Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Шибаева Е.В., представитель по доверенности от 29.10.2013, удостоверение;
- от администрации Хомутовского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Хомутовского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению администрации Хомутовского района Курской области (ОГРН 1054625013354) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
установил:
Администрация Хомутовского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора, Управление, административный орган) N 1722/3 по делу об административном правонарушении от 13 декабря 2012 года.
Определением суда от 10.06.2013 производство по настоящему делу и по делу N А35-1078/2013 по заявлению Администрации к Управлению Россельхознадзора о признании незаконным и об отмене постановления N 1722/1 по делу об А35-574/2013 административном правонарушении от 13 декабря 2012 года, были объединены для совместного рассмотрения в рамках настоящего дела.
Решением от 30.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления N 1722/3 от 13.12.2012 признано незаконным и отменено; в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части оставления без изменения постановления Управления от 13.12.2013 N 1722/1 полностью и прекратить производство по делу.
Администрация считает вывод судьи арбитражного суда области о том, что Администрация наделена полномочиями собственника в отношении земельного участка площадью 1,5 га ошибочным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку представители лиц, участвующих в деле, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не заявили.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок, расположенный в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в границах кадастрового квартала 46:26:060803 относится к категории земель государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Между Администрацией и Фермерским хозяйством "Сапфир" заключен договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 (т. 2 л.д. 16 - 18), в соответствии с которым Администрация предоставила, а Фермерское хозяйство "Сапфир" приняло в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
а) площадью 31090000 (тридцать один миллион девяносто тысяч) кв. м с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002;
б) площадью 22441910,07 (двадцать два миллиона четыреста сорок одна тысяча девятьсот десять целых и сем сотых) кв. м с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
Общая площадь передаваемых в аренду земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, составляет 53 531 910,07 кв. м. Земельные участки расположены в границах, указанных в кадастровых планах земельных участков (выписках из государственного земельного кадастра) от 06.07.2003 N 26-03/03-01-93 и от 30.01.2006 N 26-03/06-0008, прилагаемых к данному договору и являющихся его неотъемлемой частью.
Срок аренды земельных участков установлен на период с 01.02.2006 по 31.01.2055.
Договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области 28 февраля 2006 года за номером 46-46-27/001/2006-049.
В соответствии с актом приема-передачи земельных участков от 01.02.2006 арендодатель передал арендатору следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский район, Калиновский сельсовет, площадью 31090000 кв. м с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002 и площадью 22441910,07 кв. м с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
На основании сводного плана проверок на 2012 год Управлением Россельхознадзора издан приказ N 1722-ПК от 26.09.2012 о проведении в отношении Администрация плановой выездной проверки.
В ходе проведения выездной плановой проверки 20.11.2012 должностным лицом Управления Россельхознадзора на территории Хомутовского района Курской области на земельных участках земель сельскохозяйственного назначения кадастровых кварталов 46:26:060803, 46:26:060801, обнаружены места несанкционированных свалок отходов, о чем составлен протокол осмотра территории от 20.11.2012.
В ходе осмотра обнаружены следующие обстоятельства:
- 1. В районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, территория которой составляет 1,5 га, входящих в кадастровый квартал 46:26:060803, захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами. Основу свалки составляет мусор бытовой (пластик, стекло, жесть), строительный мусор; на свалке также обнаружены биологические отходы - пищевые отходы и другие твердые бытовые отходы. Свалка расположена в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803; земли находятся в государственной собственности, свидетельство от 12.04.2012 года (далее то тексту - эпизод правонарушения N 1);
- 2. К востоку от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в 100 метрах от автодороги и 300 метрах от села Калиновка, расположен земельный участок, на котором складированы ветви спиленных деревьев, в саду на площади 1 га. Складирование расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь в 100 метрах от автодороги и 350 метров от села Калиновка, в районе сада (далее по тексту - эпизод правонарушения N 2);
- 3. К востоку от села Калиновка, западу от пгт Хомутовка, в районе комплекса КРС обнаружено захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами (шифер, стекло, пластик, ветви и пни деревьев), не убранные ветви и торчащие пеньки спиленных деревьев; не произведена рекультивация силосной траншеи наземного типа. Захламление расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка, западу от пгт. Хомутовка в районе комплекса КРС (далее по тексту - эпизод правонарушения N 3).
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотров от 20.11.2012 земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 46:26:060803 и 46:26:060801.
Главным специалистом ФГБУ ОРЦ Россельхознадзора 20.11.2012 в присутствии проверяющего государственного инспектора Фетисова А.В., двух понятых, осуществлен отбор проб с земельных участков, являющихся предметом проверки, о чем составлены протоколы отбора образцов N 1, 2, 3.
