Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" - Помазкова В.В. (представителя по доверенности от 05.10.2013),
от администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-60074/13, принятое судьей Шайдулиной А.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация), комитету по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - комитет), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия администрации, выразившиеся в нарушении статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а именно, в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка и от направления проекта договора купли-продажи земельного участка;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47, площадью 1701 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов со встроенным АБК, расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Крылова, вл. 26 под объектами недвижимого имущества, принадлежащими обществу (далее - спорный земельный участок);
- - обязать администрацию, комитет подготовить и направить в месячный срок подписанный проект договора купли-продажи спорного земельного участка;
- - обязать кадастровую палату восстановить в полном объеме ранее аннулированные сведения о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, кадастровой палаты.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником 6-ти объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, ул. Крылова, владение 26 (кадастровый номер 50:33:0040123:47), что подтверждается кадастровыми паспортами сооружений от 14.02.2013, свидетельствами о государственной регистрации права от 12.04.2013, выписками из ЕГРП от 08.08.2013:
- 1. внутриплощадочные сети фекальной канализации, назначение: по назначению, протяженность 172 м, инв. N 298:084-22008/4 лит. 1К, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:191, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 2. внутриплощадочные и внеплощадочные сети электроснабжения, освещения, назначение: электроснабжение, протяженность 1308 м, инв. N 298:084-22008/6, лит. 1Э, 2Э, 3Э, кадастровый (условный) номер N 50:33:004-123:193, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 3. внутриплощадочные и внеплощадочные сети водопровода, назначение: водоснабжение, протяженность 353 м, инв. N 298:084-22008/3 лит. 1B, 2В, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:189, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 4. внутриплощадочные сети ливневой канализации, назначение: по назначению, протяженность 358 м, инв. N 298:084-22008/5, лит. 2К, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:192, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 5. ограждение, назначение: ограждение, протяженность 300 м, инв. номер N 298:084-22008/8, лит. 1,2, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:194, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 6. замощенные территории, назначение: по назначению, общая площадь 7250 кв. м, инв. N 298:084-22008/7, лит. 1, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:186, Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26.
Между обществом и администрацией заключены договоры аренды земельных участков от 01.03.2005 N 625 и N 627 (далее - договоры аренды) земельных участков площадью: 7 641 кв. м и 551 кв. м соответственно, земельные участки расположены по адресу: Московская область, город Ступино, ул. Пристанционная и ул. Первомайская соответственно.
На основании постановления главы администрации от 28.04.2008 N 1998 обществу согласовано предварительное размещение дополнительного земельного участка согласно акту выбора земельного участка общей площадью 1701 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Крылова, вл. 26.
Решением кадастровой палаты от 09.11.2009 N 33.2/09-16909 земельный участок поставлен на кадастровый учет. Присвоен кадастровый номер 50:33:0040123:47.
Постановлением администрации от 08.02.2010 N 445 установлен вид разрешенного использования спорного земельного участка: для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно разделу N 17 кадастровой выписки от 31.10.2012 N МО-12/ЗВ-816662 "статус записи о земельном участке": сведения о земельном участке носят временный характер, внесены в государственный кадастр недвижимости 07.12.2009.
Согласно письму администрации от 29.03.2013 N Из-21/1418 решением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.02.2013 N МО-13/РКФ-40440 сведения о спорном земельном участке аннулированы, данное решение обществом обжаловано не было.
Общество 22.08.2013 обратилось в администрацию заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Комитет письмом от 27.08.2013 за исх. N И8-21/4021 отказал в предоставлении спорного земельного участка в собственность, в связи со снятием данного земельного участка с кадастрового учета.
Посчитав действия администрации, комитета и кадастровой палаты незаконными, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении требований к администрации и комитету, суд первой инстанции указал на то, что снятый с кадастрового учета земельный участок, не может быть предоставлен в собственность общества и не может быть предметом договора купли-продажи. Отказывая в удовлетворении требования к кадастровой палате, суд первой инстанции указал на пропуск обществом ранее установленного законом 2-летнего срок для регистрации прав на объект недвижимого имущества - земельного участка, поставленного на временный кадастровый учет.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 39 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 37 Земельного кодекса, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как следует из содержания письма администрации от 29.03.2013 N Из-21/1418 решением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.02.2013 N МО-13/РКФ-40440 сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040123:47 аннулированы.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок снят с кадастрового учета, то он не может быть предоставлен в собственность общества, в связи с чем не может быть предметом договора купли-продажи.
Также суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении требования общества к кадастровой палате об обязании кадастровой палаты восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные пунктом 4 статьи 24 Закона.
В силу пункта 4 статьи 24 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Согласно материалам дела спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 09.11.2009.
С учетом указанной нормы Закона, права на спорный земельный участок в данном случае могли быть зарегистрированы не позднее 09.11.2011.
Поскольку общество не представило доказательств того, что в срок до 09.11.2011 права на спорный земельный участок были зарегистрированы в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предусмотренный законом 2-летний срок для регистрации прав на объект недвижимого имущества истек, и кадастровая палата в данном случае вправе и обязана была снять спорный земельный участок с кадастрового учета и аннулировать сведения о нем.
