Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Овчинниковой М.А., доверенность от 25.04.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-14878/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод", г. Энгельс (ИНН 6449036878 ОГРН 1056414942352) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельных участков, с участием третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Федерального государственное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва, администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов, Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", г. Москва,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" (далее - ООО "Саратовский трубный завод", истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 4 290 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9 в размере 4 290 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 6 290 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83 в размере 6 290 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 19 700 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120 в размере 19 700 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", администрация Энгельсского муниципального района, ООО "Агентство оценки и экспертизы", Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и ООО "Саратовский трубный завод" заключены договора аренды земельных участков:
- договор аренды земельного участка от 05.12.2006 N 7969/1, дополнительные соглашения от 18.06.2008, от 23.11.2011, от 06.04.2012 к договору земельного участка от 05.12.2006 N 7969/1 с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
- - договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 07.09.2005 N 442, дополнительные соглашения от 25.10.2007, 30.01.2012, 30.11.2012 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В;
- - договор аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002, дополнительные соглашения от 22.11.2011, от 09.04.2012 к договору аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002 с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, является ООО "Саратовский трубный завод".
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
Согласно кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 кадастровая стоимость составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 10 079 040,84 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 15 474 100,68 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 54 413 552,70 руб.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика ООО "Агентство оценки и экспертизы" N 0706.13Б/36, рыночная стоимость этих же земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 19 700 000 руб.
Согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 798/06/13 НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Истец полагая, что результаты кадастровой оценки значительно превышающей действительную стоимость земельного участка, нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении установленной кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, права ООО "Саратовский трубный завод", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130.
При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, проанализировав законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, суды обоснованно исходили из того, что оно не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, ООО "Саратовский трубный завод" обоснованно заявило требования в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. есть действующим в спорный период Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно отчету от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, представленного истцом в материалы дела, рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 19 700 000 руб.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Участники процесса в суде первой инстанции не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы, в связи с чем Арбитражный суд Саратовской области пришел к правомерному выводу, что отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/36, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 798/06/13, составленного НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не согласились с истцом в части формулировки требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 02.06.2012.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о неправомерном привлечении судом ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу как противоречащий нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата".
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, и удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А57-14878/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А57-14878/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А57-14878/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
истца - Овчинниковой М.А., доверенность от 25.04.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-14878/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод", г. Энгельс (ИНН 6449036878 ОГРН 1056414942352) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости земельных участков, с участием третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Федерального государственное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", г. Москва, администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов, Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", г. Москва,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" (далее - ООО "Саратовский трубный завод", истец) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 4 290 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9 в размере 4 290 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 6 290 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83 в размере 6 290 000 руб.;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В, равной его рыночной стоимости в размере 19 700 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость - 02.06.2012;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120 в размере 19 700 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", администрация Энгельсского муниципального района, ООО "Агентство оценки и экспертизы", Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района и ООО "Саратовский трубный завод" заключены договора аренды земельных участков:
- договор аренды земельного участка от 05.12.2006 N 7969/1, дополнительные соглашения от 18.06.2008, от 23.11.2011, от 06.04.2012 к договору земельного участка от 05.12.2006 N 7969/1 с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
- - договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 07.09.2005 N 442, дополнительные соглашения от 25.10.2007, 30.01.2012, 30.11.2012 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В;
- - договор аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002, дополнительные соглашения от 22.11.2011, от 09.04.2012 к договору аренды N 4577 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 18.06.2002 с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания по производству полимерных изделий, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, проспект Строителей, д. 39В.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, является ООО "Саратовский трубный завод".
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013).
Согласно кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 кадастровая стоимость составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 10 079 040,84 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 15 474 100,68 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 54 413 552,70 руб.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика ООО "Агентство оценки и экспертизы" N 0706.13Б/36, рыночная стоимость этих же земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 19 700 000 руб.
Согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 798/06/13 НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Истец полагая, что результаты кадастровой оценки значительно превышающей действительную стоимость земельного участка, нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении установленной кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, права ООО "Саратовский трубный завод", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130.
При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, проанализировав законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, суды обоснованно исходили из того, что оно не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, ООО "Саратовский трубный завод" обоснованно заявило требования в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. есть действующим в спорный период Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно отчету от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м; земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м, представленного истцом в материалы дела, рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет:
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:9, общей площадью 12 668 кв. м - 4 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:83, общей площадью 19 454 кв. м - 6 290 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 64:50:021606:120, общей площадью 68 406 кв. м - 19 700 000 руб.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Участники процесса в суде первой инстанции не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы, в связи с чем Арбитражный суд Саратовской области пришел к правомерному выводу, что отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/36, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 798/06/13, составленного НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не согласились с истцом в части формулировки требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 02.06.2012.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о неправомерном привлечении судом ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу как противоречащий нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата".
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, и удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2014 по делу N А57-14878/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)