Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8372/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А65-8372/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
в отсутствие извещенных надлежащим образом сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2013 (судья Адриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-8372/2013
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан о признании сведений о земельном участке в части стоимости земельного участка кадастровой ошибкой и понуждении исправить кадастровую ошибку, с участием третьих лиц: муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал", г. Казань (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370); Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГУП "ФКП Росреестра" по РТ, ответчик) о признании сведений о земельном участке с кадастровым номером 16:50:250221:6 в части кадастровой стоимости в размере 18 111 429 руб., кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9 виду разрешенного использования земель, понуждении исправить кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав кадастровую стоимость в размере 39 991 158,90 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2013 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ), Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 16:50:250221:6, расположенный по адресу г. Казань, Советский район, ул. Солидарности (в квартале "Б"), находится в пользовании МУП "Водоканал".
Распоряжение данным земельным участком на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Казани, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 18 111 429 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106,90 руб., исходя из 13-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов).
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 16:50:250221:6 является: "под водопроводную насосную станцию".
МУП "Водоканал", оказывая услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в досудебном порядке обращались в Управление Росреестра по РТ и ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ с просьбой внести изменения в экономические характеристики земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал", в части установления кадастровой стоимости этих участков в размерах, соответствующих 9-му виду разрешенного использования земель.
Заявителям было отказано в заявлении, так как технические ошибки в сведениях об экономических характеристиках земельных участков в государственном кадастре недвижимости не обнаружены, кадастровая стоимость определена верно.
МКУ "КЗИО ИК МО г. Казани", полагая, что земельные участки под объектами, принадлежащими МУП "Водоканал", с учетом их функционального использования как под объектами коммунального хозяйства, относятся к 9-му виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", а присвоение земельному участку 13-го вида разрешенного использования при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка произведено ответчиком ошибочно, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: водопроводная сеть, состоящая из водопроводной и канализационной насосной станции и системы труб, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал", пришли к правильному выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2013 по делу N А65-23461/2012, от 21.11.2013 по делу N А65-2022/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А65-8372/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)