Общество при обращении в Министерство за предоставлением земельного участка без торгов, указав на наличие действующего приказа министерства от 28.08.2007 N 1126 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, не учло, что приказом от 14.05.2013 N 856 министерство отменило приказ от 27.08.2007 N 1126 в связи с тем, что в течение срока, установленного приказом, договор аренды земельного участка не заключен по вине общества.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Триада" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-20954/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 11АП-18282/2014 ПО ДЕЛУ N А55-20954/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А55-20954/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Триада" - Слепухина А.Ш., доверенность от 10.09.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
- от Главы городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Триада"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-20954/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Триада", (ОГРН 1026301699540), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триада" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 12-1/2052/13 от 29.07.2013 об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Тувинская (в районе уч. 38), обязании Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014, требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2014 решение от 12.12.2013 и постановление от 28.02.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "Триада" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
По мнению подателя жалобы, основания, по которым заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации; Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74; Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных не земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью "Триада" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.04.2007 N 06-28/1-2503 распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38)" утвержден проект границ земельного участка площадью 60,0 кв. м, относящегося по категории к землям поселений, под установку временного магазина "Продукты", с приложением проекта границ.
Распоряжением администрации Кировского района городского округа Самара от 29.05.2007 N 204 внесены изменения в пункт 1 распоряжения администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)".
ООО "Триада" согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 было обеспечено внесение сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр и получен кадастровый паспорт, в котором была допущена ошибка в части указания объекта.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 ООО "Триада" произведено межевание земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область. г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38) и получен межевой план 20.12.2012.
Договор аренды не заключен, приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.08.2007 N 1126 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)", площадью 60 кв. м, отменен.
В апреле 2013 года ООО "Триада" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок.
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 20.05.2013 исх. N 06-28/1-2503/06 возвратило пакет документов, указав, что договор аренды не заключен.
18 июля 2013 года ООО "Триада" вновь обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38). Согласно расписке N 12-1/2052/13 ООО "Триада" были предоставлены все необходимые документы.
Письмом от 29.07.2013 N 12-1/2052/13 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 18 км, ул. Тувинская (в районе уч.38).
В письме заинтересованное лицо указывает на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка на праве аренды, так как Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа Самара по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. Указанная схема была утверждена Постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377. Исходя из утвержденной схемы размещение каких-либо торговых объектов на земельном участке, испрашиваемом ООО "Триада", не предусмотрено.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения о о предоставлении земельного участка в аренду суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что судами не дана оценка наличию доказательств о возможности предоставления земельного участка на основании пункта 3.1 Порядка. Кроме того, указывая, что отсутствие нестационарного торгового объекта в Схеме размещения не является препятствием для предоставления участка, суды не установили правовые основания такого не включения, для этих целей заинтересованным лицом по делу мог признаваться и орган муниципального образования.
Положения пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд правомерно посчитал обоснованным довод министерства о том, что предоставление земельного участка является невозможным, так как размещение нестационарного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Абзацем 6 пункта 3.1. Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судом правильно учтено прежде всего то, что у заявителя отсутствует акт уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006, в связи с чем у общества отсутствует преимущественное право на предоставление земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из пояснений представителя заинтересованного лица и материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют нестационарные торговые объекты.
Судом верно отмечено в решении, что наличие распоряжения Администрации Кировского района городского округа Самара от 20.04.2007 N 127 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: 18 км, ул. Тувинская (в районе уч. 38)" (л.д. 31-32 т. 1) само по себе не свидетельствует о фактическом расположении временного магазина на испрашиваемом земельном участке.
Судом также правильно учтено, что заявителем не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения о том, что размещение нестационарного объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Общество при обращении в Министерство за предоставлением земельного участка без торгов, указав на наличие действующего приказа министерства от 28.08.2007 N 1126 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, не учло, что приказом от 14.05.2013 N 856 министерство отменило приказ от 27.08.2007 N 1126 в связи с тем, что в течение срока, установленного приказом, договор аренды земельного участка не заключен по вине общества.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью "Триада" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2014 года по делу N А55-20954/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)