Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - Логинова А.М., доверенность от 09 января 2014 г. N 57,
от заинтересованного лица - извещен, не явился,
от прокурора Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розничная компания "Дворцовый ряд", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованное лицо - заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по использованию и охране земель - начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Куренев М.А., г. Ульяновск,
при участии прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,
об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности постановления,
установил:
ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее административный орган) от 28.11.2013 г. о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 признано незаконным и отменено постановление от 28.11.2013 г. по делу N 86-2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Розничная компания "Дворцовый ряд" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, заинтересованного лица и прокурора, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением и.о. Главы города Ульяновска от 19.10.2011 г. N 4769 Обществу передан в аренду до 31.08.2016 г. земельный участок площадью 15,0 кв. м с кадастровым номером 73:24:021001:88 по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж-4), для размещения киоска.
14.11.2011 г. между ООО "РК "Дворцовый ряд" и Комитетом по управлению городским имуществом заключен договор аренды N 24-2-1680 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021001:88 (часть участка) из земель населенных пунктов, территориальная зона Ж-4, площадью 15, кв. м, находящегося по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева для использования под размещение киоска в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.
Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, пр-т Туполева, 7, о чем составлен акт обследования N 1944 с фотофиксацией. Выявлено, что на данном земельном участке расположен торговый павильон.
Прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, из материалов дела установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пр-т Туполева, 7, кадастровый номер 73:24:021001:88 площадью 15,0 кв. м, расположен торговый павильон, принадлежащий ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" что подтверждено вышеуказанным актом.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" с приложениями поступило в Управление с сопроводительным письмом прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска от 23.10.2013 г. N 07-01-13/886 (вх. от 28.10.2013 г. N 27467).
30.10.2013 г. административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Копия определения направлена в ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" заказным письмом с уведомлением от 30.10.2013 г. N 11975.
Определением от 11.11.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 14 час. 00 м 28.11.2013 г.
Заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по использованию и охране земель - начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Куренев Михаил Анатольевич 28.11.2013 г. в присутствии представителя заявителя вынес постановление по делу N 86-2013, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, (далее -Положение) государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
В силу п. п. "г" п. 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 Положения, имеют право при проведении проверок составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности (п. п. "г").
Исходя из п. 12 Положения мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент).
Согласно п. 3.43 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.
Таким образом, оспариваемое постановление принято административным органом в рамках предоставленных ему полномочий.
Суд считает обоснованным вывод Управления и прокуратуры Ульяновской области о том, что торговый павильон и киоск являются различными видами объектов, различающимися между собой конструктивными параметрами, в связи с чем установка обществом торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером 73:24:021001:88 не отвечает целевому назначению, предусмотренному постановлением и.о. Главы администрации г. Ульяновска N 4769 от 19.10.2011 г. (согласно которому разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:021001:88 - "для размещения киоска") и договором аренды земельного участка N 24-2-1680 от 14.11.2011 г.
Вместе с тем, данный вывод не доказывает факт наличия события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Кодекса понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 1 статьи 7, п. 1, п. 2 статьи 42 Земельного кодекса, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Как указано выше, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (применительно к обстоятельства настоящего дела), образуют действия по использованию земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено фактическое использование заявителем части земельного участка по адресу: восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева в г. Ульяновске, кадастровый номер 73:24:021001:88 площадью 15,0 кв. м (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж-4), под размещение киоска в отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования - торговый павильон, о чем составлен акт обследования от 04.09.2013 N 1944.
Категории земель с учетом их целевого назначения установлены пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Заявителем используется земельный участок с кадастровым номером 73:24:021001:88, входящий в состав земель населенных пунктов, и размещение на этом земельном участке торгового павильона вместо торгового киоска не нарушает целевого назначения данного земельного участка как участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Материалами проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:021001:88 находится в территориальной зоне Ж 4.
Статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (далее -Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске), установлено, что для зоны Ж4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) к основным видам разрешенного использования земельных участков отнесено их использование, в частности, под объекты торговли (п. 15), без какого-то уточнения возможных видов объектов.
Следовательно, размещение на земельном участке с кадастровым номером 73:24:021001:88 торгового павильона вместо торгового киоска не нарушает вид разрешенного использования данного земельного участка, предусмотренный статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Таким образом, в данном случае действия Общества на предмет их квалификации как правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, следует определять исходя из того, что целевое назначение земельного участка в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, с учетом вышеуказанных категорий, установленных пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, а также видов разрешенного использования, предусмотренных статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (с учетом частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса), а не исходя из целей, указанных в постановлении и.о. Главы администрации г. Ульяновска N 4769 от 19.10.2011 и в договоре аренды земельного участка N 24-2-1680 от 14.11.2011 г.
Этот вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.06.2013 г. N 71/13.
