Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-18638/2013 (судья Скобелкин А.П.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" - Галимова Д.Р. (доверенность от 12.12.2013 N 482);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Гуляева Н.В. (доверенность от 09.01.2014 N 05).
Общество с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 09.04.2010 земельных участков, категория земель - земли населенных пунктов - для производственных нужд, расположенных по адресу: Челябинская обл., Еманжелинский р-н, г. Еманжелинск, промышленная площадка, "Южная", 1:
- с кадастровым номером 74:28:0124001:96, общей площадью 4465 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 766 700 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:100, общей площадью 194 065 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 29 895 200 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:109, общей площадью 1589 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 276 700 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:115, общей площадью 1227 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 213 700 руб.;
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ ФАУГИ, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.10.2013 (резолютивная часть объявлена 23.10.2013) исковые требования общества удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласилось ТУ ФАУГИ и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе третье лицо (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Полагает, что при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что общество не является надлежащим истцом по делу, так как в судебных процессах по иным спорам утверждает, что принадлежащие истцу объекты недвижимости не находятся на указанных выше земельных участках. Также, удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции не учел правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, из которой следует, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена на 01.01.2010, в то время как она была определена на 09.04.2010.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что при вынесении обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на спорных земельных участках находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу, соответственно, общество является надлежащим истцом по делу. Суд правомерно определил кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 09.04.2010 - дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках. Кроме того, стоимость земельных участков, рассчитанная на указанную дату, соответствует стоимости на 01.01.2010.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра не явились. С учетом мнения представителей истца и подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и Управления Росреестра.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель истца дополнительно заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки общества с ограниченной ответственностью "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ") от 18.12.2013 N 995, согласно которой в отчете об установлении рыночной стоимости земельных участков от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК рассчитанная рыночная стоимость соответствует стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Указанный документ арбитражным судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела в порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания, находящиеся по адресу: Челябинская обл., Еманжелинский р-н, г. Еманжелинск, промышленная площадка "Южная" N 1: N 21 - пожарное депо, общей площадью 921,2 кв. м, N 356 - производственных цех, общей площадью 5325,6 кв. м, N 377 - погребок, общей площадью 120,1 кв. м, N 379 - погребок, общей площадью 41 кв. м, N 367 -производственный цех, общей площадью 990,9 кв. м, N 357 с электрокалорифером, общей площадью 4168,9 кв. м, N 132 - производственный цех, общей площадью 3401,3 кв. м, трансформаторная подстанция общей площадью 56,5 кв. м, N 380/1-ТП - трансформаторная подстанция общей площадью 89,7 кв. м, N 17 - канализационная насосная станция общей площадью 116,4 кв. м, что подтверждается свидетельствами государственной регистрации права (т. 1, л.д. 116, 119-124, 127, 128, 131).
В исковом заявлении истец пояснил, что нежилое здание N 21 находится на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:96, нежилые здания N N 356, 379, 367, 357, 132 находятся на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:100, нежилое здание - подстанция трансформаторная, нежилое здание N 380/1-ТП находятся на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:109, нежилое здание N 17 находится на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:115.
Указанные выше земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 74, 77, 80, 83).
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:96 составляет 3 007 132 руб. 85 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:100-130 700 836 руб. 85 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:109-1 070 175 руб. 61 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:115-826 372 руб. 23 коп. (т. 1, л.д. 72, 75, 78, 81).
Из указанных кадастровых паспортов также следует, что сведения о названных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2010. При этом указанные земельные участки образованы в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:1.
По информации Управления Росреестра датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:28:0124001:96, 74:28:0124001:100, 74:28:0124001:109, 74:28:0124001:115 является 09.04.2010 - дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках (т. 2, л.д. 1-3).
Истцом представлен в материалы дела отчет от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 09.04.2010, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:115 составила 213 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:109-276 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:96-766 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:100-29 895 200 руб. (т. 1, л.д. 13-69).
Также истцом представлено экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1, л.д. 98-112).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и устанавливая кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной по состоянию на 09.04.2010, арбитражный суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 01.01.2010.
В перечень объектов оценки, определенный по состоянию на 01.10.2010, спорные земельные участки не вошли, так как, как отмечено выше, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2010.
