Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Прокурор полагал незаконным принятое ответчиком решение об отказе в постановке заявителя на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления участка в связи с неподтверждением факта совместного проживания с детьми.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лемякина В.М.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 июня 2015 года, которым постановлено:
требования заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
Возложить на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанность поставить Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Л. обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Волгоградской области проведена проверка по обращению Л. о нарушении ее прав на получение бесплатного земельного участка.
В ходе проверки установлено, что 26 января 2015 года Л. имеющая трех несовершеннолетних детей, обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении с собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Однако ответчиком принято решение от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно", в связи с не подтверждением заявителем факта совместного проживания с детьми.
Полагал принятое решение не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Л.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет в качестве граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно" незаконным.
Обязать комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отменить названное решение, поставить Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области М., поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Стрельникову В.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях против нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Л. состоит в зарегистрированном браке с Л. Супруги являются родителями несовершеннолетнего ребенка - Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, Л. имеет двоих несовершеннолетних детей от первого брака - Г., ДД.ММ.ГГГГ и Г., ДД.ММ.ГГГГ.
Л. имеет статус многодетной матери, что подтверждается удостоверением многодетной семьи, выданным Министерством социальной защиты населения Волгоградской области от 17 июня 2014 года.
Л. а также сын от первого брака Г. и сын от второго брака Л. зарегистрированы по <адрес>. Другой сын от первого брака - Г. зарегистрирован по <адрес>.
26 января 2015 года Л. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Решением Комитета Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 N 05 заявителю отказано в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в связи с не подтверждением заявителем факта совместного проживания с детьми.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области решения, указав на то, что регистрация членов многодетной семьи по разным адресам не свидетельствует об их раздельном проживании и указанное обстоятельство не может быть положено в основу отказа в реализации заявителем права, гарантированного ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД. Как указал суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства настоящего дела подтверждено совместное проживание Л. и ее несовершеннолетних детей.
Однако с выводом суда о незаконности решения административного органа судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ (действующей на момент спорных правоотношений) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее - Закон N 809-ОД) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона N 809-ОД, гражданин, имеющий трех и более детей, для приобретения в собственность бесплатно земельного участка подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту жительства заявителя.
Частью 3 ст. 3.1 Закона N 809-ОД определен перечень документов, прикладываемых к соответствующему заявлению: копию паспорта заявителя или документа, его заменяющего, копии паспортов, свидетельство о рождении, усыновлении детей; документы (документ) подтверждающие (подтверждающий) постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи им заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, а также совместное проживание гражданина и его детей (сведения о регистрации по месту жительства гражданина и его детей либо решение суда об установлении соответствующего факта); документы подтверждающие обучение совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - для граждан, имеющих указанных детей; согласие на обработку персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом "О персональных данных".
В силу ст. 2 Закона N 809-ОД, отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно допускается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 809-ОД основанием для отказа в постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей, является несоблюдение им условий, определенных абзацем третьим пункта 2 статьи 1 настоящего Закона.
Одним из таких условий является совместное проживание несовершеннолетних детей со своим родителем.
Как следует из представленного в материалах дела заявления Л. поданного ею 26 января 2015 года, местом ее постоянного проживания и проживания ее детей указан <адрес>.
Согласно справке МФЦ местом регистрации сына Л. - Г., ДД.ММ.ГГГГ, указано <адрес>.
Никаких других документов, подтверждающих совместное проживание Л. с ее сыном, ею представлено не было, сведения о совместном проживании с несовершеннолетним сыном в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области также сообщены не были.
Таким образом, на момент представления Л. в административный орган заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно, сведений о ее совместном проживании с детьми в представленных ею документах не имелось.
Рассмотрение настоящего дела об оспаривании решения административного органа осуществляется по правилам главы 25 ГПК РФ.
Задачей судебного контроля законности либо незаконности решения административного органа является его проверка на соответствие действующему законодательству на момент принятия решения.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 N 2 (ред. от 9 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с Положением о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222, решение вопроса о постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, отнесено к компетенции данного административного органа.
Исходя из п. 3.2.7 Административного регламента предоставления Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденного распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 февраля 2014 года N 267-р, основанием для отказа в постановке гражданина, имеющего трех и более детей, на учет является несоблюдение условий, определенных абзацами третьим и четвертым пункта 2, абзацем четвертым пункта 3, абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", а именно наличие у гражданина трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
Принимая во внимание, что в представленных Л. документах отсутствовали сведения о совместном проживании с детьми, административным органом принято обоснованное решение об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом судебная коллегия полагает, что представление акта о совместном проживании с детьми, составленного 17 апреля 2015 года, не может служить доказательством незаконности оспариваемого решения, принятого 10 февраля 2015 года, поскольку на момент его принятия сведения о совместном проживания Л. с детьми у административного органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 об отказе в постановке Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым указать, что принятие решения об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения административного органа не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 об отказе в постановке Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.
