Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 16АП-1325/2015 ПО ДЕЛУ N А63-10219/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А63-10219/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчева А.Ф. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2015 по делу N А63-10219/2014
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчева А.Ф. (ОГРНИП 304261833400062, ст. Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край)
к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600041802, ст. Ессентукская, Предгорный район, Ставропольский край), Управлению имущественных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600042539, ст. Ессентукская, Предгорный район, Ставропольский край)
о признании незаконными отказы в предоставлении земельных участков,
с участием третьих лиц: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Берова А.О. (ОГРНИП 311265115300296, ст. Ессентукская, Предгорный район, Ставропольский край), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронич В.Г. (ОГРНИП 304261826100050, ст. Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край), общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие им. С.В. Луценко "Пролетарская воля" (ОГРН 1022600966486, с. Юца, Предгорный район, Ставропольский край),
при участии в судебном заседании:
от Управления имущественных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края: представитель Ликкей С.Е. (по доверенности от 12.01.2015),
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие им. С.В. Луценко "Пролетарская воля": представитель Петросов Р.Г. (по доверенности от 12.01.2015),
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчева А.Ф.: Демирчев А.Ф. (лично), представитель Загнойко С.Ф. (по доверенности от 30.03.2013),
от администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края: представитель Ликкей С.Е. (по доверенности от 22.12.2014).
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчев А.Ф. (далее по тексту - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее по тексту - администрация) и управлению имущественных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края (далее по тексту - Управление) о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:9 площадью 132431 кв. м, выраженных в письме от 13.08.2014 N 01-10-2374 и письме от 12.09.2014 N 2450/01-08 (в части отказа в предоставлении указанного земельного участка), и обязании устранить допущенное нарушение, удовлетворив заявление о предоставлении участка; о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:12 площадью 150000 кв. м, выраженных в письме от 13.08.2014 N 01-10-2373 и письме от 12.09.2014 N 2450/01-08 и обязании устранить допущенное нарушение, удовлетворив заявление о предоставлении участка (с учетом уточненных требований).
Определением суда от 27.11.2014 по делу N А63-10218/2014 данное дело объединено с делом N А63-10219/2014.
Решением суда от 16.02.2015 отказ администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, сведения о котором изложены в письме Управления имущественных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 12.09.2014 N 2450/01-08 признан незаконным как не соответствующий Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в части отказа в предоставлении земельного участка площадью 132 431 кв. м. Суд обязал администрацию в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:9 в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчеву А.Ф. В удовлетворении заявленных требований в остальной части судом отказано. Распределены судебные расходы.
Администрация и глава КФХ не согласились с решением суда первой инстанции и подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на жалобы в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон дали пояснения по апелляционным жалобам.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2015 по делу N А63-10219/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.04.2013 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 132 431 кв. м, расположенного относительно ориентира, расположенного в граница участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Предгорный район, муниципальное образование Суворовский сельсовет, в границах СПК им. Ильина, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Письмом от 30.05.2013 администрация уведомила заявителя о невозможности предоставления земельного участка, в связи с поступлением заявления от главы КФХ Евтехова М.П.
28.07.2013 Евтехов М.П. просил оставить свое заявление о предоставлении земельного участка без рассмотрения.
02.12.2013 глава КФХ обратился в администрацию с новым заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка площадью 132 431 кв. м в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного производства для осуществления деятельности КФХ.
13.12.2013 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении для сельскохозяйственного производства для осуществления деятельности КФХ в аренду на 49 лет земельного участка площадью 150 000 кв. м расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах земель муниципального образования Суворовского сельсовета, северо-западная часть территории ст. Суворовской.
13.01.2014 глава КФХ повторно обратился в администрацию за предоставлением данных земельных участков в аренду на 49 лет для тех же целей.
Аналогичные заявления глава КФХ подал в администрацию 28.07.2014.
Письмами от 13.08.2014 исх. N 01-10-2374 и исх. N 01-10-2373 администрация сообщила Демирчеву А.Ф. об отказе в предоставлении земельных участков площадью 132 431 кв. м и площадью 150 000 кв. м со ссылкой на несоответствие заявлений требованиям пункта 1 статьи 12 Закона о КФХ.