Однако указанные земельные участки образованы в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:1. При этом в перечень объектов оценки, определенный по состоянию на 01.10.2010, земельный участок с кадастровым номером 74:28:0124001:1 вошел (таблица 5 "муниципальные районы Верхнеуральский - Еманжелинский", пункт 11213 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области).
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена на 01.01.2010.
Однако, рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 09.04.2010, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, из которого образованы спорные, а потому не может быть принята в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
Решение по настоящему делу принято 30.10.2013 (резолютивная часть оглашена 23.10.2013). В связи с указанным при принятии настоящего решения арбитражный суд первой инстанции обязан был руководствоваться правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 18.09.2013.
Надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельных участков по состоянию на дату установления кадастровой стоимости - 01.01.2010 в материалы дела истцом не представлено.
При этом не является таким доказательством справка ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ" от 18.12.2013 N 995, согласно которой в отчете об установлении рыночной стоимости земельных участков от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК рассчитанная рыночная стоимость соответствует стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010. Указанная справка не содержит расчета рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, проверенного на соответствие требованиям действующего законодательства в установленном порядке.
Кроме того, в исковом заявлении по делу истец просил определить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 09.04.2010.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Общество не является ни собственником, ни арендатором спорных земельных участков. В материалы настоящего дела истцом не представлены и надлежащие доказательства нахождения объектов недвижимости, принадлежащих обществу, на указанных земельных участках.
Соответственно, из совокупности доказательств, представленных истцом в материалы настоящего дела, с достоверностью установить заинтересованность общества как собственника недвижимого имущества, расположенного на спорных земельных участках, и лица, обладающего исключительным правом на оформление своих прав на эти участки в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении требования об установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной не представляется возможным.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. В удовлетворении исковых требований общества следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная платежным поручением от 27.08.2013 N 18 государственная пошлина по иску в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-18638/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.08.2013 N 18 государственную пошлину по иску в размере 4000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 18АП-13664/2013 ПО ДЕЛУ N А76-18638/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 18АП-13664/2013
Дело N А76-18638/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-18638/2013 (судья Скобелкин А.П.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" - Галимова Д.Р. (доверенность от 12.12.2013 N 482);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Гуляева Н.В. (доверенность от 09.01.2014 N 05).
Общество с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 09.04.2010 земельных участков, категория земель - земли населенных пунктов - для производственных нужд, расположенных по адресу: Челябинская обл., Еманжелинский р-н, г. Еманжелинск, промышленная площадка, "Южная", 1:
- с кадастровым номером 74:28:0124001:96, общей площадью 4465 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 766 700 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:100, общей площадью 194 065 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 29 895 200 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:109, общей площадью 1589 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 276 700 руб.;
- с кадастровым номером 74:28:0124001:115, общей площадью 1227 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 213 700 руб.;
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ ФАУГИ, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.10.2013 (резолютивная часть объявлена 23.10.2013) исковые требования общества удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласилось ТУ ФАУГИ и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе третье лицо (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Полагает, что при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что общество не является надлежащим истцом по делу, так как в судебных процессах по иным спорам утверждает, что принадлежащие истцу объекты недвижимости не находятся на указанных выше земельных участках. Также, удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции не учел правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, из которой следует, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена на 01.01.2010, в то время как она была определена на 09.04.2010.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что при вынесении обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на спорных земельных участках находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу, соответственно, общество является надлежащим истцом по делу. Суд правомерно определил кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 09.04.2010 - дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках. Кроме того, стоимость земельных участков, рассчитанная на указанную дату, соответствует стоимости на 01.01.2010.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра не явились. С учетом мнения представителей истца и подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и Управления Росреестра.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель истца дополнительно заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки общества с ограниченной ответственностью "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ") от 18.12.2013 N 995, согласно которой в отчете об установлении рыночной стоимости земельных участков от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК рассчитанная рыночная стоимость соответствует стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
Указанный документ арбитражным судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела в порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания, находящиеся по адресу: Челябинская обл., Еманжелинский р-н, г. Еманжелинск, промышленная площадка "Южная" N 1: N 21 - пожарное депо, общей площадью 921,2 кв. м, N 356 - производственных цех, общей площадью 5325,6 кв. м, N 377 - погребок, общей площадью 120,1 кв. м, N 379 - погребок, общей площадью 41 кв. м, N 367 -производственный цех, общей площадью 990,9 кв. м, N 357 с электрокалорифером, общей площадью 4168,9 кв. м, N 132 - производственный цех, общей площадью 3401,3 кв. м, трансформаторная подстанция общей площадью 56,5 кв. м, N 380/1-ТП - трансформаторная подстанция общей площадью 89,7 кв. м, N 17 - канализационная насосная станция общей площадью 116,4 кв. м, что подтверждается свидетельствами государственной регистрации права (т. 1, л.д. 116, 119-124, 127, 128, 131).
