Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2014 N 04АП-5829/2014 ПО ДЕЛУ N А19-9863/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N А19-9863/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Ангарска Дюковой Е.И. (доверенность от 19.08.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 сентября 2014 года по делу N А19-9863/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ангарский азотно-туковый завод" (ИНН 380101001, ОГРН 1043800527594, далее - общество, ООО "ААТЗ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в соответствии с положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:041201:0041, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации резервуаров жидкого аммиака, сооружения - компрессорной и насосной об.577, зд. об. 576, здания - проходной об. 583, производственного сооружения - противопожарного водопровода об. 577, 578, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 5, сооружение 13, общей площадью 32 562 кв. м, в размере равного его рыночной стоимости 4 278 321 рублей, определенной о состоянию на 01.01.2012; обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:041201:0041, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации резервуаров жидкого аммиака, сооружения - компрессорной и насосной об.577, зд. об. 576, здания - проходной об. 583, производственного сооружения - противопожарного водопровода об. 577, 578, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 5, сооружение 13, общей площадью 32 562 кв. м, в размере 4 278 321 руб., в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2012.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Ангарска (ОГРН 1053801125014, ИНН 3801079400, далее - администрация), Правительство Иркутской области (ИНН 3808163259, ОГРН 1073808005534), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 сентября 2014 года по делу N А19-9863/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация города Ангарска обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель жалобы указывает на несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, который предусмотрен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Истец должен был обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, исковое заявление ООО "Ангарский азотно-туковый завод" должно было быть оставлено без рассмотрения.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении оценочной экспертизы, сославшись на п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами, изложенными в жалобе, не согласилось.
Остальные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 31.10.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Общество с ограниченной ответственностью "Ангарский азотно-туковый завод" явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав пояснения представителя администрации в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.06.2011 серии 38 АД N 507171 обществу с ограниченной ответственностью "Ангарский Азотно-туковый завод" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 32562 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: резервуаров жидкого аммиака, сооружения - компрессорной и насосной об.577, зд. об. 576, здания - проходной об. 583, производственного сооружения - противопожарного водопровода об. 577, 578, с кадастровым номером 38:26:041201:0041, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 5, сооружение 13.
В обоснование заявленных требований истец сослался на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату, представив в материалы дела составленный ООО "ПКФ САКУРА" отчета от 07.03.2014 N 04-з/14 об оценке рыночной стоимости, в том числе земельного участков с кадастровым номером 38:26:041201:0041, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации резервуаров жидкого аммиака, сооружения - компрессорной и насосной об.577, зд. об. 576, здания - проходной об. 583, производственного сооружения - противопожарного водопровода об. 577, 578, с кадастровым номером 38:26:041201:0041, общей площадью 32562 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 5, сооружение 13, по состоянию на 01.01.2012 составляет 4 278 321 руб.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 31.12.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.13 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года.
В подтверждение факта значительного превышения кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости ООО "Ангарский Азотно-туковый завод" представлен в материалы дела отчет ООО "ПКФ САКУРА" отчета от 07.03.2014 N 04-з/14 об оценке рыночной стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 38:26:041201:0041, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации резервуаров жидкого аммиака, сооружения - компрессорной и насосной об.577, зд. об. 576, здания - проходной об. 583, производственного сооружения - противопожарного водопровода об. 577, 578, с кадастровым номером 38:26:041201:0041, общей площадью 32562 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 5, сооружение 13, по состоянию на 01.01.2012 составляет 4 278 321 руб.
Обосновывая заявленное требование, ООО "Ангарский Азотно-туковый завод" ссылается на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью существенно затрагивает интересы истца.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Ответчик возражений в отношении установленной ООО "ПКФ САКУРА" отчета от 07.03.2014 N 04-з/14 рыночной стоимости земельного участка не представил.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, -достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Названная правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции.
В целях подтверждения достоверности, обоснованности и соответствия представленного отчета, требованиям, предусмотренным статьями 10, 11 Закона об оценочной деятельности, истцом в материалы дела представлено экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 008/2014/Иркутск.
В соответствии со статьей 17.1. Закона об оценочной деятельности, для целей данного закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)".
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", г. Москва проведена проверка соответствия Отчета N 04-з/14 от 07.03.2014 "Об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно экспертному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" - Отчет ООО "ПКФ САКУРА", г. Иркутск N 04-з/14 от 07.03.2014 признан соответствующим требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ, требованиям федеральных стандартов оценки (ФСО) и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов СРО РОО (ССО-РОО 2010).
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 значительно превышает их рыночную стоимость, в связи с чем, имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 38:26:041201:0041, в размере 4 278 321 руб.
Довод апеллянта о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка не может быть принят судом во внимание, поскольку в силу пункта 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей в спорный период) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом необходимости соблюдения досудебного урегулирования спора законодательством не установлено.
Суду апелляционной инстанции Администрацией г. Ангарска заявлено ничем не мотивированное ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, которое протокольным определением апелляционного суда оставлено без удовлетворения по следующим мотивам.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем, заявителем ходатайства таких оснований обосновано не было, как и не представлено доказательств перечисления на депозитный счет апелляционного суда соответствующих денежных средств.
При этом, как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Администрация города Ангарска заявляла ходатайство о назначении оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.
Представитель Администрации города Ангарска, обосновывая ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы, указал на существенное снижения стоимости принадлежащего истцу земельного участка.
Учитывая положения пункта 6 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", а также не представление доказательств перечисления на депозитный счет суда стоимости экспертизы, суд первой инстанции обосновано составил указанное ходатайство администрации города Ангарска о назначении оценочной экспертизы без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 сентября 2014 года по делу N А19-9863/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)