Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Гусевой Т.Ю. (доверенность от 31.10.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Киржачского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013,
принятое судьей Батраковой Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Смирновой И.А.,
по делу N А11-8392/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Ионова Владимира Сергеевича
о признании незаконным решения администрации Киржачского района
Владимирской области
и
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ионов Владимир Сергеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) об отказе в предоставлении земельного участка площадью 175 850 квадратных метров, кадастровый номер 33:02:021261:564, категория - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), в 250 метрах северо-западнее д. 1б, ул. Речная, д. Мележа, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и об обязании Администрации принять решение о предоставлении Предпринимателю в аренду на 49 лет указанного земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и заключить договор аренды данного участка.
Решением суда от 25.07.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 27, 29, 167 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на момент обращения в Администрацию и арбитражный суд Ионов В.С. не имел статуса индивидуального предпринимателя. Предприниматель не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, не представил доказательств необходимости использования участка в целях организации крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому у Администрации отсутствовала обязанность предоставить земельный участок.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.12.2010 Ионов В.С. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 175 850 квадратных метров (земли сельскохозяйственного назначения) для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Местоположение испрашиваемого земельного участка: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), в 250 метрах северо-западнее д. 1б, ул. Речная, д. Мележа.
Глава Администрации постановлением от 06.03.2012 N 160 утвердил схему расположения земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства на кадастровом плане территории.
Согласно кадастровому паспорту от 21.05.2012 N 33/203/12-61338 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Ионов В.С. 12.09.2012 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду на 49 лет.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (письмо от 26.09.2012 N 1703-01-13).
Ионов В.С. не согласился с решением Администрации и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 28, 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация не доказала обоснованность и законность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Администрация является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В пункте 2 статьи 27 Кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. В отношении земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, федеральными законами могут быть установлены исключения из названного правила.
В пункте 4 статьи 27 Кодекса перечислены изъятые из оборота земельные участки, которые не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Кодексом и названным федеральным законом (пункт 6 статьи 27 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 81 Кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ следует, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ. В результате этих работ обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность либо в аренду, и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 данной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Из материалов дела видно, что в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности Ионов В.С. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для выращивания сельскохозяйственных культур.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что заявитель не обосновал необходимый размер земельного участка, не представил доказательств, что намерен осуществлять деятельность по организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в пределах водоохранной зоны и прибрежной полосы, что исключает предоставление его в аренду.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для принятия Администрацией такого решения. Заявление Ионова В.С. и прилагаемые к нему документы содержали необходимые сведения и отвечали требованиям части 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Суды установили, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не ограничен в обороте, поэтому может быть представлен для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Администрации от 06.03.2012 N 160 утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
До утверждения схемы заявитель представил в Администрацию заключение МУ "Управление сельского хозяйства Киржачского района" от 30.11.2010 N МУУСХ-153-03-21 и Администрации сельского поселения Филипповское от 09.08.2011 N 1682, которые не возражали против выделения этого земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Спорный земельный участок площадью 175 850 квадратных метров (земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) 21.05.2012 прошел государственный кадастровый учет (кадастровый номер 33:02:021261:564), то есть был сформирован для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды признали, что Предприниматель доказал необходимость предоставления ему для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления деятельности (для выращивания сельскохозяйственных культур) спорного земельного участка в заявленном размере. Со своей стороны заявитель совершил все действия, необходимые для принятия решения о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Обстоятельств, послуживших основанием для принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка и в заключении договора аренды, суды не установили.
Довод Администрации о том, что на дату обращения Ионов В.С. не был зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому не вправе требовать предоставления земельного участка, не может быть принят во внимание.
Исходя из положений статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) наличие зарегистрированного права не является обязательным условием для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка лицу, изъявившему желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство.
Материалами дела подтверждено и суды установили, что Ионов В.С. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.10.2012 N 1009), спорный земельный участок ему необходим в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно договору аренды от 19.12.2013 испрашиваемый земельный участок предоставлен Предпринимателю в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с этим ссылка Администрации о том, что спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется.
