Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Русско-Полянский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев 29 июля 2014 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц - населения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,
установил:
заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором указал, что в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденном 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265, пункт 4 противоречит требованиям федерального законодательства.
В нарушение требования п. 1 ст. 34 ЗК РФ, п. 2 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 2 ч. 1 ст. 14 Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области", из положения которых усматривается опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на территории Омской области, в газете "Омский вестник" и допускается опубликование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пункт 4 Порядка предусматривает опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник", в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru. Что указывает на определение, в императивном порядке, органом местного самоуправления, размещения сообщения о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на сайте www.ruspol.omskportal.ru, и противоречит действующему законодательству, нарушая права граждан и организаций на использование земель сельскохозяйственного назначения.
Просил суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265.
Впоследствии требования прокурор Русско-Полянского района Омской области уточнил, просит суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265, в части указания на необходимость в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения размещения информации и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Представитель заявителя Волкова И.Ю., представившая служебное удостоверение, в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Соснин А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражении на заявление, в котором указал на соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица Коваль И.В., действующий на основании решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Основном законе Российской Федерации закреплено совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство (статья 72 Конституции РФ).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Отношения по вопросу использования земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, во исполнение требования которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение названных требований действующего законодательства, в целях определения процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством (л.д. 17 - 19).
Пунктом 4 названного Порядка установлена обязанность комимущества по обеспечению заблаговременного опубликования информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник" в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено право гражданина, организации, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Реализуя право, предоставленное названной нормой, в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц-населения Русско-Полянского муниципального района Омской области заявил в суд о признании недействующим пункта 4 указанного документа, в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, указав на его несоответствие федеральному законодательству, в частности, п. 2 ст. 10 N 101-ФЗ п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ, п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на несоответствие которому части оспариваемого акта указывает прокурор, устанавливает условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", регулируя отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области, в статье 14 приводит перечень сведений об управлении и распоряжении земельными участками, подлежащих публикации в средствах массовой информации. Подпункт 2 пункта 1 названной нормы указывает на необходимость публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 названной нормы указано на их публикацию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Омской области.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).
В соответствии с изложенным требованием Основного закона РФ, 30 марта 2004 года Губернатором Омской области издан Указ N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". В пункте 3 Указа определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является первая публикация их полного текста в газете "Омский вестник". Допускается официальное опубликование указанных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных пунктом 10.1 настоящего Указа. Пункт 10.1 указывает, что официальное опубликование правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области в сети Интернет осуществляется путем первого размещения (опубликования) их полного текста на официальном портале Правительства Омской области с адресами "www.omskportal.ru", "омская-область.рф" в сети Интернет в разделе "Официальное опубликование правовых актов Омской области".
Разрешая заявленные требования в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, в порядке нормоконтроля, суд, прежде всего, находит в рассматриваемом Порядке, наличие признаков нормативного правового акта, на что указывает следующее.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ РУССКО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.07.2014 N 2-304/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РУССКО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N 2-304/2014
Русско-Полянский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев 29 июля 2014 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц - населения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,
установил:
заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором указал, что в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденном 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265, пункт 4 противоречит требованиям федерального законодательства.
В нарушение требования п. 1 ст. 34 ЗК РФ, п. 2 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 2 ч. 1 ст. 14 Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области", из положения которых усматривается опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на территории Омской области, в газете "Омский вестник" и допускается опубликование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пункт 4 Порядка предусматривает опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник", в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru. Что указывает на определение, в императивном порядке, органом местного самоуправления, размещения сообщения о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на сайте www.ruspol.omskportal.ru, и противоречит действующему законодательству, нарушая права граждан и организаций на использование земель сельскохозяйственного назначения.
Просил суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265.
Впоследствии требования прокурор Русско-Полянского района Омской области уточнил, просит суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265, в части указания на необходимость в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения размещения информации и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Представитель заявителя Волкова И.Ю., представившая служебное удостоверение, в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Соснин А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражении на заявление, в котором указал на соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица Коваль И.В., действующий на основании решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Основном законе Российской Федерации закреплено совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство (статья 72 Конституции РФ).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Отношения по вопросу использования земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, во исполнение требования которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение названных требований действующего законодательства, в целях определения процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N 265 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством (л.д. 17 - 19).
Пунктом 4 названного Порядка установлена обязанность комимущества по обеспечению заблаговременного опубликования информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник" в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено право гражданина, организации, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Реализуя право, предоставленное названной нормой, в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц-населения Русско-Полянского муниципального района Омской области заявил в суд о признании недействующим пункта 4 указанного документа, в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, указав на его несоответствие федеральному законодательству, в частности, п. 2 ст. 10 N 101-ФЗ п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ, п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на несоответствие которому части оспариваемого акта указывает прокурор, устанавливает условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", регулируя отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области, в статье 14 приводит перечень сведений об управлении и распоряжении земельными участками, подлежащих публикации в средствах массовой информации. Подпункт 2 пункта 1 названной нормы указывает на необходимость публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 названной нормы указано на их публикацию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Омской области.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).
В соответствии с изложенным требованием Основного закона РФ, 30 марта 2004 года Губернатором Омской области издан Указ N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". В пункте 3 Указа определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является первая публикация их полного текста в газете "Омский вестник". Допускается официальное опубликование указанных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных пунктом 10.1 настоящего Указа. Пункт 10.1 указывает, что официальное опубликование правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области в сети Интернет осуществляется путем первого размещения (опубликования) их полного текста на официальном портале Правительства Омской области с адресами "www.omskportal.ru", "омская-область.рф" в сети Интернет в разделе "Официальное опубликование правовых актов Омской области".
Разрешая заявленные требования в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, в порядке нормоконтроля, суд, прежде всего, находит в рассматриваемом Порядке, наличие признаков нормативного правового акта, на что указывает следующее.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)