Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11150/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии"
на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - Компанец Юлия Павловна (паспорт, по доверенности N 7 от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2015);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год);
- от Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - заявитель, Общество, ООО "Экологические технологии") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент), Администрации города Омска, в котором просило суд признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, выраженного в письме от 04.03.2014 N 09/2365; обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Экологические технологии" путем подготовки проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18; об обязать Администрацию города Омска предоставить ООО "Экологические технологии" в аренду под строительство базы и сортировке утильсырья земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 04.06.2009 N 493-р истек 04.06.2012, в связи с чем отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженный в письме от 04.03.2014 N 09/2365, является законным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Общество в Департамент обратилось до истечения срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р. Также податель жалобы ссылается на то, что истечение срока действия указанного распоряжения не может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "Экологические технологии" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании заявления ООО "Экологические технологии" Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 04.06.2009 N 493-р "О предварительном согласовании места размещения базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту в Кировском административном округе города Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту, предварительно согласовано место размещения базы и рекомендовано ООО "Экологические технологии" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
10.05.2012 ООО "Экологические технологии" в департамент имущественных отношений Администрации города Омска было подано заявление о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 18;
- - земельный участок 55:36:000000:1408, месторасположение установлено в 810 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 30.
24.05.2012 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило обращение ООО "Экологические технологии" с просьбой осуществить подготовку правового акта Администрации города Омска о предоставлении под строительство земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, 3-я Казахстанская, дом 18.
29.05.2012 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомил Общество о том, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 для строительства объекта возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Не располагая информацией о регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок 30.01.2014 ООО "Экологические технологии" повторно обратилось в Департамент имущественных отношений и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 и заключении договора аренды указанного земельного участка.
04.03.2014 письмом N 09/2365 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил Обществу о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 04.06.2012. Право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 в аренду для строительства объекта в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ ООО "Экологические технологии" утрачено. Вопросы договорных отношений на земельные участки, в соответствии с положением, утвержденным решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 входят в функции Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Полагая, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении в аренду ООО "Экологические технологии" земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья, выраженный в письме от 04.03.2014 N 09/2365, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
01.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и неправомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как указано ранее, ООО "Экологические технологии" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту, Администрации города Омска о признании незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, выраженного в письме от 04.03.2014 N 09/2365.
Как следует из письма Департамента от 04.03.2014 N 09/2365, отказывая в предоставлении Обществу земельного участка, Департамент, сославшись на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указал, что срок действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р истек.
Однако, отказывая Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка по указанному основанию, Департамент не учел следующее.
В соответствии со статьей 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных в статьей 29 названного Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Действительно, законодательством предусмотрен трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако, как указано ранее, акт о выборе земельного участка для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту утвержден 04.06.2009 (распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 493-р), предварительно согласовано место размещения базы и рекомендовано ООО "Экологические технологии" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
10.05.2012 ООО "Экологические технологии" в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
24.05.2012 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило обращение ООО "Экологические технологии" с просьбой осуществить подготовку правового акта Администрации города Омска о предоставлении под строительство земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, 3-я Казахстанская, дом 18.
Таким образом, заявление Общества поступило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (24.05.2012) в пределах трехлетнего срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что нормами ЗК РФ не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Данный срок не является пресекательным, поскольку закон не содержит положений о невозможности его восстановления или продления, поэтому истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Рассматривая соответствующий спор, суд должен учитывать соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства, требований нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на момент рассмотрения спора, установить наличие либо отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, причины пропуска заявителем установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срока.
В рассматриваемом случае, как указано ранее, трехлетний срок Обществом не пропущен.
30.01.2014 Общество обратилось в Департамент имущественных отношений и департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении информации о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75 и заключении договора аренды указанного земельного участка.
Указанное обращение расценивается апелляционным судом как повторное. Более того, из его содержания следует, что Общество просит предоставить информацию по принятию какого-либо решения.
