Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей: Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
- от ООО "Теплосан" - не явился, уведомлен;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 г. по делу N А55-10056/2007 (судья Морозов Г.Н.)
по заявлению
ООО "Теплосан", г. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара
о признании незаконным бездействия государственного органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосан" г. Самара обратилось в арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлениям ООО "Теплосан" о предоставлении земельного участка в собственность с обязанием Министерства имущественных отношений принять решение по заявлению о предоставлении Обществу в собственность за выкуп земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, поляна им. Фрунзе, 9-я просека, Санаторий им. В.П. Чкалова, корпус 8.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что поскольку государственным органом были нарушены положения Земельного кодекса Российской Федерации и не было принято решение по заявлению Общества о предоставлении земельного участка в собственность в установленные статьей 36 Земельного кодекса РФ сроки, следовательно, бездействие государственного органа нарушает права заявителя.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Теплосан" отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на те обстоятельства, что при отсутствии информации об отнесении испрашиваемого земельного участка к участкам леса земель населенных пунктов (городским лесом) министерством не может быть сделан вывод о возможности либо невозможности предоставления указанного участка в собственность ООО "Теплосан". Более того, министерство считает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о наличии бездействия со стороны министерства по рассмотрению заявления ООО "Теплосан".
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела и исследовано судом первой инстанции ООО "Теплосан" на земельном участке по адресу г. Самара, поляна им. Фрунзе, 9-я просека, Санаторий им. Чкалова, корпус 8 имеет на праве собственности нежилое здание (трансформаторную подстанцию) на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 63-АА N 974454 от 16.10.2003 г.
В целях оформления прав на земельный участок площадью 108,8 кв. м, необходимый для использования указанного здания, Общество 22.02.2007 г. обратилось с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о продаже его в собственность. К указанному заявлению были приложены постановление главы города Самары от 09.06.2005 г. N 1563, которым утвержден проект границ земельного участка и о предоставлении его в собственность за выкуп; кадастровая карта (план) земельного участка и иные обязательные для решения вопроса о продаже земельного участка документы.
Разрешая спор, суд первой инстанции в полном объеме исследовал представленные доказательства, дал им правильную юридическую оценку и правомерно пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ предусматривается право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести эти участки в собственность, то есть заявитель вправе приобрести в собственность только земельные участки, непосредственно занятые объектами недвижимости и необходимые для их использования.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку государственным органом были нарушены нормы Земельного кодекса РФ и не было принято решение в установленный законом срок по заявлению общества о предоставлении земельного участка в собственность, бездействие государственного органа нарушает права и законные интересы Общества.
Суд обоснованно указал в решении, что запросы министерства в отдел водных ресурсов по Самарской области и департамент лесного хозяйства Самарской области относительно испрашиваемого заявителем земельного участка необходимостью в силу того, что приобретается в собственность земельный участок из земель поселений, границы которого уже определены, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0702004:0211 и на нем находятся объекты собственности, не вызывались, поскольку приобретение в собственность земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключают подобные действия. Следовательно доводы подателя апелляционной жалобы в отношении ошибочности выводов суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны министерства являются несостоятельными.
С позиции изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом определения суда от 01.10.2007 г. об удовлетворении ходатайства Министерства имущественных отношений Самарской области об отсрочке уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 г. по делу N А55-10056/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2007 ПО ДЕЛУ N А55-10056/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2007 г. по делу N А55-10056/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей: Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
- от ООО "Теплосан" - не явился, уведомлен;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 г. по делу N А55-10056/2007 (судья Морозов Г.Н.)
по заявлению
ООО "Теплосан", г. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара
о признании незаконным бездействия государственного органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосан" г. Самара обратилось в арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлениям ООО "Теплосан" о предоставлении земельного участка в собственность с обязанием Министерства имущественных отношений принять решение по заявлению о предоставлении Обществу в собственность за выкуп земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, поляна им. Фрунзе, 9-я просека, Санаторий им. В.П. Чкалова, корпус 8.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что поскольку государственным органом были нарушены положения Земельного кодекса Российской Федерации и не было принято решение по заявлению Общества о предоставлении земельного участка в собственность в установленные статьей 36 Земельного кодекса РФ сроки, следовательно, бездействие государственного органа нарушает права заявителя.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Теплосан" отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на те обстоятельства, что при отсутствии информации об отнесении испрашиваемого земельного участка к участкам леса земель населенных пунктов (городским лесом) министерством не может быть сделан вывод о возможности либо невозможности предоставления указанного участка в собственность ООО "Теплосан". Более того, министерство считает, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о наличии бездействия со стороны министерства по рассмотрению заявления ООО "Теплосан".
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела и исследовано судом первой инстанции ООО "Теплосан" на земельном участке по адресу г. Самара, поляна им. Фрунзе, 9-я просека, Санаторий им. Чкалова, корпус 8 имеет на праве собственности нежилое здание (трансформаторную подстанцию) на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 63-АА N 974454 от 16.10.2003 г.
В целях оформления прав на земельный участок площадью 108,8 кв. м, необходимый для использования указанного здания, Общество 22.02.2007 г. обратилось с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о продаже его в собственность. К указанному заявлению были приложены постановление главы города Самары от 09.06.2005 г. N 1563, которым утвержден проект границ земельного участка и о предоставлении его в собственность за выкуп; кадастровая карта (план) земельного участка и иные обязательные для решения вопроса о продаже земельного участка документы.
Разрешая спор, суд первой инстанции в полном объеме исследовал представленные доказательства, дал им правильную юридическую оценку и правомерно пришел к выводу, что оспариваемое бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ предусматривается право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести эти участки в собственность, то есть заявитель вправе приобрести в собственность только земельные участки, непосредственно занятые объектами недвижимости и необходимые для их использования.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г. "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку государственным органом были нарушены нормы Земельного кодекса РФ и не было принято решение в установленный законом срок по заявлению общества о предоставлении земельного участка в собственность, бездействие государственного органа нарушает права и законные интересы Общества.
Суд обоснованно указал в решении, что запросы министерства в отдел водных ресурсов по Самарской области и департамент лесного хозяйства Самарской области относительно испрашиваемого заявителем земельного участка необходимостью в силу того, что приобретается в собственность земельный участок из земель поселений, границы которого уже определены, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0702004:0211 и на нем находятся объекты собственности, не вызывались, поскольку приобретение в собственность земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключают подобные действия. Следовательно доводы подателя апелляционной жалобы в отношении ошибочности выводов суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны министерства являются несостоятельными.
С позиции изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом определения суда от 01.10.2007 г. об удовлетворении ходатайства Министерства имущественных отношений Самарской области об отсрочке уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2007 г. по делу N А55-10056/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)