Установленные в рамках проведения проверки обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 1722 от 23.11.2012, составленном должностным лицом Управления Россельхознадзора, при участии представителя Администрации.
Определением Управления ветеринарного и фитосанитарного надзора по Орловской и Курской областям от 20.11.2012 назначена экспертиза отобранных почвенных образцов с земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки.
Административным органом получено экспертное заключение ФГБУ "ОРЦ Россельхознадзора" от 28.11.2012, на основе протоколов испытаний NN 200, 201, 202 от 28.11.2012 отобранных почвенных образцов, согласно которому на осмотренных земельных участках выявлено превышение норм тяжелых металлов и бенз(а)пирена в почве:
медь (ПДК 3,0 мг/кг) в пробе N 806-27, 255 мг/кг; N 807-3,213 мг/кг; N 808-24,069 мг/к, N 809-9,57 мг/кг; N 810-21,08 мг/кг; N 818-277,00 мг/кг; N 819-7,28 мг/кг,
свинец (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806-39,97мг/кг; N 807-2,78 мг/кг: N 808-67,95 мг/к, N 809-31,35 мг/кг; N 810-24,01 мг/кг; N 818-148,91 мг/кг; N 819-12,89 мг/кг,
цинк (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806-51,84мг/кг; N 807-2,49 мг/кг: N 808-53,49 мг/кг; N 809-49,61 мг/кг; N 810-49,61 мг/кг; N 810-54,34 мг/кг; N 818-53,95 мг/кг; N 819-49,20 мг/кг
бенз(а)пирен (ПДК 0,02 мг/кг) в пробе N 806-0,142мг/кг; N 808-0,04 мг/кг: N 809-0,05, N 810-0,06 мг/кг; N 818-0,101 мг/кг.
С учетом установленных обстоятельств, полученных результатов экспертизы, административным органом сделан вывод о том, что Администрацией не приняты меры по организации мероприятий по охране окружающей среды на территории Хомутовского района, что привело к порче земель сельскохозяйственного назначения, не приняты меры к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, в связи с чем, должностным лицом Управления Россельхознадзора 28.11.2012 в отношении Администрации составлены протокол N 1722/3 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и N 1722/1 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления 07.12.2012 вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях N 1722/3 и 1722/1.
Должностным лицом Управления 13.12.2012 вынесено постановление N 1722/3 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа, а также постановление N 1722/1 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде 40 000 руб. штрафа,
Администрация не согласилась с постановлениями Управления N 1722/3 и N 1722/1 от 13.12.2012 по делу об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Управления, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
При этом возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава деяния.
Принимая решение, арбитражный суд области руководствовался статьями 23.15, 29.7 КоАП РФ, пунктом 1 положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, частью 1 статьи 13, статьями 42, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принял во внимание пункт 3 статьи 4 Устава муниципального района "Хомутовский район" Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Хомутовского района Курской области N 12 от 03.12.2005, разъяснения, содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание, что Администрация не является непосредственным пользователем земельных участков с кадастровыми номерами 46:26:06:060800:0002 и 44:26:060800:0007 и в силу положений статьи 42 ЗК РФ не является лицом, ответственным за соблюдением правил землепользования, охрану земель в отношении этих участков, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация не является субъектом вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ по вменяемым эпизодам N 2 и N 3, в отношении указанных земельных участков.
Вместе с тем, в отношении земельного участка, расположенного в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803, судом установлено, что на момент проведения проверки государственная собственность в отношении указанного земельного участка не разграничена, иным пользователям или арендаторам указанный земельный участок не передавался, в силу чего в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Осуществляя распоряжение земельным участком, то есть, реализуя правомочия собственника земельного участка, отраженного в эпизоде N 1, Администрация обязана выполнять также и возложенные статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанности.
Таким образом, на Администрацию как на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района "Хомутовский район" Курской области.
Данные мероприятия, обязанность организации которых возложена на Администрацию, являются обязательными и относятся к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за невыполнение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (в том числе, полигон).
Согласно пункту 4.17 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Следовательно, открытое размещение отходов вне мест специально оборудованных для захоронения и уничтожения, свидетельствует о непринятии администрацией организационных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую природную среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Суд правомерно посчитал, что предпринятых Администрацией мер, в том числе - проведения месячника по благоустройству, утверждения программы, для надлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории района было недостаточно, все необходимые меры к выполнению требований федерального законодательства об организации ликвидации и переработки отходов, заявителем приняты не были.
Событие и обстоятельства правонарушения по эпизоду N 1, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждена материалами дела.
