Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8254/2014

Требование: О признании отказа в формировании земельного участка незаконным.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Ответчик уведомил истицу о невозможности формирования земельного участка в связи с указанием иной площади испрашиваемого земельного участка, чем это предусмотрено утвержденной документацией по планировке территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N 33-8254/2014


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чемякиной
судей: Е.В. Волошиной, О.В. Герасимовой
при секретаре: К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2015 года гражданское дело по заявлению И. о признании отказа министерства имущественных отношений Хабаровского края в формировании земельного участка, оформленного письмами N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным,
по апелляционной жалобе И. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителей заявителя И. - А., Х., судебная коллегия

установила:

И. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что является собственником здания ресторана-гостиницы "Самарканд", расположенного по <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права.
В целях реконструкции принадлежащего здания 02.04.2014 г. она обратилась в министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о формировании смежного земельного участка для целей проведения реконструкции капитального объекта. Министерство уведомило о невозможности формирования земельного участка в связи с указанием иной площади испрашиваемого земельного участка, чем это предусмотрено утвержденной документацией по планировке территории, также тем, что на территории Хабаровского края отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок формирования и предоставления земельных участков для реконструкции капитальных объектов.
15.07.2014 г. заявитель дополнительно представила заявление на организацию работ по формированию земельного участка с уточненной площадью испрашиваемого земельного участка, на которое министерство сообщило, что придерживается ранее изложенной позиции, и не намерено удовлетворять заявление И., фактически отказывая в формировании и последующем предоставлении ей земельного участка.
Просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Хабаровского края в формировании земельного участка по заявлению И.; обязать Министерство имущественных отношений Хабаровского края организовать работу по формированию испрашиваемого земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года в удовлетворении заявленных И. требований отказано.
В апелляционной жалобе И., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отказ министерства имущественных отношений Хабаровского края в формировании земельного участка основан лишь на доводе об отсутствии законодательно установленного порядка предоставления земельных участков для целей реконструкции капитальных объектов. При этом, при рассмотрении нового заявления на формирование земельного участка от 15.07.2014 г. и вынесении оспариваемого отказа никакого расхождения по размеру испрашиваемого земельного участка не имелось.
Доводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, согласно которым заявитель испрашивал земельный участок иного размера, чем это предусмотрено документацией по планировке территории, в связи с чем ему было отказано в предоставлении данного участка правомерно - не соответствуют обстоятельствам дела и определены неверно. Заявителем испрашивался земельный участок того размера и конфигурации каким он предусмотрен документацией по планировке территорий.
Довод министерства об отсутствии установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуре предоставления земельных участков для целей реконструкции объектов капитального строительства не соответствуют действительности. Правовое регулирование проведения реконструкции объектов капитального строительства согласно статьям 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется по тем же правилам и нормам что и процедура строительства капитальных объектов. При этом предоставление земельных участков для целей проведения реконструкции капитальных объектов осуществляется в том же порядке что и предоставление земельных участков для целей строительства (статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Более того, ранее министерство имущественных отношений края уже осуществляло работы по формированию других земельных участков для целей реконструкции объекта капитального строительства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя И., представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в порядке статей 167 и 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений статей 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (пункт 28), суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что И. является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: под кафе и хозяйственный двор.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений Хабаровского края И. направлено заявление N об организации работ по формированию земельного участка смежного с земельным участком, принадлежащим заявителю на праве собственности, для реконструкции расположенного на нем капитального объекта, с приложением документов: топографической съемки земельного участка, схемы расположения земельного участка, согласия на обработку персональных данных. Размер испрашиваемого земельного участка указан 600-700 кв. метров.
ДД.ММ.ГГГГ на заявление N в адрес И. направлено информационное письмо Министерства имущественных отношений Хабаровского края N (л.д. 26) о том, что предоставление земельных участков, сформированных министерством по заявлению граждан и юридических лиц для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, осуществляется посредством проведения аукционов в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу на заявление N Министерства имущественных отношений Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка И. отказано ввиду того, что испрашиваемый заявителем земельный участок имеет площадь меньшую, чем это предусмотрено проектом планировки. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен специальный порядок предоставления земельного участка для реконструкции объектов капитального строительства, расположенного на смежном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущественных отношений Хабаровского края поступило заявление (дополнение к заявлению N N) за подписью ФИО4, действующего от имени и в интересах ФИО5, об организации работ по формированию земельного участка смежного с земельным участком, принадлежащим заявителю на праве собственности, для реконструкции расположенного на нем капитального объекта, с указанием ориентировочной площади испрашиваемого участка: "в соответствии с проектом планировки территории (постановление администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N)".
ДД.ММ.ГГГГ информационным письмом N заявителю было сообщено о ранее направленном ответе Министерства имущественных отношений Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ на заявление N, а также повторно указано на отсутствие в действующем земельном законодательстве норм, позволяющих собственникам зданий, строений, сооружений приобретать дополнительные (смежные) земельные участки, свободные от объектов недвижимости, для реконструкции существующего объекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на положение абз. 2 п. 10 ст. 3 Закона РФ "О введении в дейсчтвие Земельного кодекса РФ", положения Закона N 78 от 29.11.2006 года "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа "Город Хабаровск", постановление правительства Хабаровского края N 85-пр от 28.04.2007 года, которым утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством на территории городского округа "Город Хабаровск" и пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии утвержденной документации по планировке территории и определению потенциально возможного для капитального строительства участка размером <данные изъяты>, размер испрашиваемого И. участка не соответствует данной документации, в связи с чем правовые основания для формирования земельного участка в таком размере отсутствуют.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование является планированием развития территорий, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска испрашиваемый земельный участок расположен на территории, обеспеченной проектом планировки (межевания) территории в границах <адрес> утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, где предусмотрен земельный участок, потенциально возможный для целей капитального строительства площадь которого определена и составляет 1 <данные изъяты>, что превышает площадь испрашиваемого участка.
При наличии утвержденной документации по планировки территории постановка земельного участка на государственный кадастровый учет и его дальнейшее предоставление осуществляется в соответствии с такой документацией, корректировка которой возможна по результатам публичных слушаний.
Довод заявителя о том, что И. размер испрашиваемого участка был уточнен в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ года, где указано на предоставление участка ориентировочной площадью в соответствии с проектом планировки территории, судебная коллегия полагает не состоятельным, так как никаких уточнений относительно конкретного размера испрашиваемого участка заявление не содержит, является не мотивированным.
Довод суда первой инстанции об отсутствии законодательно установленной специальной процедуры предоставления земельных участков для реконструкции объектов капитального строительства - как одно из оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований - является ошибочным.
Действующее земельное законодательство РФ, градостроительный кодекс РФ регламентируют порядок предоставления земельных участков для осуществления капитального строительства, который распространяется и на случаи предоставления земельных участков для целей реконструкции объектов, расположенных на смежных к испрашиваемым земельных участках.
Вместе с тем, ссылка суда на данное обстоятельство не привела к принятию неправильного решения.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года по гражданскому делу по заявлению И. о признании отказа министерства имущественных отношений Хабаровского края в формировании земельного участка, оформленного письмами N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным - оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
О.В.ГЕРАСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)