Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 (судья Булахова Е.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 (судьи Кривошеина С.В., Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-10849/2013 по заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Газпром".
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Ярков С.Г. по доверенности N 39 от 31.05.2013.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Ничегоряева О.Н.) в заседании участвовал представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области Жданова Е.В. по доверенности от 24.09.2013.
Суд
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, Территориальное управление) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области, управление) в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013.
Заявленные требования, со ссылкой на статью 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), статьи 17, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 5, 6, 14 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 4, 114, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), мотивированы тем, что отказ управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок является незаконным, поскольку у Управления Росреестра по Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Новосибирской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права.
Заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что расположение спорного земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, ввиду того, что статьей 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур.
Управление полагает, что использование земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, в целях размещения и эксплуатации объектов газопровода не является основанием применения в отношении данного земельного участка положений пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, следовательно, отсутствуют основания возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в силу разграничения государственной собственности на землю.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Газпром" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ ФАУГИ в Новосибирской области в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 01.02.2013 ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, действующее в интересах Российской Федерации, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира Объекты газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Новолуговского сельсовета.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.02.2013, доверенность N ОГ-15892 от 26.09.2012, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 54.00/07-214 от 28.04.2007, письмо, свидетельство N 678668 от 02.12.2005.
Согласно уведомлению N 01/090/2013-368 от 20.02.2013 управление приостановило государственную регистрацию прав.
Управление Росреестра по Новосибирской области 22.03.2013 отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовым основанием отказа в государственной регистрации прав указан абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, а именно несоответствие представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства; непредставление документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом также отмечено, что указанная в заявлении на регистрацию в качестве основания возникновения права Российской Федерации норма закона не относит данный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, следовательно, документ, устанавливающий основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации не представлен.
Указывая на незаконность отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Газпром" и администрацией Новосибирского района Новосибирской области был заключен договор аренды земельных участков N 61/01/0579/07 от 20.04.2007.
В числе прочих по договору был передан в аренду и земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 для размещения и эксплуатации объектов газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 находится в Новосибирской области, МО Новолуговского сельсовета, с. Новолуговое, отнесен к категории земель населенных пунктов.
Согласно материалам дела разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение газопроводов для эксплуатации магистрального газопровода Юрга-Новосибирск.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности, пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 Закона о государственной регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В статье 9 Закона о государственной регистрации указано, что в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации, в соответствии с установленным статьей 13 Закона о государственной регистрации порядком, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также наличие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
По пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В статье 5 Закона о газоснабжении указано, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 среди имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, указаны газопроводы и ГРС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По части 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Пунктом 7 статьи 7 ЗК РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что изложенное управлением в сообщении N 01/090/2013-368 от 22.03.2013 основание для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку основано на неверном их толковании, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Территориальным управлением требования, придя к выводам, что к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью, а расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента (доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту управлением в материалы дела не представлено).
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу N А45-10849/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N А45-10849/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N А45-10849/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 (судья Булахова Е.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 (судьи Кривошеина С.В., Усанина Н.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-10849/2013 по заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Газпром".
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Ярков С.Г. по доверенности N 39 от 31.05.2013.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Ничегоряева О.Н.) в заседании участвовал представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области Жданова Е.В. по доверенности от 24.09.2013.
Суд
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, Территориальное управление) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области, управление) в государственной регистрации права собственности на земельный участок N 01/090/2013-368 от 22.03.2013.
Заявленные требования, со ссылкой на статью 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), статьи 17, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 5, 6, 14 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 4, 114, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), мотивированы тем, что отказ управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок является незаконным, поскольку у Управления Росреестра по Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Новосибирской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права.
Заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что расположение спорного земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, ввиду того, что статьей 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур.
Управление полагает, что использование земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, в целях размещения и эксплуатации объектов газопровода не является основанием применения в отношении данного земельного участка положений пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, следовательно, отсутствуют основания возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в силу разграничения государственной собственности на землю.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Газпром" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ ФАУГИ в Новосибирской области в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 01.02.2013 ТУ ФАУГИ в Новосибирской области, действующее в интересах Российской Федерации, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира Объекты газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Новолуговского сельсовета.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.02.2013, доверенность N ОГ-15892 от 26.09.2012, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 54.00/07-214 от 28.04.2007, письмо, свидетельство N 678668 от 02.12.2005.
Согласно уведомлению N 01/090/2013-368 от 20.02.2013 управление приостановило государственную регистрацию прав.
Управление Росреестра по Новосибирской области 22.03.2013 отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовым основанием отказа в государственной регистрации прав указан абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, а именно несоответствие представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства; непредставление документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом также отмечено, что указанная в заявлении на регистрацию в качестве основания возникновения права Российской Федерации норма закона не относит данный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, следовательно, документ, устанавливающий основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации не представлен.
Указывая на незаконность отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Газпром" и администрацией Новосибирского района Новосибирской области был заключен договор аренды земельных участков N 61/01/0579/07 от 20.04.2007.
В числе прочих по договору был передан в аренду и земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 для размещения и эксплуатации объектов газопровода-отвода и ГРС-2 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (участок 0 - 20 км).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 находится в Новосибирской области, МО Новолуговского сельсовета, с. Новолуговое, отнесен к категории земель населенных пунктов.
Согласно материалам дела разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение газопроводов для эксплуатации магистрального газопровода Юрга-Новосибирск.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности, пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 16 Закона о государственной регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В статье 9 Закона о государственной регистрации указано, что в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации, в соответствии с установленным статьей 13 Закона о государственной регистрации порядком, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также наличие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
По пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В статье 5 Закона о газоснабжении указано, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 среди имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, указаны газопроводы и ГРС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По части 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Пунктом 7 статьи 7 ЗК РФ предусмотрены следующие категории земель: земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, которые являются самостоятельными категориями.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что изложенное управлением в сообщении N 01/090/2013-368 от 22.03.2013 основание для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:19:140101:8 не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку основано на неверном их толковании, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Территориальным управлением требования, придя к выводам, что к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ являются федеральной собственностью, а расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента (доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту управлением в материалы дела не представлено).
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу N А45-10849/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)