Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 06 сентября 2013 года, которым постановлено:
в иске К. ФИО12, К. ФИО13, К. ФИО14 к Правительству Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер... общей площадью... кв. м, с видом разрешенного использования "для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек", - отказать.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
установила:
К.Р., К.Я., К.О. обратились в суд с иском к Правительству РБ об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований указали, что жилой дом по адресу: адрес находится в долевой собственности К.Р. (...), К.Я....), К.О....).
Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка площадью... кв. м, с кадастровым номером..., вид разрешенного использования - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон, расположенного по адресу: адрес
По результатам рассмотрения указанного заявления истцам со ссылкой на нахождение данного земельного участка в рекреационной зоне Р-1 рекомендовано обратиться к Правительству РБ.
Письмом Министерства земельных и имущественных отношений РБ N... от дата истцом рекомендовано обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон со ссылкой на то, что обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон.
По утверждению истцов, Правительством РБ нарушено их право на приобретение данного земельного участкам в собственность за плату.
Просили суд обязать ответчика подготовить и направить им проект договора купли-продажи данного земельного участка, по цене, установленной в соответствии с действующим законодательством, в следующих долях: К.Р. - ... доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, К.Я. - ... доля, и К.О. - ... доля.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 просит данное решение отменить, считает его незаконным, указал, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности жилой дом, какие-либо объекты общего пользования рекреационного назначения, а именно, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты, на данном земельном участке отсутствуют. Полагает, что к спорному земельному участку положения главы 17 ЗК РФ применяться не должны. По мнению подателя жалобы, земли, отнесенные к рекреационного зоне, в обороте ограничены быть не могут, прямого запрета на приватизацию соответствующих земельных участков действующее законодательство не содержит. Также указал, что к данным правоотношениям не должны применятся положения Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от дата N... об отнесении спорного земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения Р-1, поскольку землепользование истцов данным участком возникло дата.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов ФИО15 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
По смыслу ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В частности, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Как следует из ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ст. 85 ЗК РФ, Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Ст. 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли рекреационного назначения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
По смыслу ст. 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
Так, 22 августа 2008 года принято Решение Совета городского округа г. Уфа РБ N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
Ст. 41 указанных Правил установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 43.4, 43.5 Правил, зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
Вместе с тем, в силу ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии со ст. 43.4 Правил, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что заявленные истцами требования являются необоснованными, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, их материалов дела усматривается, что спорный земельный участок... кв. м, с кадастровым номером N... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположен по адресу: адрес адрес (л.д...).
Данный земельный участок входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4 (л.д....
Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилой дом по адресу: адрес адрес находится в долевой собственности К.Р....), К.Я. (...), К.О....).
Указанные обстоятельства подтверждены Свидетельствами о государственной регистрации права от дата, дата, дата (л.д....
Как правильно установил суд, дата истцы обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
Из Письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБN К-9562 от 12 июля 2012 года усматривается, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22 августа 2008 года, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ (л.д....).
дата истцы обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений РБ дан ответ N... в котором указано, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон, в связи с чем, истцам рекомендовано обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 19).
Разрешая спор, суд исходил из правомерности указанного выше ответа Министерством земельных и имущественных отношений РБ.
В связи с чем суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных К.Р., К.Я., К.О. требований.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке расположен при надлежащий истцам на праве общей долевой собственности жилой дом, какие-либо объекты общего пользования и рекреационного назначения на данном земельном участке отсутствуют.
Указанные доводы являлись предметом подробного исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорному земельному участку положения главы 17 ЗК РФ применяться не должны, также основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения на основании акта органа местного самоуправления - Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от 22 августа 2008 года N 7/4, которой не отменен, не изменен, не признан недействующим.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 06 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-322/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу N 33-322/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 06 сентября 2013 года, которым постановлено:
в иске К. ФИО12, К. ФИО13, К. ФИО14 к Правительству Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер... общей площадью... кв. м, с видом разрешенного использования "для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек", - отказать.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
установила:
К.Р., К.Я., К.О. обратились в суд с иском к Правительству РБ об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований указали, что жилой дом по адресу: адрес находится в долевой собственности К.Р. (...), К.Я....), К.О....).
Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка площадью... кв. м, с кадастровым номером..., вид разрешенного использования - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон, расположенного по адресу: адрес
По результатам рассмотрения указанного заявления истцам со ссылкой на нахождение данного земельного участка в рекреационной зоне Р-1 рекомендовано обратиться к Правительству РБ.
Письмом Министерства земельных и имущественных отношений РБ N... от дата истцом рекомендовано обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон со ссылкой на то, что обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон.
По утверждению истцов, Правительством РБ нарушено их право на приобретение данного земельного участкам в собственность за плату.
Просили суд обязать ответчика подготовить и направить им проект договора купли-продажи данного земельного участка, по цене, установленной в соответствии с действующим законодательством, в следующих долях: К.Р. - ... доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, К.Я. - ... доля, и К.О. - ... доля.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 просит данное решение отменить, считает его незаконным, указал, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности жилой дом, какие-либо объекты общего пользования рекреационного назначения, а именно, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты, на данном земельном участке отсутствуют. Полагает, что к спорному земельному участку положения главы 17 ЗК РФ применяться не должны. По мнению подателя жалобы, земли, отнесенные к рекреационного зоне, в обороте ограничены быть не могут, прямого запрета на приватизацию соответствующих земельных участков действующее законодательство не содержит. Также указал, что к данным правоотношениям не должны применятся положения Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от дата N... об отнесении спорного земельного участка к территориальной зоне рекреационного назначения Р-1, поскольку землепользование истцов данным участком возникло дата.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов ФИО15 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
По смыслу ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В частности, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Как следует из ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ст. 85 ЗК РФ, Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Ст. 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли рекреационного назначения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
По смыслу ст. 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
Так, 22 августа 2008 года принято Решение Совета городского округа г. Уфа РБ N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
Ст. 41 указанных Правил установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 43.4, 43.5 Правил, зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
Вместе с тем, в силу ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии со ст. 43.4 Правил, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что заявленные истцами требования являются необоснованными, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, их материалов дела усматривается, что спорный земельный участок... кв. м, с кадастровым номером N... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположен по адресу: адрес адрес (л.д...).
Данный земельный участок входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от 22 августа 2008 г. N 7/4 (л.д....
Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что жилой дом по адресу: адрес адрес находится в долевой собственности К.Р....), К.Я. (...), К.О....).
Указанные обстоятельства подтверждены Свидетельствами о государственной регистрации права от дата, дата, дата (л.д....
Как правильно установил суд, дата истцы обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
Из Письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБN К-9562 от 12 июля 2012 года усматривается, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22 августа 2008 года, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ (л.д....).
дата истцы обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений РБ дан ответ N... в котором указано, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон, в связи с чем, истцам рекомендовано обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 19).
Разрешая спор, суд исходил из правомерности указанного выше ответа Министерством земельных и имущественных отношений РБ.
В связи с чем суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных К.Р., К.Я., К.О. требований.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке расположен при надлежащий истцам на праве общей долевой собственности жилой дом, какие-либо объекты общего пользования и рекреационного назначения на данном земельном участке отсутствуют.
Указанные доводы являлись предметом подробного исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к спорному земельному участку положения главы 17 ЗК РФ применяться не должны, также основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения на основании акта органа местного самоуправления - Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от 22 августа 2008 года N 7/4, которой не отменен, не изменен, не признан недействующим.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 06 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Р., К.Я., К.О. - ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
О.В.СМИРНОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)