Принимая во внимание указанное, а также то, что нормами ЗК РФ не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку такой срок не является пресекательным, а для разрешения вопроса о его пропуске необходимо выяснить причины пропуска заявителем данного срока, доводы Департамента о пропуске Обществом данного срока апелляционным судом отклоняются, как основанные на неверном толковании положений земельного законодательства и противоречащие установленным фактическим обстоятельствам дела, в частности, исключающим вину Общества по своевременному исполнению распоряжения от 04.06.2009 N 493-р.
Также апелляционный суд отмечает, что в силу положений пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, ЗК РФ установлен двухнедельный срок принятия решения о предоставлении земельного участка, который исчисляется со дня получения заявления о предоставлении земельного участка.
Как указывалось ранее, с заявлением в Департамент Общество обратилось 24.05.2012. Однако по истечении установлено срока (две недели) Департаментом не было принято соответствующего решения.
В ответ на обращение заявителя Департамент указал на необходимость получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Следовательно, материалы дела свидетельствуют о том, что Департаментом, в нарушение требований ЗК РФ, в двухнедельный срок не было принято какое-либо решение по заявлению Общества о предоставлении в аренду земельного участка.
При этом у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что Общество с указанным заявлением обратилось в неуполномоченный орган.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности оспариваемого заявителем отказа в предоставлении ему спорного земельного участка, выраженного в письме Департамента от 04.03.2014 N 09/2365.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта, а требования заявителя удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Департамент и Администрацию по 1 500 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п. п. 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 отменить.
Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
- Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, изложенный в письме от 04.03.2014 N 09/2365 Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" путем подготовки проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18;
- Обязать Администрацию города Омска предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" в аренду под строительство базы и сортировке утильсырья земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083) судебные издержки в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Взыскать Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083) судебные издержки в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2014 N 08АП-11150/2014 ПО ДЕЛУ N А46-6526/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. N 08АП-11150/2014
Дело N А46-6526/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11150/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии"
на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - Компанец Юлия Павловна (паспорт, по доверенности N 7 от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2015);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год);
- от Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - заявитель, Общество, ООО "Экологические технологии") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент), Администрации города Омска, в котором просило суд признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, выраженного в письме от 04.03.2014 N 09/2365; обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Экологические технологии" путем подготовки проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18; об обязать Администрацию города Омска предоставить ООО "Экологические технологии" в аренду под строительство базы и сортировке утильсырья земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 04.06.2009 N 493-р истек 04.06.2012, в связи с чем отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выраженный в письме от 04.03.2014 N 09/2365, является законным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Общество в Департамент обратилось до истечения срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р. Также податель жалобы ссылается на то, что истечение срока действия указанного распоряжения не может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "Экологические технологии" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании заявления ООО "Экологические технологии" Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 04.06.2009 N 493-р "О предварительном согласовании места размещения базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту в Кировском административном округе города Омска" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту, предварительно согласовано место размещения базы и рекомендовано ООО "Экологические технологии" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
10.05.2012 ООО "Экологические технологии" в департамент имущественных отношений Администрации города Омска было подано заявление о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- - земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 18;
- - земельный участок 55:36:000000:1408, месторасположение установлено в 810 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 30.
24.05.2012 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило обращение ООО "Экологические технологии" с просьбой осуществить подготовку правового акта Администрации города Омска о предоставлении под строительство земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, 3-я Казахстанская, дом 18.
29.05.2012 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомил Общество о том, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 для строительства объекта возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Не располагая информацией о регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок 30.01.2014 ООО "Экологические технологии" повторно обратилось в Департамент имущественных отношений и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 и заключении договора аренды указанного земельного участка.
04.03.2014 письмом N 09/2365 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил Обществу о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 04.06.2012. Право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 в аренду для строительства объекта в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ ООО "Экологические технологии" утрачено. Вопросы договорных отношений на земельные участки, в соответствии с положением, утвержденным решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 входят в функции Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Полагая, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении в аренду ООО "Экологические технологии" земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья, выраженный в письме от 04.03.2014 N 09/2365, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
01.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и неправомерно судом первой инстанции оставлены без удовлетворения. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как указано ранее, ООО "Экологические технологии" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту, Администрации города Омска о признании незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, выраженного в письме от 04.03.2014 N 09/2365.
