Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А26-4493/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А26-4493/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Филимонова К.П. (доверенность от 02.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2013 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 (судьи Жиляева Е.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-4493/2013,

установил:

открытое акционерное общество "Карельский окатыш", место нахождения: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, Звездная ул., д. 52, ОГРН 1021000879316 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления администрации Костомукшского городского округа, место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5, ОГРН 1021000880779 (далее - Администрация), от 31.01.2013 N 52 "Об отмене постановления от 10.11.2011 N 1197 по изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Карельский окатыш" (далее - Постановление N 52).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение).
Решением суд первой инстанции от 23.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2014 решение суда первой инстанции от 23.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, считая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что оспариваемое постановление от 31.01.2013 N 52 не нарушает прав и законных интересов Общества и направлено на установление вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 1981 году Костомукшскому горно-обогатительному комбинату п. Костомукша Калевальского района Карельской АССР (правопредшественнику Общества) выделен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок общей площадью 1456,58 га, в границах согласно плану землепользования для добычи полезных ископаемых (государственный акт на право пользования землей от 18.12.1981 серии А-I N 408629).
На основании лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N 00558 ТЭ Общество осуществляло разработку Костомукшского месторождения полезных ископаемых - железистых кварцитов и геллефлинтов. К лицензии на право пользования недрами оформлены горноотводные акты от 02.12.2002, от 13.07.2012, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 10:04:0000000:42, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, предоставленного Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, образованы пять земельных участков с кадастровыми номерами 10:04:0026502:828, 10:04:0026502:829, 10:04:0026509:151, 10:04:0026509:152, 10:04:0026509:153, указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту от 02.08.2011 земельный участок площадью 40 049 031 кв. м, с кадастровым номером 10:04:0026502:828 отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование - для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на спорном земельном участке расположен карьер по добыче, разработке и обогащению полезных ископаемых, с размещением на нем соответствующего оборудования, необходимого для обеспечения технологического процесса добычи и обогащения.
Общество обратилось к Администрации с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828 "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения" на вид разрешенного использования "для добычи и разработки полезных ископаемых".
После проведения процедуры публичных слушаний, постановлением Администрации от 10.11.2011 N 1197 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Карельский окатыш" (далее - постановление N 1197) установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828 "для добычи и разработки полезных ископаемых".
На основании постановления от 12.12.2011 N 1360 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 14.12.2011 N 88/8, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из категории земли промышленности, общей площадью 40 049 031 кв. м, с кадастровым номером 10:04:0026502:828 по указанному адресу для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения сроком до 18.12.2031. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту от 16.02.2012 земельный участок площадью 40 049 031 кв. м, с кадастровым номером 10:04:0026502:828 отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование - для добычи и разработки полезных ископаемых.
Администрация постановлением N 52 отменила постановление от 10.11.2011 N 1197, указав, что видом разрешенного использования земельного участка следует считать: "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения".
В порядке информационного взаимодействия оспариваемое постановление направлено в Учреждение, в связи с чем решением от 18.02.2013 N 1000/144/13-5801 внесены изменения в кадастровые сведения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828.
Общество считая, что постановление N 52 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности заявленных требований.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном указанным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Как следует из статьи 88 ЗК РФ, под землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Статьями 7 и 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия содержит, в том числе и указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании земельным участком (пункты 4, 6 статьи 12 Закона о недрах).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. При определении границ учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, а также другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона (статья 7 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательном. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Установлено, что спорный земельный участок находится на территории г. Костомукша Республики Карелия и относится к категории земель промышленности.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок представляет собой карьер по добыче, разработке и обогащению полезных ископаемых. На территории земельного участка расположены комплекс сухой магнитной сепарации для переработки руд, сооружения ангаров, водоотливная система, дробилка для щебня, буровые станки и т.д., по сути, перечисленное оборудование представляет единый технологический комплекс для разработки полезных ископаемых.
Судом установлено, что Обществом соблюдены все процедуры, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для осуществления работ по добыче, разработке полезных ископаемых на территории спорного земельного участка, а именно, получена лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт от 13.07.2012 и проект рекультивации земель.
Между тем как правильно указал суд, Администрацией не представлено доказательств подтверждающих, что спорный земельный участок предназначен только для эксплуатации объектов промышленности, несвязанных с добычей полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
С учетом изложенного, суды обоснованно признали постановление N 52 незаконным, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка, установленный постановлением N 1197, соответствует его фактическому использованию.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А26-4493/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Костомукшского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)