Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2009 ПО ДЕЛУ N А55-16077/2008

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 г. по делу N А55-16077/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Шишлов С.И. директор, решение единственного участника N 7 от 20.06.2006 г., Шустова Н.С. доверенность от 12 октября 2006 г. N 96,
от администрации муниципального района Шигонский Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агросервис", Самарская область, с. Шигоны,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2008 г. по делу N А55-16077/2008 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агросервис", Самарская область, с. Шигоны,
к администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, с. Шигоны,
о признании незаконным распоряжения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Агросервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным распоряжения главы муниципального района Шигонский от 30 сентября 2008 года N 652 "Об отмене распоряжения главы муниципального района Шигонский N 149 от 11.02.2005 года "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания магазина ООО "Агросервис" с. Муранка".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимости - магазином, предоставлялся заявителю для целей, не связанных с его строительством, а под установку торгового модуля; каких-либо доказательств, свидетельствующих о прохождении заявителем соответствующих процедур предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством объекта капитального строительства и предусмотренных ст. ст. 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ, заявителем суду не представлено.
Не согласившись с выводами суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при возведении магазина в с. Муранка Шигонского района ничьи права не были нарушены и не оспаривались, на спорный земельный участок никто не претендовал и не претендует; администрация муниципального района Шигонский не имеет возражений против размещения на данном участке объекта для ведения предпринимательской деятельности ООО "Агросервис"; распоряжение N 149 от 11.02.2005 г. не подлежит полностью отмене в условиях, когда объект уже возведен с соблюдением всех правил и введен в эксплуатацию; в решении суда отсутствует правовая оценка и упоминание о ссылке заявителя на ГОСТ Р51303, утвержденного постановлением Госстандарта России и на п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ; судом не выяснен и не ставился вопрос о факте нарушения оспариваемым решением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебное заседание представитель администрации муниципального района Шигонский не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ООО "Агросервис", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 23.03.2004 года N 267 утвержден проект границ земельного участка площадью 60 кв. м, выделяемого заявителю, под установку торгового модуля, расположенного по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Муранка, ул. Советская, 34-А(л.д. 8).
Распоряжением администрации Шигонского района Самарской области от 20.05.2004 года N 499 земельный участок площадью 62,6 кв. м с кадастровым номером 63:37:1802009:0073, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Муранка, ул. Советская, 34-А предоставлен заявителю в аренду сроком на 11 месяцев под установку торгового модуля (л.д. 9).
Между заявителем и муниципальным образованием - Шигонский район Самарской области 24.05.2004 года заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка на срок с 24.05.2004 года по 23.04.2005 года под установку торгового модуля (л.д. 21-32).
Распоряжением администрации Шигонского района Самарской области от 12.01.2005 года N 3 заявителю разрешено строительство здания магазина в с. Муранка, ул. Советская 34-А (л.д. 11), на основании чего выдано разрешение на строительство объекта недвижимости от 14.01.2005 года N 5 (л.д. 7).
Распоряжением администрации Шигонского района Самарской области от 11.02.2005 года N 149 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания магазина в с. Муранка, ул. Советская, 34-А для ООО "Агросервис" (л.д. 6, 13-20).
Распоряжением администрации Шигонского района Самарской области от 30.09.2008 года N 652 вышеуказанное распоряжение N 149 отменено (л.д. 5).
При принятии решения об отказе в признании незаконным распоряжения главы муниципального района Шигонский от 30 сентября 2008 года N 652 суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса);
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Под правоустанавливающим документом на земельный участок, указанным в п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, подразумевается правоустанавливающий документ, оформленный и прошедший все необходимые процедуры, предусмотренные соответствующими положениями земельного законодательства.
Судом верно отмечено, что порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, регламентирован положениями ст. ст. 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка:
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу положений ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем было представлено распоряжение администрации Шигонского района Самарской области от 20.05.2004 года N 499, согласно которому земельный участок площадью 62,6 кв. м с кадастровым номером 63:37:1802009:0073, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Муранка, ул. Советская, 34 "А" предоставлен заявителю в аренду сроком на 11 месяцев под установку торгового модуля (л.д. 9) и договор аренды от 24.05.2004 года, заключенный между заявителем и муниципальным образованием - Шигонский район на основании вышеуказанного распоряжения заинтересованного лица (л.д. 21-32).
Суд верно отметил, что спорный земельный участок предоставлен заявителю в аренду под установку торгового модуля, о чем прямо указано в соответствующих распорядительных актах заинтересованного лица - постановлении администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 23.03.2004 года N 267 и распоряжении администрации Шигонского района Самарской области от 20.05.2004 года N 499.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что земельный участок, расположенный под спорным объектом недвижимости - магазином, предоставлялся заявителю для целей, не связанных с его строительством, а под установку торгового модуля, о чем, в частности, свидетельствует также ссылка на соответствующую норму земельного законодательства - ст. 34 Земельного кодекса РФ в постановлении администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 23.03.2004 года N 267 (л.д. 8).
Судом правильно сделана ссылка на то, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о прохождении заявителем соответствующих процедур предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством объекта капитального строительства и предусмотренных статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ, заявителем суду не представлено.
В связи с этим суд правильно отклонил довод заявителя о том, что распоряжение главы Шигонского района Самарской области от 20.05.2004 года N 499 является решением о предоставлении ООО "Агросервис" земельного участка в аренду для строительства здания магазина, вынесенным на основании ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Судом верно отмечено, что при выдаче заинтересованным лицом спорного разрешения на строительство здания магазина ООО "Агросервис" от 14.01.2005 года N 5 и утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания магазина, построенного ООО "Агросервис", администрацией нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в части предоставления заявителю правоустанавливающих документов на земельный участок, в связи с чем, разрешение на строительство здания магазина N 5 от 14.01.2005 г. и распоряжение главы муниципального района Шигонский N 149 от 11.02.2005 г. "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания магазина ООО "Агросервис" с. Муранка" правомерно были отменены распоряжением главы муниципального района Шигонский от 30 сентября 2008 года N 652.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, поскольку противоречат нормам права и фактическим обстоятельствам дела, в связи со следующим.
Ссылка подателя жалобы на то, в решении суда отсутствует правовая оценка и упоминание о ссылке заявителя на ГОСТ Р51303, утвержденного постановлением Госстандарта России и на п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ является несостоятельной, так как это обстоятельств не влияет на законность принятого судом решения в связи с изложенным выше.
Ссылка подателя на то, что возведением магазина в с. Муранка Шигонского района ничьи права не были нарушены и не оспаривались, на спорный земельный участок никто не претендовал и не претендует; администрация муниципального района Шигонский не имеет возражений против размещения на данном участке объекта для ведения предпринимательской деятельности ООО "Агросервис" является несостоятельной, так как указанные обстоятельства не влияют на существо заявленных требований, а также ничем не подтверждены.
Важным является то, что администрация Шигонского района Самарской области не выносила решения о предоставлении ООО "Агросервис" спорного земельного участка для строительства магазина.
С учетом изложенного суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения главы муниципального района Шигонский от 30 сентября 2008 года N 652 "Об отмене распоряжения главы муниципального района Шигонский N 149 от 11.02.2005 года "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания магазина ООО "Агросервис" с. Муранка", оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 декабря 2008 г. по делу N А55-16077/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)