Судья
Волгоградского областного суда
И.Б.БАЛАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9222/2015
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Прокурор полагал незаконным принятое ответчиком решение об отказе в постановке заявителя на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления участка в связи с неподтверждением факта совместного проживания с детьми.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. по делу N 33-9222/2015
Судья: Лемякина В.М.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 июня 2015 года, которым постановлено:
требования заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
Возложить на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанность поставить Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Л. обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Волгоградской области проведена проверка по обращению Л. о нарушении ее прав на получение бесплатного земельного участка.
В ходе проверки установлено, что 26 января 2015 года Л. имеющая трех несовершеннолетних детей, обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении с собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Однако ответчиком принято решение от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно", в связи с не подтверждением заявителем факта совместного проживания с детьми.
Полагал принятое решение не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Л.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 "Об отказе в постановке на учет в качестве граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно" незаконным.
Обязать комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отменить названное решение, поставить Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области М., поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Стрельникову В.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях против нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Л. состоит в зарегистрированном браке с Л. Супруги являются родителями несовершеннолетнего ребенка - Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, Л. имеет двоих несовершеннолетних детей от первого брака - Г., ДД.ММ.ГГГГ и Г., ДД.ММ.ГГГГ.
Л. имеет статус многодетной матери, что подтверждается удостоверением многодетной семьи, выданным Министерством социальной защиты населения Волгоградской области от 17 июня 2014 года.
Л. а также сын от первого брака Г. и сын от второго брака Л. зарегистрированы по <адрес>. Другой сын от первого брака - Г. зарегистрирован по <адрес>.
26 января 2015 года Л. обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Решением Комитета Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 N 05 заявителю отказано в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в связи с не подтверждением заявителем факта совместного проживания с детьми.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области решения, указав на то, что регистрация членов многодетной семьи по разным адресам не свидетельствует об их раздельном проживании и указанное обстоятельство не может быть положено в основу отказа в реализации заявителем права, гарантированного ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД. Как указал суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства настоящего дела подтверждено совместное проживание Л. и ее несовершеннолетних детей.
Однако с выводом суда о незаконности решения административного органа судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ (действующей на момент спорных правоотношений) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее - Закон N 809-ОД) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона N 809-ОД, гражданин, имеющий трех и более детей, для приобретения в собственность бесплатно земельного участка подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту жительства заявителя.
Частью 3 ст. 3.1 Закона N 809-ОД определен перечень документов, прикладываемых к соответствующему заявлению: копию паспорта заявителя или документа, его заменяющего, копии паспортов, свидетельство о рождении, усыновлении детей; документы (документ) подтверждающие (подтверждающий) постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи им заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, а также совместное проживание гражданина и его детей (сведения о регистрации по месту жительства гражданина и его детей либо решение суда об установлении соответствующего факта); документы подтверждающие обучение совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - для граждан, имеющих указанных детей; согласие на обработку персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом "О персональных данных".
В силу ст. 2 Закона N 809-ОД, отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно допускается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 809-ОД основанием для отказа в постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей, является несоблюдение им условий, определенных абзацем третьим пункта 2 статьи 1 настоящего Закона.
Одним из таких условий является совместное проживание несовершеннолетних детей со своим родителем.
Как следует из представленного в материалах дела заявления Л. поданного ею 26 января 2015 года, местом ее постоянного проживания и проживания ее детей указан <адрес>.
Согласно справке МФЦ местом регистрации сына Л. - Г., ДД.ММ.ГГГГ, указано <адрес>.
Никаких других документов, подтверждающих совместное проживание Л. с ее сыном, ею представлено не было, сведения о совместном проживании с несовершеннолетним сыном в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области также сообщены не были.
Таким образом, на момент представления Л. в административный орган заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно, сведений о ее совместном проживании с детьми в представленных ею документах не имелось.
Рассмотрение настоящего дела об оспаривании решения административного органа осуществляется по правилам главы 25 ГПК РФ.
Задачей судебного контроля законности либо незаконности решения административного органа является его проверка на соответствие действующему законодательству на момент принятия решения.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 N 2 (ред. от 9 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с Положением о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222, решение вопроса о постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, отнесено к компетенции данного административного органа.
Исходя из п. 3.2.7 Административного регламента предоставления Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденного распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 февраля 2014 года N 267-р, основанием для отказа в постановке гражданина, имеющего трех и более детей, на учет является несоблюдение условий, определенных абзацами третьим и четвертым пункта 2, абзацем четвертым пункта 3, абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", а именно наличие у гражданина трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
Принимая во внимание, что в представленных Л. документах отсутствовали сведения о совместном проживании с детьми, административным органом принято обоснованное решение об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом судебная коллегия полагает, что представление акта о совместном проживании с детьми, составленного 17 апреля 2015 года, не может служить доказательством незаконности оспариваемого решения, принятого 10 февраля 2015 года, поскольку на момент его принятия сведения о совместном проживания Л. с детьми у административного органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 об отказе в постановке Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым указать, что принятие решения об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения административного органа не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Л. о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 10 февраля 2015 года N 05 об отказе в постановке Л. на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.
Судья
Волгоградского областного суда
И.Б.БАЛАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)