13.08.2014 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 12 Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:9 площадью 132 431 кв. м, местоположение: Ставропольский край, Предгорный район, в границах СПК им. Ильина (МО Суворовского сельсовета), в аренду на 49 лет для осуществления деятельности КФХ, для сельскохозяйственного производства (пашня). При этом, заявитель в обоснование своего обращения указал на наличие сельскохозяйственной техники, автотранспорта, основной вид деятельности хозяйства - выращивание зерновых и зернобобовых культур, и необходимость создания кормовой базы для содержания скота, имеющегося в собственности хозяйства (10 голов КРС, 50 голов МРС, 50 голов свиней, 200 голов птицы). К заявлению прилагались: свидетельство о государственной регистрации КФХ, ситуационный план земельного участка, выписка из ЕГРИП в отношении КФХ, копия паспорта Демирчева А.Ф., копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Также в заявлении глава указал, что КФХ создано одним гражданином.
Одновременно, глава КФХ подал аналогичное по содержанию заявление в отношении земельного участка площадью 150 000 кв. м с кадастровым номером 26:29:010306:12, приложив такие же документы.
В письме от 12.09.2014 N 2450/01-08 Управление сообщило главе КФХ, что его обращения по своему содержанию не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11.06.2003 (далее по тексту - Закон о фермерском хозяйстве), в частности: в заявлениях не указано обоснование размеров предоставляемых земельных участков, число членов фермерского хозяйства, виды деятельности хозяйства. В связи с указанными недостатками Управление сообщило главе КФХ о невозможности предоставления земельных участков площадью 150 000 кв. м и 132 431 кв. м.
Полагая, что вправе претендовать на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, с соблюдением специального порядка, предусмотренного статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, а отказ, изложенный в письме от 12.09.2014 N 2450/01-08 противоречит указанному Закону и Земельному кодексу Российской Федерации, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, глава КФХ обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" N 6/8 от 01.07.1996 для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в спорный период) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности урегулирован в статье 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период).
Согласно части 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в уполномоченный орган заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил и обоснованно указал, что заявления главы КФХ от 02.12.2013, 13.01.2014 и 28.07.2014 по своему содержанию требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве не соответствуют в полном объеме, в связи с чем, отказ N 01-10-2373 от 13.08.2014 является законным.
Вместе с тем заявление главы КФХ от 13.08.2014 содержит сведения о цели использования земельного участка, испрашиваемом праве и сроке аренды, обоснование размера предоставляемого земельного участка со ссылкой на создание КФХ одним членом, с указанием вида деятельности и наличия сельскохозяйственной техники. Также указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка и его местоположение. К заявлению прилагались свидетельство о государственной регистрации КФХ, выписка из ЕГРИП, кадастровый паспорт земельного участка.
Следовательно, главой КФХ соблюдены требования законодательства при подаче заявления о предоставлении земельного участка в аренду, а администрацией не подтверждено отсутствие возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:9.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа N 2450/01-08 от 12.09.2014.
Кроме того, статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок является частью земной поверхности, границы которого определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 указанного Закона предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка, как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 26:29:010306:9 поставлен на государственный кадастровый учет и ограничен со всех сторон другими земельными участками.
Таким образом, поскольку оспариваемый отказ повлек нарушение прав и интересов главы КФЗ, лишенного возможности приобрести земельный участок в аренду по процедуре, установленной специальным законом, суд первой инстанции, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:9 в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Демирчеву А.Ф..
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа администрации в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:29:010306:12, суд первой инстанции правильно принял во внимание следующие нормы права.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Учитывая наличие заключенного договора аренды земельного участка N 299 от 01.09.2014 с кадастровым номером 26:29:010306:12 (зарегистрирован 24.11.2014 в УФРС по Ставропольскому краю), факт передачи его главе КФХ Берову А.О., суд первой инстанции обоснованно указал, что последним избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку удовлетворение требования о признании незаконным отказа в предоставлении спорного земельного участка не влечет восстановление нарушенного права. В связи с изложенным, глава КФХ должен защитить свое нарушенное право посредством предъявления соответствующего иска.
Доводы жалобы администрации о наличии права распоряжения неразграниченными земельными участками только у администрации муниципального образования Суворовский сельсовет, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции, действовавшей в спорный период) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномочены осуществлять органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Сельская администрация не являлась уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. По соглашению органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.
С учетом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2015 по делу N А63-10219/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.02.2015 по делу N А63-10219/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Ю.Б.ЛУГОВАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)