Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Баранова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Г.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2014 года апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года по делу по заявлению В.З. о признании решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя В.З. - Б.А., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - М.Н.,
установила:
В.З. обратилась в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнения требований - л.д. 14) просила признать незаконным решение Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 17.03.2014 N <данные изъяты> о приостановлении кадастрового учета земельного участка; обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым N <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, в соответствии с межевым планом от 21.02.2014 кадастрового инженера К.В. и выдать заявителю кадастровые паспорта на участок.
В обоснование заявленных требований В.З. указала, что она является собственником земельного участка по указанному адресу, площадью <данные изъяты> кв. м и уточненной площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, предназначенного для личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 21.05.2008 N 106 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.2010).
03.03.2014 В.З. подала в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, поскольку заявитель фактически пользуется участком, площадью <данные изъяты> кв. м. К указанному заявлению был приложен межевой план.
17.03.2014 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принял решение о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости ввиду того, что в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (документ, подтверждающий давность пользования участком с исчерпывающим текстовым или картографическим описанием границ), имеется расхождение между уточненной площадью и площадью, учтенной в государственном кадастре недвижимости, что, по мнению органа кадастрового учета, противоречит ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С данным решением заявитель не согласна, поскольку межевой план соответствует закону и Требованиям к подготовке межевого плана. Расхождение площади обосновано тем, что при уточнении границ площадь участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, уточняется в пределах, не превышающих минимального размера участка, установленного для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Споров о границах не имеется, все границы уточняемого участка согласованы, земель государственной собственности заявитель не запользовала.
В судебном заседании представитель заявителя Б.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" - по доверенности Г.Ю. против удовлетворения заявления В.З. возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года заявление В.З. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции В.З., кадастровый инженер К.В. не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167, части 2 статьи 257 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя В.З. - Б.А., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - М.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что В.З. на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 21.05.2008 N <данные изъяты> является собственником земельного участка, по адресу: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 08.12.2010 (л.д. 6, 22).
Кадастровым инженером К.В. выполнены землеустроительные работы, по результатам которых подготовлен межевой план от 21.02.2014 (л.д. 15 - 22, 26 - 47).
03.03.2014 представитель В.З. по доверенности - Л.Г., обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного объекта недвижимости в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, а также сведений о кадастровом инженере (л.д. 23).
Решением Отдела кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.03.2014 N <данные изъяты> (л.д. 7 - 8, 48 - 49) осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ввиду того, что имеется расхождение между уточненной площадью (<данные изъяты> кв. м) и площадью, учтенной в государственном кадастре недвижимости (<данные изъяты> кв. м); в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ).
Удовлетворяя заявление В.З., суд первой инстанции исходил из того, что межевой план от 21.02.2014 содержит сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ; споров о границах участка не имеется, границы согласованы со всеми владельцами смежных участков; претензий к правильности оформления акта согласования границ решение кадастрового органа не содержит; доказательства, опровергающие сведения межевого плана о местоположении участка с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровым органом не представлены.
С данными выводами суда согласиться нельзя в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Исходя из положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (л.д. 19, 34) указано, что уточненная площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м, что превышает площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости, соответствует Федеральному закону от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" ("Дачная амнистия") и не противоречит ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По данным государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м. В фактических границах участок ограничен забором с металлическими столбами, состояние которых позволяет судить о неизменности границ свыше 15 лет.
Между тем, доказательства, подтверждающие существование границ земельного участка заявителя на местности более пятнадцати лет, в материалах дела отсутствуют.
Земельный участок заявителя в точках н7-н8 и н8-н9 граничит с землями неразграниченной государственной собственности (л.д. 20, 37), согласование границы в указанных точках с органом местного самоуправления не проводилось, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка и не оспаривалось представителем заявителя (л.д. 4, 39).