Аргументы заявителя жалобы о самостоятельном изменении судом первой инстанции основания иска не основаны на материалах дела.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав решение Администрации не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы Предпринимателя в предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А11-8392/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N А11-8392/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N А11-8392/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Гусевой Т.Ю. (доверенность от 31.10.2011)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Киржачского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013,
принятое судьей Батраковой Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Смирновой И.А.,
по делу N А11-8392/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Ионова Владимира Сергеевича
о признании незаконным решения администрации Киржачского района
Владимирской области
и
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ионов Владимир Сергеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация) об отказе в предоставлении земельного участка площадью 175 850 квадратных метров, кадастровый номер 33:02:021261:564, категория - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), в 250 метрах северо-западнее д. 1б, ул. Речная, д. Мележа, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и об обязании Администрации принять решение о предоставлении Предпринимателю в аренду на 49 лет указанного земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и заключить договор аренды данного участка.
Решением суда от 25.07.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 27, 29, 167 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Настоящий спор неподведомственен арбитражному суду, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на момент обращения в Администрацию и арбитражный суд Ионов В.С. не имел статуса индивидуального предпринимателя. Предприниматель не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, не представил доказательств необходимости использования участка в целях организации крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому у Администрации отсутствовала обязанность предоставить земельный участок.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.12.2010 Ионов В.С. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 175 850 квадратных метров (земли сельскохозяйственного назначения) для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Местоположение испрашиваемого земельного участка: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), в 250 метрах северо-западнее д. 1б, ул. Речная, д. Мележа.
Глава Администрации постановлением от 06.03.2012 N 160 утвердил схему расположения земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства на кадастровом плане территории.
Согласно кадастровому паспорту от 21.05.2012 N 33/203/12-61338 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Ионов В.С. 12.09.2012 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду на 49 лет.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка в аренду, сославшись на пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (письмо от 26.09.2012 N 1703-01-13).
Ионов В.С. не согласился с решением Администрации и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 28, 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация не доказала обоснованность и законность оспариваемого решения, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Администрация является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В пункте 2 статьи 27 Кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. В отношении земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, федеральными законами могут быть установлены исключения из названного правила.
В пункте 4 статьи 27 Кодекса перечислены изъятые из оборота земельные участки, которые не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Кодексом и названным федеральным законом (пункт 6 статьи 27 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 81 Кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 11 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Из статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ следует, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ. В результате этих работ обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность либо в аренду, и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 данной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Из материалов дела видно, что в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности Ионов В.С. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для выращивания сельскохозяйственных культур.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что заявитель не обосновал необходимый размер земельного участка, не представил доказательств, что намерен осуществлять деятельность по организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в пределах водоохранной зоны и прибрежной полосы, что исключает предоставление его в аренду.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для принятия Администрацией такого решения. Заявление Ионова В.С. и прилагаемые к нему документы содержали необходимые сведения и отвечали требованиям части 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Суды установили, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не ограничен в обороте, поэтому может быть представлен для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением Администрации от 06.03.2012 N 160 утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
До утверждения схемы заявитель представил в Администрацию заключение МУ "Управление сельского хозяйства Киржачского района" от 30.11.2010 N МУУСХ-153-03-21 и Администрации сельского поселения Филипповское от 09.08.2011 N 1682, которые не возражали против выделения этого земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Спорный земельный участок площадью 175 850 квадратных метров (земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) 21.05.2012 прошел государственный кадастровый учет (кадастровый номер 33:02:021261:564), то есть был сформирован для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к статье 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды признали, что Предприниматель доказал необходимость предоставления ему для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления деятельности (для выращивания сельскохозяйственных культур) спорного земельного участка в заявленном размере. Со своей стороны заявитель совершил все действия, необходимые для принятия решения о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Обстоятельств, послуживших основанием для принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка и в заключении договора аренды, суды не установили.
Довод Администрации о том, что на дату обращения Ионов В.С. не был зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому не вправе требовать предоставления земельного участка, не может быть принят во внимание.
Исходя из положений статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) наличие зарегистрированного права не является обязательным условием для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка лицу, изъявившему желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство.
Материалами дела подтверждено и суды установили, что Ионов В.С. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.10.2012 N 1009), спорный земельный участок ему необходим в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно договору аренды от 19.12.2013 испрашиваемый земельный участок предоставлен Предпринимателю в аренду сроком на 49 лет для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с этим ссылка Администрации о том, что спор неподведомственен арбитражному суду, отклоняется.
Аргументы заявителя жалобы о самостоятельном изменении судом первой инстанции основания иска не основаны на материалах дела.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Учитывая изложенное, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, признав решение Администрации не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы Предпринимателя в предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу N А11-8392/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)