Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Э.М.Юрьева, д. 4; ИНН 2130043552, ОГРН 1082130010445)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014
по делу N А79-213/2014,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" - директора Беляковой М.В. на основании протокола общего собрания участников от 11.06.2008 N 1; Игнатьевой Е.А. по доверенности от 04.12.2013;
- администрации города Чебоксары - Красновой М.П. по доверенности от 30.12.2013 N 29/01-8917 сроком действия до 31.12.2014,
и
общество с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (далее - ООО "ВИП-ММ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившихся в принятии решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт N 21/301/12-20813 от 06.03.2012) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт N 21/301/12-20839 от 06.03.2012), расположенных по ул. Хвойная в пос. Сосновка, Чувашской Республики - Чувашии, для размещения базы отдыха. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и заключить с ним соответствующие договоры.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВИП-ММ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению Общества, формальное нарушение стадий выбора земельного участка, допущенное органом местного самоуправления, которое не привело к нарушению прав и законных интересов иных хозяйствующих субъектов, не является достаточным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ему в аренду испрашиваемых земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Чебоксары указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
В судебном заседании представители Общества и администрации г. Чебоксары поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 18.08.2009 ООО "ВИП-ММ" обратилось в администрацию г. Чебоксары с заявлением N 37 о предоставлении в порядке статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка для размещения базы отдыха на территории Заволжья Московского района г. Чебоксары.
Письмом от 14.09.2009 N 3473/3025 орган местного самоуправления предложил Обществу рассмотреть земельный участок в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка.
27.08.2009 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары выдало градостроительное заключение N 3025 о возможном использовании земельного участка, площадью 67 402 кв. м, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка, для размещения базы отдыха, при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.06.2010 N 1706 внесены изменения в статью 24 Карты зонирования территории города Чебоксары, касающиеся градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Распоряжением от 06.05.2010 N 1452 орган местного самоуправления утвердил акты выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схему расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка.
22.07.2010 администрация г. Чебоксары в номере 76 газеты "Чебоксарские новости" опубликовала информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка на основании заявления ООО "ВИП-ММ" от 16.04.2010 N 3, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка под размещение базы отдыха.
06.03.2012 уполномоченный орган внес в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 47 936 кв. м с кадастровым номером 21:01:000000:261 и земельном участке площадью 13 927 кв. м с кадастровым номером 21:01:000000:262.
14.03.2012, 06.04.2012, 19.07.2012, 26.07.2012 и 22.08.2012 ООО "ВИП-ММ" обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о разъяснении причин непринятия решения о предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 14.09.2012 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары уведомило Общество о принятии решения о нецелесообразности размещения базы отдыха на обозначенном земельном участке, а также о признании актов выбора земельного участка недействительными.
Постановлением от 15.10.2012 N 366 администрация г. Чебоксары отменила свое распоряжение от 06.05.2010 N 1452-р.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 постановление администрации г. Чебоксары от 15.10.2012 N 366 признано недействительным.
01.11.2013 ООО "ВИП-ММ" снова обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства базы отдыха.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары письмом от 06.12.2013 N 12484 уведомило Общество о том, что распоряжением от 06.05.2010 N 1452-р утверждены акты выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 общей площадью 67 402 кв. м под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка. На испрашиваемые земельные участки утвержденные акты выбора отсутствуют. Кроме того, на момент рассмотрения обращения истек срок действия актов выбора земельных участков.
Полагая, что такие действия администрации г. Чебоксары являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3).
В силу пункта 5 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Прохождение всех без исключения стадий этого процесса в четкой последовательности, предусмотренной законом, имеет принципиально важное значение, поскольку, в противном случае, заявитель не приобретает прав на земельный участок.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при выборе земельного участка должны приниматься во внимание экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии население может заявить возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованные лица подать документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Поскольку на момент рассмотрения заявления Общества законом не были предусмотрены форма и содержание сообщения о предоставлении земельного участка, следует исходить из того, что необходимая информация должна быть четкой и недвусмысленной как в отношении земельного участка (примерная площадь, местоположение, цель предоставления), так и в отношении способа обращения заинтересованных лиц в орган местного самоуправления.
По делу установлено, что сообщение о предполагаемом предоставлении ООО "ВИП-ММ" (по заявлению от 16.04.2010 N 3) земельного участка, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка, для строительства базы отдыха было размещено в газете "Чебоксарские новости" 22.07.2010, то есть после издания органом местного самоуправления распоряжения от 06.05.2010 N 1452-р "Об утверждении актов выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схемы расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка".
Публикация не указывает на примерную площадь земельного участка, а также сроки и способ обращения заинтересованных лиц в орган местного самоуправления.
Фактически неопределенный круг лиц, в том числе хозяйствующие субъекты, ставится в известность органом местного самоуправления о предоставлении именно Обществу земельного участка для строительства базы отдыха, с пресечением возможности отреагировать каким-либо образом на сообщение.
Следовательно, администрация г. Чебоксары нарушила положения земельного законодательства о сроках и содержании информирования населении о предполагаемом предоставлении земельного участка для строительства.
