Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "24" июля 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "30" июля 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит
при участии в заседании:
от заявителя Пилилян М.О. по доверенности N 01/63 от 23.04.2008
сроком действия на 1 год, удостоверение N 1195 от 28.06.2004
от ответчика представитель Федорова Е.С. по доверенности N 29/10-18-960 от 11.02.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение N 2910 сроком действия до 31.10.2010
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение Арбитражного суда Приморского края от 23.05.2008 по делу N А51-4355/2008 4-157, принятого судьей Л.П. Нестеренко
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Березка"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании отказа
установил:
Общество ограниченной ответственностью "Березка" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении в аренду под строительство крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 площадью 109/804 кв. м, расположенного примерно на 50 м на восток от ориентира: нежилое здание по ул. Русская, 4 в г. Владивостоке, и обязании ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 25 лет (с учетом изменения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.05.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Общество обратилось с заявлением в пределах срока, установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Считает, что датой обращения общества в Департамент следует считать 06.07.2007, поскольку Обращение Общества с приложенной к нему картой и копией постановления администрации г. Владивостока о предварительном согласовании поступило в Департамент 06.07.2007.
Ответчик полагает, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, составляющий три года, императивен, и не может быть изменен законодательством субъекта РФ или местными нормативными актами. Не согласен с выводом суда о том, что не имеет значения для дела тот факт, что на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка проектирование крытого рынка, размещаемого на испрашиваемом земельном участке, не было завершено, поскольку обществом не выполнена обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке проектной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Березка" решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела судом установлено, что Общество с ограниченно ответственностью Березка" (ранее - Общество с ограниченной ответственностью "Вещевой рынок Березка") зарегистрировано в качестве юридического лица 06.04.1993 Администрацией г. Владивостока, о чем 31.10.2002 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Владивостока в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серия 25 N 01302775.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 02.07.2004 N 1656 Обществу было предварительно согласовано место размещения крытого рынка на земельном участке площадью 10804 кв. м из земель поселений, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Русская,4.
30.06.2007 ООО "Березка" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении данного земельного участка для строительства, приложив копию постановления от 02.07.2004 N 1656 и подлинный кадастровый план земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 25:28:05 00 45:0107.
Не получив от ответчика какой-либо ответ на данное заявление, общество 14.02.2008 повторно обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства, уточнив, что просит предоставить ему земельный участок в аренд сроком на 5 лет.
Поскольку Департамент оставил оба заявления без ответа, ООО "Березка" оспорило бездействие ответчика в арбитражном суде.
К моменту предварительного заседания по настоящему делу ответчик принял решение об отказе в предоставлении ООО "Березка" испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказ явились следующие обстоятельства: пакет документов был принят к рассмотрению Департаментом по истечении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта; в пункте 9 представленного кадастрового плана разрешенное использование обозначено - согласование места размещения крытого рынка, решение оформлено письмом от 15.05.2008 N 29/1-20-3411.
ООО "Березка", не согласившись с этим решением Департамента, посчитав, что оно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется с соблюдением следующих процедур: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, заявитель обращался за продлением срока действия постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2004 N 1656 о предварительном согласовании места размещения объекта 30.05.2007, то есть до истечения срока действия указанного постановления. Однако ответчик письмом от 02.07.2007 N 29/8-20-809 сообщил о снятии заявления с рассмотрения в связи с тем, что он не вправе вносить какие-либо изменении в решения органом местного самоуправления.
Со ссылкой на ч. 1 ст. 51, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что продление срока предварительного согласования места размещения объекта не противоречило бы закону.
Указание заявителя на изменения, внесенные в п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ не влияют на возможность продления срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку законодательством не предусмотрено прямого запрета на совершение указанных действий.
В связи с тем, что заявление о продлении постановления не были рассмотрены компетентным органом по существу, Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства с заявлением предоставлении земельного участка для строительства.
Довод Департамента о том, что ООО "Березка" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по истечении срока действия спорного постановления несостоятелен.
Срок действия постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2007 N 1656, установленный Законом в три года, соответственно истекал 02.07.2007.
