Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Пас", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пас" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2014 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А61-3510/2013, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ООО "Пас" (далее - общество) о взыскании 1 531 640 рублей задолженности по арендной плате, 167 066 рублей пеней и расторжении договора аренды земельного участка от 24.10.2006 N 29 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2014, суд взыскал 1 520 967 рублей 55 копеек задолженности и 163 590 рублей 71 копейку пеней. Требование о расторжении договора оставил без рассмотрения. В остальной части иска отказал. Суд применил срок исковой давности к периоду с 4 квартала 2006 года до 3 квартала 2010 года, и отказал во взыскание арендной платы за этот период. Взыскание произведено с 3 квартала 2010 года по 2012 год. Судебный акт в этой части мотивирован наличием арендных отношений и отсутствием доказательств внесения платы в полном объеме за испрашиваемый период. Требование о расторжении договора оставлено без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Общество обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему. С 21.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 имеет разрешенное использование - земли промышленности. Расчет задолженности за него не должен производиться в соответствии с нормами, закрепленными в постановлениях Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.2005 N 62 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18 октября 2002 г. N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания", постановлении Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения", постановлении Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.04.2012 N 115 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения". Суды не проверили правильность представленных истцом расчетов. Общество не имело возможности работать на земельном участке с кадастровым номером 15:03:020301:0038. В отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:020301:0037 стороны не согласовывали изменение размера арендной платы в установленном порядке (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), поэтому расчет задолженности по арендной плате с учетом роста инфляции противоречит условиям договора и является неправомерным.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что судебные акты в обжалуемый части следует отменить.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании постановления Главы местного самоуправления Правобережного района от 22.09.2006 N 267 истец и ответчик заключили договор аренды от 24.10.2006 N 29 земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью общей площадью 48,5844 га, из которого под карьер - земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 площадью 7,4967 га, под сенокос - земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0037 площадью 41,0877 га, расположенный по адресу: Правобережный район, в 800 м южнее с. Старый Батако. Срок действия договора установлен с 24.10.2006 по 23.10.2026. Земельный участок передан арендатору (акт приема-передачи от 24.10.2006).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2010 N 37 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Администрация, полагая, что общество ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по внесению арендной платы, обратилась с иском в суд.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Судебные акты в части оставления без рассмотрения требования о расторжении договора аренды земельного участка от 24.10.2006 N 29 судом кассационной инстанции не проверяются, поскольку выводы судов ответчик в данной части не оспаривает.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса).
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Суды приняли во внимание толкование норм права данное в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в соответствии с которым при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Суды установили, что договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса (.10.2001), который содержит положение о том, что стоимость аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011 сформулированы следующие правовые подходы. Установленные Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель, находящихся в федеральной собственности. Суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении от 16.07.2009 N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что на общество возложена обязанность по внесению арендной платы по ставкам определенными нормативно. В связи с этим является несостоятельным довод общества о несоблюдении процедуры внесения изменений в договор аренды.
Возражая против вынесенных судебных актов общество указало на неверность расчета задолженности, считая что с 21.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 имеет разрешенное использование - земли промышленности, а потому необходимость применения к нему ставок арендной платы установленных для соответствующего вида земельного участка.
В силу статьи 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статья 170 Кодекса, среди прочих требований к содержанию решения, указывает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Из содержания судебного акта следует, что по расчету суда задолженность по арендной плате составила 1 684 558 рублей 26 копеек. Вместе с тем суд не указал какими нормативно-правовые актами он руководствовался, какие ставки использованы при расчете задолженности по какой формуле, и за какой период отыскивается задолженность.
При таких обстоятельствах судебный акт не может быть признан соответствующим статьям 15, 170 Кодекса. Суд апелляционной инстанции, несмотря на содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о неверности произведенного судом первой инстанции расчета, не устранил указанное нарушение и не проверил произведенный судом первой инстанции расчет задолженности на предмет его верности (период расчета, применяемая методика, размер ставки арендной платы для соответствующей категории земель).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить допущенное нарушение, проверить расчет задолженности по арендной плате с учетом действующих нормативных актов, после чего разрешить иск с правильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А61-3510/2013 в части оставления без рассмотрения требования о расторжении договора аренды - оставить без изменения.