В исковом заявлении истец пояснил, что нежилое здание N 21 находится на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:96, нежилые здания N N 356, 379, 367, 357, 132 находятся на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:100, нежилое здание - подстанция трансформаторная, нежилое здание N 380/1-ТП находятся на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:109, нежилое здание N 17 находится на земельном участке с кадастровым номером 74:28:0124001:115.
Указанные выше земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 74, 77, 80, 83).
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:96 составляет 3 007 132 руб. 85 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:100-130 700 836 руб. 85 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:109-1 070 175 руб. 61 коп., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:115-826 372 руб. 23 коп. (т. 1, л.д. 72, 75, 78, 81).
Из указанных кадастровых паспортов также следует, что сведения о названных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2010. При этом указанные земельные участки образованы в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:1.
По информации Управления Росреестра датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:28:0124001:96, 74:28:0124001:100, 74:28:0124001:109, 74:28:0124001:115 является 09.04.2010 - дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных земельных участках (т. 2, л.д. 1-3).
Истцом представлен в материалы дела отчет от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 09.04.2010, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:115 составила 213 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:109-276 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:96-766 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:100-29 895 200 руб. (т. 1, л.д. 13-69).
Также истцом представлено экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 1, л.д. 98-112).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, общество обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и устанавливая кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной по состоянию на 09.04.2010, арбитражный суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Данная глава была принята Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" по состоянию на 01.01.2010.
В перечень объектов оценки, определенный по состоянию на 01.10.2010, спорные земельные участки не вошли, так как, как отмечено выше, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2010.
Однако указанные земельные участки образованы в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 74:28:0124001:1. При этом в перечень объектов оценки, определенный по состоянию на 01.10.2010, земельный участок с кадастровым номером 74:28:0124001:1 вошел (таблица 5 "муниципальные районы Верхнеуральский - Еманжелинский", пункт 11213 кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области).
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена на 01.01.2010.
Однако, рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 09.04.2010, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, из которого образованы спорные, а потому не может быть принята в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорных земельных участков.
Решение по настоящему делу принято 30.10.2013 (резолютивная часть оглашена 23.10.2013). В связи с указанным при принятии настоящего решения арбитражный суд первой инстанции обязан был руководствоваться правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 18.09.2013.
Надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельных участков по состоянию на дату установления кадастровой стоимости - 01.01.2010 в материалы дела истцом не представлено.
При этом не является таким доказательством справка ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ" от 18.12.2013 N 995, согласно которой в отчете об установлении рыночной стоимости земельных участков от 04.06.2013 N 1774-2013-06-КК рассчитанная рыночная стоимость соответствует стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010. Указанная справка не содержит расчета рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, проверенного на соответствие требованиям действующего законодательства в установленном порядке.
Кроме того, в исковом заявлении по делу истец просил определить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 09.04.2010.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Общество не является ни собственником, ни арендатором спорных земельных участков. В материалы настоящего дела истцом не представлены и надлежащие доказательства нахождения объектов недвижимости, принадлежащих обществу, на указанных земельных участках.
Соответственно, из совокупности доказательств, представленных истцом в материалы настоящего дела, с достоверностью установить заинтересованность общества как собственника недвижимого имущества, расположенного на спорных земельных участках, и лица, обладающего исключительным правом на оформление своих прав на эти участки в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении требования об установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной не представляется возможным.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. В удовлетворении исковых требований общества следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная платежным поручением от 27.08.2013 N 18 государственная пошлина по иску в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-18638/2013 отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственный комплекс "Уральская пиротехническая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.08.2013 N 18 государственную пошлину по иску в размере 4000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)