Заявление ООО "Березка" (исх. N 01/151 от 29.06.2007) с просьбой предоставить в аренду земельный участок, было направлено в адрес ответчика заказанным письмом 30.06.2007. Указанный факт подтверждается почтовым штемпелем.
В соответствии с п. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок, то есть датой обращения, считается дата отправления по почтовому штемпелю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как видно из материалов дела, ответчиком было принято положительное решение о предварительном согласовании места размещения объекта, что в силу приведенных выше правовых норм влечет принятие решения о предоставлении земельного участка.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и оценив доводы и возражения сторон, суд установил, что ответчик не доказал, в нарушение ст. 65 АПК РФ наличие оснований, препятствующих предоставлению Обществу земельного участка. Приложенная Обществом к заявлению кадастровая карта (план) земельного участка надлежащим образом подтверждала тот факт, что испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке и может являться субъектом земельных правоотношений. Данный вывод суда соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Как верно указано в решении суда, ст. ст. 30, 31.32 Земельного кодекса РФ не связывают предоставление земельного участка в аренду под строительство с необходимостью предоставления утвержденной и согласованной проектной документации. По смыслу указанных статей принятие решения о предоставлении земельного участка связывается только с прохождением предварительного согласования места размещения объекта и проведением кадастрового учета.
Таким образом, Общество представило ответчику все требуемые законодательством документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду для строительства крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0107 площадь 10804 кв. м, расположенного по адресу: ориентир - нежилое здание, адрес ориентира - г. Владивостока, ул. Русская, 4 примерно на 50 м на Восток от ориентира.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка обществу. Поскольку оспариваемый отказ ответчика нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует оформлению прав на земельный участок, и использование этого участка в дальнейшем в целях ведения хозяйственной деятельности, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ правомерно обязал Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в двухнедельный срок принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, Пятый арбитражный суд
постановил:
Решение от 23.05.2008 по делу N А51-4355/2008 4-157 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2008 N 05АП-536/08 ПО ДЕЛУ N А51-4355/2008-4-157
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2008 г. N 05АП-536/08
Дело N А51-4355/2008-4-157
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "24" июля 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "30" июля 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: З.Д. Бац, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит
при участии в заседании:
от заявителя Пилилян М.О. по доверенности N 01/63 от 23.04.2008
сроком действия на 1 год, удостоверение N 1195 от 28.06.2004
от ответчика представитель Федорова Е.С. по доверенности N 29/10-18-960 от 11.02.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение N 2910 сроком действия до 31.10.2010
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение Арбитражного суда Приморского края от 23.05.2008 по делу N А51-4355/2008 4-157, принятого судьей Л.П. Нестеренко
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Березка"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании отказа
установил:
Общество ограниченной ответственностью "Березка" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении в аренду под строительство крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 45:0107 площадью 109/804 кв. м, расположенного примерно на 50 м на восток от ориентира: нежилое здание по ул. Русская, 4 в г. Владивостоке, и обязании ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 25 лет (с учетом изменения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.05.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что Общество обратилось с заявлением в пределах срока, установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Считает, что датой обращения общества в Департамент следует считать 06.07.2007, поскольку Обращение Общества с приложенной к нему картой и копией постановления администрации г. Владивостока о предварительном согласовании поступило в Департамент 06.07.2007.
Ответчик полагает, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, составляющий три года, императивен, и не может быть изменен законодательством субъекта РФ или местными нормативными актами. Не согласен с выводом суда о том, что не имеет значения для дела тот факт, что на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка проектирование крытого рынка, размещаемого на испрашиваемом земельном участке, не было завершено, поскольку обществом не выполнена обязанность по разработке и согласованию в установленном порядке проектной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Березка" решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела судом установлено, что Общество с ограниченно ответственностью Березка" (ранее - Общество с ограниченной ответственностью "Вещевой рынок Березка") зарегистрировано в качестве юридического лица 06.04.1993 Администрацией г. Владивостока, о чем 31.10.2002 Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Владивостока в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись и выдано свидетельство серия 25 N 01302775.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 02.07.2004 N 1656 Обществу было предварительно согласовано место размещения крытого рынка на земельном участке площадью 10804 кв. м из земель поселений, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Русская,4.
