Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2014 года
по делу N А60-14442/2014
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по иску Администрации города Екатеринбурга
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 104 805 руб. 93 коп., пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 8 450 руб. 95 коп.
Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как полагает ответчик, в спорный период арендная плата должна рассчитываться исходя из Ставок арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены тепловые станции, обслуживающие их сооружения и объекты, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347, поскольку закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) правила и принципы являются общеобязательными при аренде земли для всех публичных образований. Кроме того, по мнению общества, за период до 31.08.2013 (даты вступления в силу Приказа N 347), арендная плата подлежала расчету исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32. Поскольку до ноября 2013 общество уплачивало арендную плату в большем размере, у него образовалась переплата, поэтому оснований для взыскания задолженности и удовлетворения требований не имеется.
Общество просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы общества, указала на законность и обоснованность принятого решения, просила оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Администрация также просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2012 N 1-1395, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: город Екатеринбург, проспект Космонавтов, 21, общей площадью 4833 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:6.
Земельный участок предоставлен под здание трансформаторной подстанции "Литейная" и открытое распределительное устройство 110 кв. (пункт 2.1.5 договора аренды).
Договор аренды заключен сроком на десять лет (пункт 1 договора), в связи с чем договор прошел предусмотренную законодательством Российской Федерации процедуру государственной регистрации (л.д. 48).
Согласно п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, если иное не установлено в расчете арендной платы на соответствующий год.
Ссылаясь на то, что арендная плата с ноября 2013 по март 2014 года обществом не вносилась, администрация обратилась в суд с иском о взыскании долга и пени, начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет администрации, осуществленный на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, является верным. Поскольку доказательств уплаты арендной платы за спорный период в указанном размере не представлено, суд признал обоснованными требования администрации о взыскании долга в сумме 104 805 руб. 93 коп.
Установив нарушение обществом исполнения обязательства по оплате арендной платы, суд признал подлежащими удовлетворению на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании пени за период с 12.11.2013 по 26.03.2014 в размере 8 450 руб. 95 коп., начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Отклоняя ссылку общества на то, что размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии со Ставками, утвержденными Приказом N 347, суд первой инстанции указал, что Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок в отношении земельных участков, находящихся в "неразграниченной" собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 г. утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
Приказом N 347 утверждены Ставки арендной платы исключительно в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, следовательно, правовых оснований для их применения в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" у администрации на сегодняшний день не имеется.
В отношении земельных участков, занятых организациями энергетики, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП установлена ставка арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости, ас 11.01.2014 - 4,3% (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1670-ПП), поскольку нормы, на основании которых утверждены данные ставки, не признаны недействующими, не обжалованы, при подготовке расчетов арендной платы администрация обязана руководствоваться ими.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно установлено судом первой инстанции, арендная плата по договору аренды от 12.05.2012 N 1-1395 является регулируемой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правилами, утвержденными Постановлением N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
К Основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 во исполнение п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку обществу земельный участок предоставлен в аренду для размещения здания трансформаторной подстанции "Литейная" и открытого распределительного устройства 110 кв. ПС "Литейная" (свидетельства о регистрации права, л.д. 39, 40), с момента вступления в силу Приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 (с 31.08.2013) расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим актом.
Апелляционный суд соглашается с представленным обществом расчетом за спорный период с ноября 2013 по март 2014 (включительно), который выполнен в соответствии с Приказом N 347 и п. 8 Постановлением N 582, согласно которому арендная плата за этот период составит 4 941 руб. 54 коп. (л.д. 36-38). Сам расчет администрацией не оспорен.
Доводы общества о том, что с 09.02.2013 арендная плата должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32, ввиду чего у общества имеется переплата по арендной плате, апелляционным судом признаются несостоятельными.
Арендная плата, подлежащая в 2013 году исчислению исходя из кадастровой стоимости, должна рассчитываться из действующей в этот период кадастровой стоимости, каковой является стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2010.
В связи с утверждением результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" приказом МУГИСО N 32, в целях урегулирования порядка применения нормативных правовых актов, утверждающих результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", Правительство Свердловской области приняло Постановление от 22.05.2013 N 654-ПП, которым Постановление N 695-ПП дополняется пунктом 1-1 следующего содержания: Таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", строки 5711-8996 таблицы "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", а также строка 41 таблицы "Средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", утвержденные настоящим Постановлением, признаются утратившими силу с 01 января 2014 года".
Таким образом, применение кадастровой стоимости, установленной приказом N 32, было отложено до 01.01.2014. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, арендная плата в 2013 (до 31.08.2013) правомерно арендодателем рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2010, ввиду чего за этот период у общества переплаты нет.
В то же время в сентябре и октябре 2013 расчет арендной платы должен осуществляться исходя из ставок, утвержденных Приказом N 347, и размер арендной платы в сентябре составит 953 руб. 36 коп., в октябре 985 руб. 14 коп.
Общество в сентябре и октябре 2013 года уплатило арендную плату в большем размере, ввиду чего имеется переплата с учетом которой задолженность за период с ноября 2013 по март 2014 отсутствует, ввиду чего оснований для взыскания неустойки за несвоевременное внесение арендной платы также не имеется.
В удовлетворении требований следует отказать.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. относятся на администрацию в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2014 года по делу N А60-14442/2014 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 N 17АП-12004/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-14442/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N 17АП-12004/2014-ГК
Дело N А60-14442/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2014 года
по делу N А60-14442/2014
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по иску Администрации города Екатеринбурга
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 104 805 руб. 93 коп., пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 8 450 руб. 95 коп.