Обстоятельств, исключающих вину Администрации, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием к отмене вынесенного судебного акта.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и в обжалуемой части отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N А35-574/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N А35-574/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Шибаева Е.В., представитель по доверенности от 29.10.2013, удостоверение;
- от администрации Хомутовского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Хомутовского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению администрации Хомутовского района Курской области (ОГРН 1054625013354) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
установил:
Администрация Хомутовского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора, Управление, административный орган) N 1722/3 по делу об административном правонарушении от 13 декабря 2012 года.
Определением суда от 10.06.2013 производство по настоящему делу и по делу N А35-1078/2013 по заявлению Администрации к Управлению Россельхознадзора о признании незаконным и об отмене постановления N 1722/1 по делу об А35-574/2013 административном правонарушении от 13 декабря 2012 года, были объединены для совместного рассмотрения в рамках настоящего дела.
Решением от 30.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления N 1722/3 от 13.12.2012 признано незаконным и отменено; в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части оставления без изменения постановления Управления от 13.12.2013 N 1722/1 полностью и прекратить производство по делу.
Администрация считает вывод судьи арбитражного суда области о том, что Администрация наделена полномочиями собственника в отношении земельного участка площадью 1,5 га ошибочным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку представители лиц, участвующих в деле, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не заявили.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок, расположенный в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в границах кадастрового квартала 46:26:060803 относится к категории земель государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Между Администрацией и Фермерским хозяйством "Сапфир" заключен договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 (т. 2 л.д. 16 - 18), в соответствии с которым Администрация предоставила, а Фермерское хозяйство "Сапфир" приняло в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
а) площадью 31090000 (тридцать один миллион девяносто тысяч) кв. м с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002;
б) площадью 22441910,07 (двадцать два миллиона четыреста сорок одна тысяча девятьсот десять целых и сем сотых) кв. м с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
Общая площадь передаваемых в аренду земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, составляет 53 531 910,07 кв. м. Земельные участки расположены в границах, указанных в кадастровых планах земельных участков (выписках из государственного земельного кадастра) от 06.07.2003 N 26-03/03-01-93 и от 30.01.2006 N 26-03/06-0008, прилагаемых к данному договору и являющихся его неотъемлемой частью.
Срок аренды земельных участков установлен на период с 01.02.2006 по 31.01.2055.
Договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области 28 февраля 2006 года за номером 46-46-27/001/2006-049.
В соответствии с актом приема-передачи земельных участков от 01.02.2006 арендодатель передал арендатору следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский район, Калиновский сельсовет, площадью 31090000 кв. м с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002 и площадью 22441910,07 кв. м с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
На основании сводного плана проверок на 2012 год Управлением Россельхознадзора издан приказ N 1722-ПК от 26.09.2012 о проведении в отношении Администрация плановой выездной проверки.
В ходе проведения выездной плановой проверки 20.11.2012 должностным лицом Управления Россельхознадзора на территории Хомутовского района Курской области на земельных участках земель сельскохозяйственного назначения кадастровых кварталов 46:26:060803, 46:26:060801, обнаружены места несанкционированных свалок отходов, о чем составлен протокол осмотра территории от 20.11.2012.
В ходе осмотра обнаружены следующие обстоятельства:
- 1. В районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, территория которой составляет 1,5 га, входящих в кадастровый квартал 46:26:060803, захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами. Основу свалки составляет мусор бытовой (пластик, стекло, жесть), строительный мусор; на свалке также обнаружены биологические отходы - пищевые отходы и другие твердые бытовые отходы. Свалка расположена в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803; земли находятся в государственной собственности, свидетельство от 12.04.2012 года (далее то тексту - эпизод правонарушения N 1);
- 2. К востоку от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в 100 метрах от автодороги и 300 метрах от села Калиновка, расположен земельный участок, на котором складированы ветви спиленных деревьев, в саду на площади 1 га. Складирование расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь в 100 метрах от автодороги и 350 метров от села Калиновка, в районе сада (далее по тексту - эпизод правонарушения N 2);
- 3. К востоку от села Калиновка, западу от пгт Хомутовка, в районе комплекса КРС обнаружено захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами (шифер, стекло, пластик, ветви и пни деревьев), не убранные ветви и торчащие пеньки спиленных деревьев; не произведена рекультивация силосной траншеи наземного типа. Захламление расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка, западу от пгт. Хомутовка в районе комплекса КРС (далее по тексту - эпизод правонарушения N 3).
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотров от 20.11.2012 земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 46:26:060803 и 46:26:060801.
Главным специалистом ФГБУ ОРЦ Россельхознадзора 20.11.2012 в присутствии проверяющего государственного инспектора Фетисова А.В., двух понятых, осуществлен отбор проб с земельных участков, являющихся предметом проверки, о чем составлены протоколы отбора образцов N 1, 2, 3.
