Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 N 15АП-11273/2014 ПО ДЕЛУ N А32-19503/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. N 15АП-11273/2014

Дело N А32-19503/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: извещен, не явился;
- от ответчика: извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Администрации муниципального образования Кореновский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2014 по делу N А32-19503/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региондорстрой"
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Администрации муниципального образования Кореновский район, Администрации муниципального образования Тимашевский район
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
принятое судьей Данько М.М.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Региондорстрой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю с требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым номером 23:31:0312082:92 общей площадью 36997 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Зорге, 10 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 15 404 000 руб. с кадастровым номером 23:12:0601049:161 общей площадью 24407 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Тимашевская, 26А, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 13 013 000 руб.
с кадастровым номером 23:12:0601049:162 общей площадью 28806 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Тимашевская, 28, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 15 162 000 руб.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, г. Краснодар внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной на 01.01.2011 в течение 5 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения, а именно:
с кадастровым номером 23:31:0312082:92 общей площадью 36997 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Зорге, 10 равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 15 404 000 руб.
с кадастровым номером 23:12:0601049:161 общей площадью 24407 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Тимашевская, 26А, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 13 013 000 руб.
с кадастровым номером 23:12:0601049:162 общей площадью 28806 кв. м, имеющего адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, ул. Тимашевская, 28, равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 15 162 000 руб.
Заявление мотивировано тем, что такое установление прямо предусмотрено законом.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Кореновский район, г. Кореновск, Краснодарский край, Администрация Кореновского городского поселения, г. Кореновск, Краснодарский край, Администрация муниципального образования Тимашевский район, г. Тимашевск, Краснодарский край.
Решением суда от 28.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0601038:15, 23:12:0601049:10 была определена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация муниципального образования Кореновский район обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что первоначальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:31:0312082:92, 23:12:0601049:161, 23:12:0601049:162 была определена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, исковые требования не подлежали удовлетворению.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования Кореновский район поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "РегионДорСтрой" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:31:0312082:92 площадью 36997 кв. м, 23:12:0601049:161 площадью 24407 кв. м, 23:12:0601049:162 площадью 28606 кв. м, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, представленными в дело.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной методом массовой оценки, в том числе и спорного земельного участка.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая оценка земельных участков, утверждаемая нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, проводится методом массовой оценки без учета особенностей и характеристик конкретного земельного участка и не может отражать его реальную рыночную стоимость.
Поэтому пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал, что положения гл. III. 1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости без оспаривания достоверности кадастровой стоимости, определенной способом массовой оценки и законности нормативного акта о ее утверждении.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В дело представлено заключение эксперта N 011514.01, в котором указана кадастровая стоимость земельных участков истца, равная рыночной стоимости, определенная, как было указано ВАС РФ в постановлении Президиума по делу N А11-5098/2010, на дату массовой оценки, в настоящем случае на 01.01.2011.
Эксперт проводил исследование на основании определения суда по настоящему делу с соблюдением процедуры назначения экспертизы, установленной АПК РФ.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, с учетом экспертного заключения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Ссылка заявителей жалобы на определение первоначальной кадастровой стоимости в соответствии с нормами действующего законодательства подлежит отклонению судом, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В целом, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела заявители апелляционных жалоб выступают в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению их от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на заявителей не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2014 по делу N А32-19503/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с Администрации муниципального образования Кореновский район в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА

Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
И.В.ПОНОМАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)