Как следует из письма Департамента от 04.03.2014 N 09/2365, отказывая в предоставлении Обществу земельного участка, Департамент, сославшись на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указал, что срок действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р истек.
Однако, отказывая Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка по указанному основанию, Департамент не учел следующее.
В соответствии со статьей 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает два способа предоставления земель для строительства: без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Следовательно, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных в статьей 29 названного Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Действительно, законодательством предусмотрен трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако, как указано ранее, акт о выборе земельного участка для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту утвержден 04.06.2009 (распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 493-р), предварительно согласовано место размещения базы и рекомендовано ООО "Экологические технологии" обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.
10.05.2012 ООО "Экологические технологии" в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно здания, расположенного по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
24.05.2012 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило обращение ООО "Экологические технологии" с просьбой осуществить подготовку правового акта Администрации города Омска о предоставлении под строительство земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, 3-я Казахстанская, дом 18.
Таким образом, заявление Общества поступило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (24.05.2012) в пределах трехлетнего срока действия распоряжения от 04.06.2009 N 493-р, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что нормами ЗК РФ не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Данный срок не является пресекательным, поскольку закон не содержит положений о невозможности его восстановления или продления, поэтому истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Рассматривая соответствующий спор, суд должен учитывать соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства, требований нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на момент рассмотрения спора, установить наличие либо отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, причины пропуска заявителем установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срока.
В рассматриваемом случае, как указано ранее, трехлетний срок Обществом не пропущен.
30.01.2014 Общество обратилось в Департамент имущественных отношений и департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении информации о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75 и заключении договора аренды указанного земельного участка.
Указанное обращение расценивается апелляционным судом как повторное. Более того, из его содержания следует, что Общество просит предоставить информацию по принятию какого-либо решения.
Принимая во внимание указанное, а также то, что нормами ЗК РФ не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку такой срок не является пресекательным, а для разрешения вопроса о его пропуске необходимо выяснить причины пропуска заявителем данного срока, доводы Департамента о пропуске Обществом данного срока апелляционным судом отклоняются, как основанные на неверном толковании положений земельного законодательства и противоречащие установленным фактическим обстоятельствам дела, в частности, исключающим вину Общества по своевременному исполнению распоряжения от 04.06.2009 N 493-р.
Также апелляционный суд отмечает, что в силу положений пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, ЗК РФ установлен двухнедельный срок принятия решения о предоставлении земельного участка, который исчисляется со дня получения заявления о предоставлении земельного участка.
Как указывалось ранее, с заявлением в Департамент Общество обратилось 24.05.2012. Однако по истечении установлено срока (две недели) Департаментом не было принято соответствующего решения.
В ответ на обращение заявителя Департамент указал на необходимость получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Следовательно, материалы дела свидетельствуют о том, что Департаментом, в нарушение требований ЗК РФ, в двухнедельный срок не было принято какое-либо решение по заявлению Общества о предоставлении в аренду земельного участка.
При этом у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что Общество с указанным заявлением обратилось в неуполномоченный орган.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности оспариваемого заявителем отказа в предоставлении ему спорного земельного участка, выраженного в письме Департамента от 04.03.2014 N 09/2365.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта, а требования заявителя удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Департамент и Администрацию по 1 500 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п. п. 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2014 по делу N А46-6526/2014 отменить.
Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
- Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в предоставлении ООО "Экологические технологии" под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18, изложенный в письме от 04.03.2014 N 09/2365 Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" путем подготовки проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18;
- Обязать Администрацию города Омска предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" в аренду под строительство базы и сортировке утильсырья земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение установлено в 252 метрах юго-западнее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, дом 18.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства г. Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083) судебные издержки в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Взыскать Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 5501203579, ОГРН 1075543013083) судебные издержки в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 1500 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)