При таких обстоятельствах Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области правомерно приостановил осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления В.З.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления В.З. о признании решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-20574/2014
Требование: О признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N 33-20574/2014
Судья: Баранова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Г.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2014 года апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года по делу по заявлению В.З. о признании решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя В.З. - Б.А., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - М.Н.,
установила:
В.З. обратилась в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнения требований - л.д. 14) просила признать незаконным решение Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 17.03.2014 N <данные изъяты> о приостановлении кадастрового учета земельного участка; обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым N <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, в соответствии с межевым планом от 21.02.2014 кадастрового инженера К.В. и выдать заявителю кадастровые паспорта на участок.
В обоснование заявленных требований В.З. указала, что она является собственником земельного участка по указанному адресу, площадью <данные изъяты> кв. м и уточненной площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, предназначенного для личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 21.05.2008 N 106 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.2010).
03.03.2014 В.З. подала в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, поскольку заявитель фактически пользуется участком, площадью <данные изъяты> кв. м. К указанному заявлению был приложен межевой план.
17.03.2014 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принял решение о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости ввиду того, что в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (документ, подтверждающий давность пользования участком с исчерпывающим текстовым или картографическим описанием границ), имеется расхождение между уточненной площадью и площадью, учтенной в государственном кадастре недвижимости, что, по мнению органа кадастрового учета, противоречит ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С данным решением заявитель не согласна, поскольку межевой план соответствует закону и Требованиям к подготовке межевого плана. Расхождение площади обосновано тем, что при уточнении границ площадь участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, уточняется в пределах, не превышающих минимального размера участка, установленного для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Споров о границах не имеется, все границы уточняемого участка согласованы, земель государственной собственности заявитель не запользовала.
В судебном заседании представитель заявителя Б.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" - по доверенности Г.Ю. против удовлетворения заявления В.З. возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года заявление В.З. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции В.З., кадастровый инженер К.В. не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167, части 2 статьи 257 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя В.З. - Б.А., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - М.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что В.З. на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 21.05.2008 N <данные изъяты> является собственником земельного участка, по адресу: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от 08.12.2010 (л.д. 6, 22).
Кадастровым инженером К.В. выполнены землеустроительные работы, по результатам которых подготовлен межевой план от 21.02.2014 (л.д. 15 - 22, 26 - 47).
03.03.2014 представитель В.З. по доверенности - Л.Г., обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного объекта недвижимости в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, а также сведений о кадастровом инженере (л.д. 23).
Решением Отдела кадастрового учета N 2 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.03.2014 N <данные изъяты> (л.д. 7 - 8, 48 - 49) осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ввиду того, что имеется расхождение между уточненной площадью (<данные изъяты> кв. м) и площадью, учтенной в государственном кадастре недвижимости (<данные изъяты> кв. м); в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ).
Удовлетворяя заявление В.З., суд первой инстанции исходил из того, что межевой план от 21.02.2014 содержит сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ; споров о границах участка не имеется, границы согласованы со всеми владельцами смежных участков; претензий к правильности оформления акта согласования границ решение кадастрового органа не содержит; доказательства, опровергающие сведения межевого плана о местоположении участка с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровым органом не представлены.
С данными выводами суда согласиться нельзя в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Исходя из положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (л.д. 19, 34) указано, что уточненная площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м, что превышает площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости, соответствует Федеральному закону от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" ("Дачная амнистия") и не противоречит ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По данным государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м. В фактических границах участок ограничен забором с металлическими столбами, состояние которых позволяет судить о неизменности границ свыше 15 лет.
Между тем, доказательства, подтверждающие существование границ земельного участка заявителя на местности более пятнадцати лет, в материалах дела отсутствуют.
Земельный участок заявителя в точках н7-н8 и н8-н9 граничит с землями неразграниченной государственной собственности (л.д. 20, 37), согласование границы в указанных точках с органом местного самоуправления не проводилось, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка и не оспаривалось представителем заявителя (л.д. 4, 39).
При таких обстоятельствах Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области правомерно приостановил осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления В.З.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 03 июня 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления В.З. о признании решения Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)