Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1192/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N А55-1192/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Игнатова Алексея Федоровича - Климова В.А., доверенность от 20.05.2013 г. N 3Д-1495;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Игнатова Алексея Федоровича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2014 года по делу N А55-1192/2014 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Игнатова Алексея Федоровича, (ОГРН 304631214200032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель Игнатов Алексей Федорович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее по тексту Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в передаче в собственность за выкуп (реализации преимущественного права на приобретение) земельного участка площадью 28 кв. м, арендуемого им по договору N 026740з от 19.05.2006, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Днепровский проезд, д. 1. Также предприниматель просил обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Индивидуальный предприниматель Игнатов Алексей Федорович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что материалы арбитражного дела содержат заявление не о передаче земельного участка в порядке приватизации, а о приобретении земельного участка в собственность за выкуп на основании статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального Закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в Муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 159-ФЗ.
По мнению подателя жалобы, ссылка Министерства имущественных отношений Самарской области на то, что земельный участок является местом общего пользования, не соответствует представленным доказательства.
Податель жалобы считает, что земельный участок площадью 51,8 кв. м переданный Игнатову А.Ф. по договору N 014203з от 09.02.2004г, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Днепровский проезд, д. 1, не может быть местом общего пользования, что подтверждается письменными доказательствами, приложенным в материалы настоящего арбитражного дела.
В судебном заседании представитель Индивидуального предпринимателя Игнатова Алексея Федоровича доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Индивидуального предпринимателя Игнатова Алексея Федоровича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Игнатов Алексей Федорович на основании договора от 19 мая 2006 года N 026740з (арендатор) с 12.04.2005 арендует земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, площадью 28.20 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Днепровский проезд 1.
В границах испрашиваемого земельного участка расположено строение, не являющееся объектом капитального строительства (л.д. 22-26).
Договор аренды заключен на срок до 31.10.2006 и не зарегистрирован в установленном законом порядке. Доказательств невнесения Арендной платы на протяжении всего срока аренды Министерством суду не представлено.
28 августа 2013 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением на приобретение арендуемого земельного участка с целью приватизации под временным объектом. При этом в судебном заседании представитель заявитель указал на то, что приватизация земельного участка заявлена в рамках Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
С заявлением в Министерство был представлен пакет документов согласно расписке (л.д. 72).
Министерство письмом от 17.10.2013 N 12-1/2534/13 уведомило заявителя об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка Министерство сослалось на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости капитального характера. Наличие на испрашиваемом земельном участке временного объекта позволяет заявителю приобрести земельный участок в соответствии со ст. 22 Земельного Кодекса Российской Федерации, однако у Министерства отсутствует волеизъявление на реализацию земельного участка в собственность, поскольку бюджет Самарской области лишается источника формирования в виде арендных платежей.
Кроме того, Министерство в отказе сослалось на наличие ответа от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.09.2013 о принадлежности испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, что согласно ст. 28 ЗК РВ препятствует предоставлению в собственность.
Одним из оснований для отказа Министерство указало так же на то, что согласно утвержденной 19.04.2013 года Постановлением Администрации городского округа Самара схеме N 377 схемы, размещение каких-либо нестационарных торговых объектов на земельном участке, испрашиваемом заявителем, не предусмотрено (л.д. 46-50).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.20106 года N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятии заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а так же в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а так же о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом правильно учтено, что абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа от 17.10.2013), не предусматривалась возможность предоставления земельных участков под временным (некапитальным) объектом в собственность.
Кроме того, из направленной 11.09.2013 Департаментом информации в адрес Министерства по его запросу, следует, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый к приватизации объект принадлежит к территории общего пользования.
Из оспариваемого отказа следует, что одним из оснований отказа послужило нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (места общего пользования).
В силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускается предоставление в собственность земельного участка, являющегося местами общего пользования.
Доводы заявителя о том, что он имеет право на приватизацию спорного земельного участка в силу положений Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд правомерно посчитал ошибочными.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие Федерального закона N 159-ФЗ не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации.
Таким образом, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть приобретен предпринимателем - субъектом малого предпринимательства в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у Министерства отсутствовали правовые основания для положительного решения вопроса по заявлению предпринимателя о предоставлении ему в собственность арендуемого под временным объектом земельного участка.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый акт соответствует нормам действующего законодательства, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, отказано в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Индивидуальным предпринимателем Игнатовым Алексеем Федоровичем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2014 года по делу N А55-1192/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)