Существенным также является то обстоятельство, что и торговый киоск, и торговый павильон не являются капитальными объектами, в связи с чем условия и порядок предоставления земельных участков для размещения и киоска, и павильона являются одинаковыми.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку материалами дела не подтверждается факт совершения заявителем противоправных, виновных действий (бездействия), за которые ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, основания для привлечения заявителя к такой ответственности отсутствуют.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А72-16318/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А72-16318/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - Логинова А.М., доверенность от 09 января 2014 г. N 57,
от заинтересованного лица - извещен, не явился,
от прокурора Ульяновской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розничная компания "Дворцовый ряд", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованное лицо - заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по использованию и охране земель - начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Куренев М.А., г. Ульяновск,
при участии прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск,
об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности постановления,
установил:
ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее административный орган) от 28.11.2013 г. о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 признано незаконным и отменено постановление от 28.11.2013 г. по делу N 86-2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Розничная компания "Дворцовый ряд" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, заинтересованного лица и прокурора, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением и.о. Главы города Ульяновска от 19.10.2011 г. N 4769 Обществу передан в аренду до 31.08.2016 г. земельный участок площадью 15,0 кв. м с кадастровым номером 73:24:021001:88 по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж-4), для размещения киоска.
14.11.2011 г. между ООО "РК "Дворцовый ряд" и Комитетом по управлению городским имуществом заключен договор аренды N 24-2-1680 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021001:88 (часть участка) из земель населенных пунктов, территориальная зона Ж-4, площадью 15, кв. м, находящегося по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева для использования под размещение киоска в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.
Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, пр-т Туполева, 7, о чем составлен акт обследования N 1944 с фотофиксацией. Выявлено, что на данном земельном участке расположен торговый павильон.
Прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, из материалов дела установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пр-т Туполева, 7, кадастровый номер 73:24:021001:88 площадью 15,0 кв. м, расположен торговый павильон, принадлежащий ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" что подтверждено вышеуказанным актом.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" с приложениями поступило в Управление с сопроводительным письмом прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска от 23.10.2013 г. N 07-01-13/886 (вх. от 28.10.2013 г. N 27467).
30.10.2013 г. административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Копия определения направлена в ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" заказным письмом с уведомлением от 30.10.2013 г. N 11975.
Определением от 11.11.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 14 час. 00 м 28.11.2013 г.
Заместитель главного государственного инспектора Ульяновской области по использованию и охране земель - начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Куренев Михаил Анатольевич 28.11.2013 г. в присутствии представителя заявителя вынес постановление по делу N 86-2013, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689, (далее -Положение) государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
В силу п. п. "г" п. 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 Положения, имеют право при проведении проверок составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности (п. п. "г").
Исходя из п. 12 Положения мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приказом Минэкономразвития России от 30.06.2011 N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент).
Согласно п. 3.43 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.
Таким образом, оспариваемое постановление принято административным органом в рамках предоставленных ему полномочий.
Суд считает обоснованным вывод Управления и прокуратуры Ульяновской области о том, что торговый павильон и киоск являются различными видами объектов, различающимися между собой конструктивными параметрами, в связи с чем установка обществом торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером 73:24:021001:88 не отвечает целевому назначению, предусмотренному постановлением и.о. Главы администрации г. Ульяновска N 4769 от 19.10.2011 г. (согласно которому разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:021001:88 - "для размещения киоска") и договором аренды земельного участка N 24-2-1680 от 14.11.2011 г.
Вместе с тем, данный вывод не доказывает факт наличия события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 Кодекса понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 1 статьи 7, п. 1, п. 2 статьи 42 Земельного кодекса, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Как указано выше, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (применительно к обстоятельства настоящего дела), образуют действия по использованию земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий выявлено фактическое использование заявителем части земельного участка по адресу: восточнее здания N 7 по пр-ту Туполева в г. Ульяновске, кадастровый номер 73:24:021001:88 площадью 15,0 кв. м (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж-4), под размещение киоска в отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования - торговый павильон, о чем составлен акт обследования от 04.09.2013 N 1944.
Категории земель с учетом их целевого назначения установлены пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Заявителем используется земельный участок с кадастровым номером 73:24:021001:88, входящий в состав земель населенных пунктов, и размещение на этом земельном участке торгового павильона вместо торгового киоска не нарушает целевого назначения данного земельного участка как участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Материалами проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:021001:88 находится в территориальной зоне Ж 4.
Статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (далее -Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске), установлено, что для зоны Ж4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) к основным видам разрешенного использования земельных участков отнесено их использование, в частности, под объекты торговли (п. 15), без какого-то уточнения возможных видов объектов.
Следовательно, размещение на земельном участке с кадастровым номером 73:24:021001:88 торгового павильона вместо торгового киоска не нарушает вид разрешенного использования данного земельного участка, предусмотренный статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Таким образом, в данном случае действия Общества на предмет их квалификации как правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, следует определять исходя из того, что целевое назначение земельного участка в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, с учетом вышеуказанных категорий, установленных пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, а также видов разрешенного использования, предусмотренных статьей 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (с учетом частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса), а не исходя из целей, указанных в постановлении и.о. Главы администрации г. Ульяновска N 4769 от 19.10.2011 и в договоре аренды земельного участка N 24-2-1680 от 14.11.2011 г.
Этот вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.06.2013 г. N 71/13.
Существенным также является то обстоятельство, что и торговый киоск, и торговый павильон не являются капитальными объектами, в связи с чем условия и порядок предоставления земельных участков для размещения и киоска, и павильона являются одинаковыми.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку материалами дела не подтверждается факт совершения заявителем противоправных, виновных действий (бездействия), за которые ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, основания для привлечения заявителя к такой ответственности отсутствуют.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 апреля 2014 г. по делу N А72-16318/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)