Установленные в рамках проведения проверки обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 1722 от 23.11.2012, составленном должностным лицом Управления Россельхознадзора, при участии представителя Администрации.
Определением Управления ветеринарного и фитосанитарного надзора по Орловской и Курской областям от 20.11.2012 назначена экспертиза отобранных почвенных образцов с земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки.
Административным органом получено экспертное заключение ФГБУ "ОРЦ Россельхознадзора" от 28.11.2012, на основе протоколов испытаний NN 200, 201, 202 от 28.11.2012 отобранных почвенных образцов, согласно которому на осмотренных земельных участках выявлено превышение норм тяжелых металлов и бенз(а)пирена в почве:
медь (ПДК 3,0 мг/кг) в пробе N 806-27, 255 мг/кг; N 807-3,213 мг/кг; N 808-24,069 мг/к, N 809-9,57 мг/кг; N 810-21,08 мг/кг; N 818-277,00 мг/кг; N 819-7,28 мг/кг,
свинец (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806-39,97мг/кг; N 807-2,78 мг/кг: N 808-67,95 мг/к, N 809-31,35 мг/кг; N 810-24,01 мг/кг; N 818-148,91 мг/кг; N 819-12,89 мг/кг,
цинк (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806-51,84мг/кг; N 807-2,49 мг/кг: N 808-53,49 мг/кг; N 809-49,61 мг/кг; N 810-49,61 мг/кг; N 810-54,34 мг/кг; N 818-53,95 мг/кг; N 819-49,20 мг/кг
бенз(а)пирен (ПДК 0,02 мг/кг) в пробе N 806-0,142мг/кг; N 808-0,04 мг/кг: N 809-0,05, N 810-0,06 мг/кг; N 818-0,101 мг/кг.
С учетом установленных обстоятельств, полученных результатов экспертизы, административным органом сделан вывод о том, что Администрацией не приняты меры по организации мероприятий по охране окружающей среды на территории Хомутовского района, что привело к порче земель сельскохозяйственного назначения, не приняты меры к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, в связи с чем, должностным лицом Управления Россельхознадзора 28.11.2012 в отношении Администрации составлены протокол N 1722/3 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и N 1722/1 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления 07.12.2012 вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях N 1722/3 и 1722/1.
Должностным лицом Управления 13.12.2012 вынесено постановление N 1722/3 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа, а также постановление N 1722/1 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде 40 000 руб. штрафа,
Администрация не согласилась с постановлениями Управления N 1722/3 и N 1722/1 от 13.12.2012 по делу об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Управления, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
При этом возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава деяния.
Принимая решение, арбитражный суд области руководствовался статьями 23.15, 29.7 КоАП РФ, пунктом 1 положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, частью 1 статьи 13, статьями 42, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принял во внимание пункт 3 статьи 4 Устава муниципального района "Хомутовский район" Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Хомутовского района Курской области N 12 от 03.12.2005, разъяснения, содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание, что Администрация не является непосредственным пользователем земельных участков с кадастровыми номерами 46:26:06:060800:0002 и 44:26:060800:0007 и в силу положений статьи 42 ЗК РФ не является лицом, ответственным за соблюдением правил землепользования, охрану земель в отношении этих участков, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация не является субъектом вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ по вменяемым эпизодам N 2 и N 3, в отношении указанных земельных участков.
Вместе с тем, в отношении земельного участка, расположенного в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803, судом установлено, что на момент проведения проверки государственная собственность в отношении указанного земельного участка не разграничена, иным пользователям или арендаторам указанный земельный участок не передавался, в силу чего в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Осуществляя распоряжение земельным участком, то есть, реализуя правомочия собственника земельного участка, отраженного в эпизоде N 1, Администрация обязана выполнять также и возложенные статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанности.
Таким образом, на Администрацию как на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района "Хомутовский район" Курской области.
Данные мероприятия, обязанность организации которых возложена на Администрацию, являются обязательными и относятся к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за невыполнение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (в том числе, полигон).
Согласно пункту 4.17 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Следовательно, открытое размещение отходов вне мест специально оборудованных для захоронения и уничтожения, свидетельствует о непринятии администрацией организационных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую природную среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Суд правомерно посчитал, что предпринятых Администрацией мер, в том числе - проведения месячника по благоустройству, утверждения программы, для надлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории района было недостаточно, все необходимые меры к выполнению требований федерального законодательства об организации ликвидации и переработки отходов, заявителем приняты не были.
Событие и обстоятельства правонарушения по эпизоду N 1, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждена материалами дела.
Обстоятельств, исключающих вину Администрации, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием к отмене вынесенного судебного акта.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и в обжалуемой части отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)