В остальной части обжалуемые судебные акты - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N А61-3510/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N А61-3510/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания, ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Пас", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пас" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2014 (судья Базиева Н.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А61-3510/2013, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ООО "Пас" (далее - общество) о взыскании 1 531 640 рублей задолженности по арендной плате, 167 066 рублей пеней и расторжении договора аренды земельного участка от 24.10.2006 N 29 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2014, суд взыскал 1 520 967 рублей 55 копеек задолженности и 163 590 рублей 71 копейку пеней. Требование о расторжении договора оставил без рассмотрения. В остальной части иска отказал. Суд применил срок исковой давности к периоду с 4 квартала 2006 года до 3 квартала 2010 года, и отказал во взыскание арендной платы за этот период. Взыскание произведено с 3 квартала 2010 года по 2012 год. Судебный акт в этой части мотивирован наличием арендных отношений и отсутствием доказательств внесения платы в полном объеме за испрашиваемый период. Требование о расторжении договора оставлено без рассмотрения по мотиву несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Общество обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему. С 21.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 имеет разрешенное использование - земли промышленности. Расчет задолженности за него не должен производиться в соответствии с нормами, закрепленными в постановлениях Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.2005 N 62 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18 октября 2002 г. N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания", постановлении Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения", постановлении Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.04.2012 N 115 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.09.2010 N 255 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения". Суды не проверили правильность представленных истцом расчетов. Общество не имело возможности работать на земельном участке с кадастровым номером 15:03:020301:0038. В отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:020301:0037 стороны не согласовывали изменение размера арендной платы в установленном порядке (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), поэтому расчет задолженности по арендной плате с учетом роста инфляции противоречит условиям договора и является неправомерным.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что судебные акты в обжалуемый части следует отменить.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании постановления Главы местного самоуправления Правобережного района от 22.09.2006 N 267 истец и ответчик заключили договор аренды от 24.10.2006 N 29 земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью общей площадью 48,5844 га, из которого под карьер - земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 площадью 7,4967 га, под сенокос - земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0037 площадью 41,0877 га, расположенный по адресу: Правобережный район, в 800 м южнее с. Старый Батако. Срок действия договора установлен с 24.10.2006 по 23.10.2026. Земельный участок передан арендатору (акт приема-передачи от 24.10.2006).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27.12.2010 N 37 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Администрация, полагая, что общество ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по внесению арендной платы, обратилась с иском в суд.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Судебные акты в части оставления без рассмотрения требования о расторжении договора аренды земельного участка от 24.10.2006 N 29 судом кассационной инстанции не проверяются, поскольку выводы судов ответчик в данной части не оспаривает.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса).
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Суды приняли во внимание толкование норм права данное в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в соответствии с которым при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Суды установили, что договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса (.10.2001), который содержит положение о том, что стоимость аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011 сформулированы следующие правовые подходы. Установленные Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель, находящихся в федеральной собственности. Суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении от 16.07.2009 N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что на общество возложена обязанность по внесению арендной платы по ставкам определенными нормативно. В связи с этим является несостоятельным довод общества о несоблюдении процедуры внесения изменений в договор аренды.
Возражая против вынесенных судебных актов общество указало на неверность расчета задолженности, считая что с 21.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 15:03:020301:0038 имеет разрешенное использование - земли промышленности, а потому необходимость применения к нему ставок арендной платы установленных для соответствующего вида земельного участка.
В силу статьи 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статья 170 Кодекса, среди прочих требований к содержанию решения, указывает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Из содержания судебного акта следует, что по расчету суда задолженность по арендной плате составила 1 684 558 рублей 26 копеек. Вместе с тем суд не указал какими нормативно-правовые актами он руководствовался, какие ставки использованы при расчете задолженности по какой формуле, и за какой период отыскивается задолженность.
При таких обстоятельствах судебный акт не может быть признан соответствующим статьям 15, 170 Кодекса. Суд апелляционной инстанции, несмотря на содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о неверности произведенного судом первой инстанции расчета, не устранил указанное нарушение и не проверил произведенный судом первой инстанции расчет задолженности на предмет его верности (период расчета, применяемая методика, размер ставки арендной платы для соответствующей категории земель).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить допущенное нарушение, проверить расчет задолженности по арендной плате с учетом действующих нормативных актов, после чего разрешить иск с правильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.02.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А61-3510/2013 в части оставления без рассмотрения требования о расторжении договора аренды - оставить без изменения.
В остальной части обжалуемые судебные акты - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)