Вывод суда первой инстанции о поступлении от населения письменных возражений, касающихся постройки на испрашиваемом земельном участке базы отдыха, не нашел своего подтверждения в суде, является неверным и подлежит исключению из мотивировочной части судебного акта. Вместе с тем, он не привел к принятию неверного по существу судебного акта, и не является основанием к отмене решения суда.
При этом суд обоснованно не согласился с позицией Общества о том, что отсутствие информирования населения не может рассматриваться как нарушение процедуры предоставления земельного участка в аренду для строительства.
Управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении государственных органов и органов местного самоуправления должно осуществляться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации проводится как с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других хозяйствующих субъектов и проведения торгов, так и с целью обеспечения прав граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
Несоблюдение условия об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства является существенным нарушением порядка предоставления земельного участка для строительства, противоречащим основным принципам земельного законодательства, что является безусловным препятствием для предоставления земельного участка конкретному заявителю.
Вопрос о предоставлении конкретного участка конкретному лицу может быть разрешен только после проведения процедуры публичного информирования населения и с учетом результатов такого информирования, а именно: в зависимости от наличия или отсутствия возражений со стороны населения, а также с учетом наличия или отсутствия других желающих приобрести права на соответствующий земельный участок.
Указанный порядок предоставления земельных участков для строительства предполагает, что без публичного информирования населения не может быть принято решение о предоставления земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции полагает нецелесообразным исследовать вопрос о возможности (невозможности) принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по истечении трех лет со дня издания ненормативного акта об утверждении актов выбора земельных участков.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что отказ органа местного самоуправления предоставить Обществу в аренду для строительства испрашиваемые земельные участки соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Выводы суда о недействительности распоряжения администрации г. Чебоксары от 06.05.2010 N 1452-р, об отсутствии ненормативного акта об утверждении актов выбора земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 и 21:01:000000:262, являются неверными, не относящимися к предмету спора, и подлежат исключению из мотивировочной части судебного акта. Вместе с тем, они также не привели к принятию неправильного по существу решения суда.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 по делу N А79-213/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 по делу N А79-213/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 ПО ДЕЛУ N А79-213/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу N А79-213/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Э.М.Юрьева, д. 4; ИНН 2130043552, ОГРН 1082130010445)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014
по делу N А79-213/2014,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,
при участии в судебном заседании представителей:
- общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" - директора Беляковой М.В. на основании протокола общего собрания участников от 11.06.2008 N 1; Игнатьевой Е.А. по доверенности от 04.12.2013;
- администрации города Чебоксары - Красновой М.П. по доверенности от 30.12.2013 N 29/01-8917 сроком действия до 31.12.2014,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" (далее - ООО "ВИП-ММ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившихся в принятии решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 (кадастровый паспорт N 21/301/12-20813 от 06.03.2012) и 21:01:000000:262 (кадастровый паспорт N 21/301/12-20839 от 06.03.2012), расположенных по ул. Хвойная в пос. Сосновка, Чувашской Республики - Чувашии, для размещения базы отдыха. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня вынесения судебного акта принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков и заключить с ним соответствующие договоры.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ВИП-ММ" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению Общества, формальное нарушение стадий выбора земельного участка, допущенное органом местного самоуправления, которое не привело к нарушению прав и законных интересов иных хозяйствующих субъектов, не является достаточным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ему в аренду испрашиваемых земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Чебоксары указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
В судебном заседании представители Общества и администрации г. Чебоксары поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 18.08.2009 ООО "ВИП-ММ" обратилось в администрацию г. Чебоксары с заявлением N 37 о предоставлении в порядке статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельного участка для размещения базы отдыха на территории Заволжья Московского района г. Чебоксары.
Письмом от 14.09.2009 N 3473/3025 орган местного самоуправления предложил Обществу рассмотреть земельный участок в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка.
27.08.2009 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары выдало градостроительное заключение N 3025 о возможном использовании земельного участка, площадью 67 402 кв. м, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка, для размещения базы отдыха, при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.06.2010 N 1706 внесены изменения в статью 24 Карты зонирования территории города Чебоксары, касающиеся градостроительного регламента части территориальной зоны малоэтажных индивидуальных жилых домов с участками (Ж-3) и зоны лесопарков (Р-3) на зону рекреационных объектов (Р-4).
Распоряжением от 06.05.2010 N 1452 орган местного самоуправления утвердил акты выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схему расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка.
22.07.2010 администрация г. Чебоксары в номере 76 газеты "Чебоксарские новости" опубликовала информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка на основании заявления ООО "ВИП-ММ" от 16.04.2010 N 3, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка под размещение базы отдыха.
06.03.2012 уполномоченный орган внес в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке площадью 47 936 кв. м с кадастровым номером 21:01:000000:261 и земельном участке площадью 13 927 кв. м с кадастровым номером 21:01:000000:262.
14.03.2012, 06.04.2012, 19.07.2012, 26.07.2012 и 22.08.2012 ООО "ВИП-ММ" обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о разъяснении причин непринятия решения о предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 14.09.2012 Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары уведомило Общество о принятии решения о нецелесообразности размещения базы отдыха на обозначенном земельном участке, а также о признании актов выбора земельного участка недействительными.