30.06.2007 ООО "Березка" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении данного земельного участка для строительства, приложив копию постановления от 02.07.2004 N 1656 и подлинный кадастровый план земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 25:28:05 00 45:0107.
Не получив от ответчика какой-либо ответ на данное заявление, общество 14.02.2008 повторно обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства, уточнив, что просит предоставить ему земельный участок в аренд сроком на 5 лет.
Поскольку Департамент оставил оба заявления без ответа, ООО "Березка" оспорило бездействие ответчика в арбитражном суде.
К моменту предварительного заседания по настоящему делу ответчик принял решение об отказе в предоставлении ООО "Березка" испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказ явились следующие обстоятельства: пакет документов был принят к рассмотрению Департаментом по истечении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта; в пункте 9 представленного кадастрового плана разрешенное использование обозначено - согласование места размещения крытого рынка, решение оформлено письмом от 15.05.2008 N 29/1-20-3411.
ООО "Березка", не согласившись с этим решением Департамента, посчитав, что оно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется с соблюдением следующих процедур: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, заявитель обращался за продлением срока действия постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2004 N 1656 о предварительном согласовании места размещения объекта 30.05.2007, то есть до истечения срока действия указанного постановления. Однако ответчик письмом от 02.07.2007 N 29/8-20-809 сообщил о снятии заявления с рассмотрения в связи с тем, что он не вправе вносить какие-либо изменении в решения органом местного самоуправления.
Со ссылкой на ч. 1 ст. 51, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что продление срока предварительного согласования места размещения объекта не противоречило бы закону.
Указание заявителя на изменения, внесенные в п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ не влияют на возможность продления срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку законодательством не предусмотрено прямого запрета на совершение указанных действий.
В связи с тем, что заявление о продлении постановления не были рассмотрены компетентным органом по существу, Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства с заявлением предоставлении земельного участка для строительства.
Довод Департамента о том, что ООО "Березка" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по истечении срока действия спорного постановления несостоятелен.
Срок действия постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2007 N 1656, установленный Законом в три года, соответственно истекал 02.07.2007.
Заявление ООО "Березка" (исх. N 01/151 от 29.06.2007) с просьбой предоставить в аренду земельный участок, было направлено в адрес ответчика заказанным письмом 30.06.2007. Указанный факт подтверждается почтовым штемпелем.
В соответствии с п. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок, то есть датой обращения, считается дата отправления по почтовому штемпелю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как видно из материалов дела, ответчиком было принято положительное решение о предварительном согласовании места размещения объекта, что в силу приведенных выше правовых норм влечет принятие решения о предоставлении земельного участка.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и оценив доводы и возражения сторон, суд установил, что ответчик не доказал, в нарушение ст. 65 АПК РФ наличие оснований, препятствующих предоставлению Обществу земельного участка. Приложенная Обществом к заявлению кадастровая карта (план) земельного участка надлежащим образом подтверждала тот факт, что испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке и может являться субъектом земельных правоотношений. Данный вывод суда соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Как верно указано в решении суда, ст. ст. 30, 31.32 Земельного кодекса РФ не связывают предоставление земельного участка в аренду под строительство с необходимостью предоставления утвержденной и согласованной проектной документации. По смыслу указанных статей принятие решения о предоставлении земельного участка связывается только с прохождением предварительного согласования места размещения объекта и проведением кадастрового учета.
Таким образом, Общество представило ответчику все требуемые законодательством документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду для строительства крытого рынка земельного участка с кадастровым номером 25:28:050045:0107 площадь 10804 кв. м, расположенного по адресу: ориентир - нежилое здание, адрес ориентира - г. Владивостока, ул. Русская, 4 примерно на 50 м на Восток от ориентира.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка обществу. Поскольку оспариваемый отказ ответчика нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует оформлению прав на земельный участок, и использование этого участка в дальнейшем в целях ведения хозяйственной деятельности, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ правомерно обязал Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в двухнедельный срок принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, Пятый арбитражный суд
постановил:
Решение от 23.05.2008 по делу N А51-4355/2008 4-157 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)