Решением суда от 16.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как полагает ответчик, в спорный период арендная плата должна рассчитываться исходя из Ставок арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены тепловые станции, обслуживающие их сооружения и объекты, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347, поскольку закрепленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) правила и принципы являются общеобязательными при аренде земли для всех публичных образований. Кроме того, по мнению общества, за период до 31.08.2013 (даты вступления в силу Приказа N 347), арендная плата подлежала расчету исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32. Поскольку до ноября 2013 общество уплачивало арендную плату в большем размере, у него образовалась переплата, поэтому оснований для взыскания задолженности и удовлетворения требований не имеется.
Общество просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы общества, указала на законность и обоснованность принятого решения, просила оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Администрация также просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 12.05.2012 N 1-1395, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: город Екатеринбург, проспект Космонавтов, 21, общей площадью 4833 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:6.
Земельный участок предоставлен под здание трансформаторной подстанции "Литейная" и открытое распределительное устройство 110 кв. (пункт 2.1.5 договора аренды).
Договор аренды заключен сроком на десять лет (пункт 1 договора), в связи с чем договор прошел предусмотренную законодательством Российской Федерации процедуру государственной регистрации (л.д. 48).
Согласно п. 2.2.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца, если иное не установлено в расчете арендной платы на соответствующий год.
Ссылаясь на то, что арендная плата с ноября 2013 по март 2014 года обществом не вносилась, администрация обратилась в суд с иском о взыскании долга и пени, начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет администрации, осуществленный на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, является верным. Поскольку доказательств уплаты арендной платы за спорный период в указанном размере не представлено, суд признал обоснованными требования администрации о взыскании долга в сумме 104 805 руб. 93 коп.
Установив нарушение обществом исполнения обязательства по оплате арендной платы, суд признал подлежащими удовлетворению на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации требования о взыскании пени за период с 12.11.2013 по 26.03.2014 в размере 8 450 руб. 95 коп., начисленной в соответствии с п. 3.1 договора.
Отклоняя ссылку общества на то, что размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии со Ставками, утвержденными Приказом N 347, суд первой инстанции указал, что Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок в отношении земельных участков, находящихся в "неразграниченной" собственности, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 г. утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
Приказом N 347 утверждены Ставки арендной платы исключительно в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, следовательно, правовых оснований для их применения в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" у администрации на сегодняшний день не имеется.
В отношении земельных участков, занятых организациями энергетики, Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП установлена ставка арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости, ас 11.01.2014 - 4,3% (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1670-ПП), поскольку нормы, на основании которых утверждены данные ставки, не признаны недействующими, не обжалованы, при подготовке расчетов арендной платы администрация обязана руководствоваться ими.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре", при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Как правильно установлено судом первой инстанции, арендная плата по договору аренды от 12.05.2012 N 1-1395 является регулируемой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правилами, утвержденными Постановлением N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17.12.2013 N 10782/13).
К Основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 во исполнение п. 5 Правил, утвержденных Постановлением N 582, утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку обществу земельный участок предоставлен в аренду для размещения здания трансформаторной подстанции "Литейная" и открытого распределительного устройства 110 кв. ПС "Литейная" (свидетельства о регистрации права, л.д. 39, 40), с момента вступления в силу Приказа Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347 (с 31.08.2013) расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим актом.
Апелляционный суд соглашается с представленным обществом расчетом за спорный период с ноября 2013 по март 2014 (включительно), который выполнен в соответствии с Приказом N 347 и п. 8 Постановлением N 582, согласно которому арендная плата за этот период составит 4 941 руб. 54 коп. (л.д. 36-38). Сам расчет администрацией не оспорен.
Доводы общества о том, что с 09.02.2013 арендная плата должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом МУГИСО N 32, ввиду чего у общества имеется переплата по арендной плате, апелляционным судом признаются несостоятельными.
Арендная плата, подлежащая в 2013 году исчислению исходя из кадастровой стоимости, должна рассчитываться из действующей в этот период кадастровой стоимости, каковой является стоимость, утвержденная по состоянию на 01.01.2010.
В связи с утверждением результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" приказом МУГИСО N 32, в целях урегулирования порядка применения нормативных правовых актов, утверждающих результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", Правительство Свердловской области приняло Постановление от 22.05.2013 N 654-ПП, которым Постановление N 695-ПП дополняется пунктом 1-1 следующего содержания: Таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", строки 5711-8996 таблицы "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", а также строка 41 таблицы "Средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области", утвержденные настоящим Постановлением, признаются утратившими силу с 01 января 2014 года".
Таким образом, применение кадастровой стоимости, установленной приказом N 32, было отложено до 01.01.2014. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Таким образом, арендная плата в 2013 (до 31.08.2013) правомерно арендодателем рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2010, ввиду чего за этот период у общества переплаты нет.
В то же время в сентябре и октябре 2013 расчет арендной платы должен осуществляться исходя из ставок, утвержденных Приказом N 347, и размер арендной платы в сентябре составит 953 руб. 36 коп., в октябре 985 руб. 14 коп.
Общество в сентябре и октябре 2013 года уплатило арендную плату в большем размере, ввиду чего имеется переплата с учетом которой задолженность за период с ноября 2013 по март 2014 отсутствует, ввиду чего оснований для взыскания неустойки за несвоевременное внесение арендной платы также не имеется.
В удовлетворении требований следует отказать.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. относятся на администрацию в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 июля 2014 года по делу N А60-14442/2014 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)