Постановлением от 15.10.2012 N 366 администрация г. Чебоксары отменила свое распоряжение от 06.05.2010 N 1452-р.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.02.2013 по делу N А79-12357/2012 постановление администрации г. Чебоксары от 15.10.2012 N 366 признано недействительным.
01.11.2013 ООО "ВИП-ММ" снова обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства базы отдыха.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары письмом от 06.12.2013 N 12484 уведомило Общество о том, что распоряжением от 06.05.2010 N 1452-р утверждены акты выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 09.02.2010 общей площадью 67 402 кв. м под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка. На испрашиваемые земельные участки утвержденные акты выбора отсутствуют. Кроме того, на момент рассмотрения обращения истек срок действия актов выбора земельных участков.
Полагая, что такие действия администрации г. Чебоксары являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3).
В силу пункта 5 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Прохождение всех без исключения стадий этого процесса в четкой последовательности, предусмотренной законом, имеет принципиально важное значение, поскольку, в противном случае, заявитель не приобретает прав на земельный участок.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при выборе земельного участка должны приниматься во внимание экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 после определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии население может заявить возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованные лица подать документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Поскольку на момент рассмотрения заявления Общества законом не были предусмотрены форма и содержание сообщения о предоставлении земельного участка, следует исходить из того, что необходимая информация должна быть четкой и недвусмысленной как в отношении земельного участка (примерная площадь, местоположение, цель предоставления), так и в отношении способа обращения заинтересованных лиц в орган местного самоуправления.
По делу установлено, что сообщение о предполагаемом предоставлении ООО "ВИП-ММ" (по заявлению от 16.04.2010 N 3) земельного участка, расположенного в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка, для строительства базы отдыха было размещено в газете "Чебоксарские новости" 22.07.2010, то есть после издания органом местного самоуправления распоряжения от 06.05.2010 N 1452-р "Об утверждении актов выбора N 267 от 25.12.2009, N 267/1 от 29.12.2009, N 267/2 от 09.02.2010 и схемы расположения земельного участка под размещение базы отдыха в районе ул. Хвойная в пос. Сосновка".
Публикация не указывает на примерную площадь земельного участка, а также сроки и способ обращения заинтересованных лиц в орган местного самоуправления.
Фактически неопределенный круг лиц, в том числе хозяйствующие субъекты, ставится в известность органом местного самоуправления о предоставлении именно Обществу земельного участка для строительства базы отдыха, с пресечением возможности отреагировать каким-либо образом на сообщение.
Следовательно, администрация г. Чебоксары нарушила положения земельного законодательства о сроках и содержании информирования населении о предполагаемом предоставлении земельного участка для строительства.
Вывод суда первой инстанции о поступлении от населения письменных возражений, касающихся постройки на испрашиваемом земельном участке базы отдыха, не нашел своего подтверждения в суде, является неверным и подлежит исключению из мотивировочной части судебного акта. Вместе с тем, он не привел к принятию неверного по существу судебного акта, и не является основанием к отмене решения суда.
При этом суд обоснованно не согласился с позицией Общества о том, что отсутствие информирования населения не может рассматриваться как нарушение процедуры предоставления земельного участка в аренду для строительства.
Управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении государственных органов и органов местного самоуправления должно осуществляться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Информирование органами местного самоуправления населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации проводится как с целью получения дополнительных заявок на земельный участок от других хозяйствующих субъектов и проведения торгов, так и с целью обеспечения прав граждан, общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления на участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
Несоблюдение условия об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства является существенным нарушением порядка предоставления земельного участка для строительства, противоречащим основным принципам земельного законодательства, что является безусловным препятствием для предоставления земельного участка конкретному заявителю.
Вопрос о предоставлении конкретного участка конкретному лицу может быть разрешен только после проведения процедуры публичного информирования населения и с учетом результатов такого информирования, а именно: в зависимости от наличия или отсутствия возражений со стороны населения, а также с учетом наличия или отсутствия других желающих приобрести права на соответствующий земельный участок.
Указанный порядок предоставления земельных участков для строительства предполагает, что без публичного информирования населения не может быть принято решение о предоставления земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции полагает нецелесообразным исследовать вопрос о возможности (невозможности) принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства по истечении трех лет со дня издания ненормативного акта об утверждении актов выбора земельных участков.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что отказ органа местного самоуправления предоставить Обществу в аренду для строительства испрашиваемые земельные участки соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Выводы суда о недействительности распоряжения администрации г. Чебоксары от 06.05.2010 N 1452-р, об отсутствии ненормативного акта об утверждении актов выбора земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:261 и 21:01:000000:262, являются неверными, не относящимися к предмету спора, и подлежат исключению из мотивировочной части судебного акта. Вместе с тем, они также не привели к принятию неправильного по существу решения суда.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 по делу N А79-213/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.05.2014 по делу N А79-213/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИП-ММ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
И.А.СМИРНОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)