Кроме того, действия кадастровой палате об исключении сведений о спорном земельном участке обществом обжалованы не были, что также исключает возможность удовлетворения требования, направленного устранение допущенных, по мнению общества, нарушения его прав такими действиями.
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-60074/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-60074/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А41-60074/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" - Помазкова В.В. (представителя по доверенности от 05.10.2013),
от администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от комитета по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-60074/13, принятое судьей Шайдулиной А.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация), комитету по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - комитет), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия администрации, выразившиеся в нарушении статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а именно, в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка и от направления проекта договора купли-продажи земельного участка;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47, площадью 1701 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов со встроенным АБК, расположенного по адресу: Московская обл., г. Ступино, ул. Крылова, вл. 26 под объектами недвижимого имущества, принадлежащими обществу (далее - спорный земельный участок);
- - обязать администрацию, комитет подготовить и направить в месячный срок подписанный проект договора купли-продажи спорного земельного участка;
- - обязать кадастровую палату восстановить в полном объеме ранее аннулированные сведения о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, кадастровой палаты.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником 6-ти объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, Ступинский район, ул. Крылова, владение 26 (кадастровый номер 50:33:0040123:47), что подтверждается кадастровыми паспортами сооружений от 14.02.2013, свидетельствами о государственной регистрации права от 12.04.2013, выписками из ЕГРП от 08.08.2013:
- 1. внутриплощадочные сети фекальной канализации, назначение: по назначению, протяженность 172 м, инв. N 298:084-22008/4 лит. 1К, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:191, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 2. внутриплощадочные и внеплощадочные сети электроснабжения, освещения, назначение: электроснабжение, протяженность 1308 м, инв. N 298:084-22008/6, лит. 1Э, 2Э, 3Э, кадастровый (условный) номер N 50:33:004-123:193, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 3. внутриплощадочные и внеплощадочные сети водопровода, назначение: водоснабжение, протяженность 353 м, инв. N 298:084-22008/3 лит. 1B, 2В, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:189, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 4. внутриплощадочные сети ливневой канализации, назначение: по назначению, протяженность 358 м, инв. N 298:084-22008/5, лит. 2К, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:192, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 5. ограждение, назначение: ограждение, протяженность 300 м, инв. номер N 298:084-22008/8, лит. 1,2, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:194, адрес (местонахождение): Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26;
- 6. замощенные территории, назначение: по назначению, общая площадь 7250 кв. м, инв. N 298:084-22008/7, лит. 1, кадастровый (условный) номер N 50:33:0040123:186, Московская область, город Ступино, ул. Крылова, владение 26.
Между обществом и администрацией заключены договоры аренды земельных участков от 01.03.2005 N 625 и N 627 (далее - договоры аренды) земельных участков площадью: 7 641 кв. м и 551 кв. м соответственно, земельные участки расположены по адресу: Московская область, город Ступино, ул. Пристанционная и ул. Первомайская соответственно.
На основании постановления главы администрации от 28.04.2008 N 1998 обществу согласовано предварительное размещение дополнительного земельного участка согласно акту выбора земельного участка общей площадью 1701 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Крылова, вл. 26.
Решением кадастровой палаты от 09.11.2009 N 33.2/09-16909 земельный участок поставлен на кадастровый учет. Присвоен кадастровый номер 50:33:0040123:47.
Постановлением администрации от 08.02.2010 N 445 установлен вид разрешенного использования спорного земельного участка: для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно разделу N 17 кадастровой выписки от 31.10.2012 N МО-12/ЗВ-816662 "статус записи о земельном участке": сведения о земельном участке носят временный характер, внесены в государственный кадастр недвижимости 07.12.2009.
Согласно письму администрации от 29.03.2013 N Из-21/1418 решением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.02.2013 N МО-13/РКФ-40440 сведения о спорном земельном участке аннулированы, данное решение обществом обжаловано не было.
Общество 22.08.2013 обратилось в администрацию заявлением о выкупе спорного земельного участка.
Комитет письмом от 27.08.2013 за исх. N И8-21/4021 отказал в предоставлении спорного земельного участка в собственность, в связи со снятием данного земельного участка с кадастрового учета.
Посчитав действия администрации, комитета и кадастровой палаты незаконными, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении требований к администрации и комитету, суд первой инстанции указал на то, что снятый с кадастрового учета земельный участок, не может быть предоставлен в собственность общества и не может быть предметом договора купли-продажи. Отказывая в удовлетворении требования к кадастровой палате, суд первой инстанции указал на пропуск обществом ранее установленного законом 2-летнего срок для регистрации прав на объект недвижимого имущества - земельного участка, поставленного на временный кадастровый учет.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 39 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 37 Земельного кодекса, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как следует из содержания письма администрации от 29.03.2013 N Из-21/1418 решением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.02.2013 N МО-13/РКФ-40440 сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040123:47 аннулированы.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку спорный земельный участок снят с кадастрового учета, то он не может быть предоставлен в собственность общества, в связи с чем не может быть предметом договора купли-продажи.
Также суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении требования общества к кадастровой палате об обязании кадастровой палаты восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные пунктом 4 статьи 24 Закона.
В силу пункта 4 статьи 24 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Согласно материалам дела спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 09.11.2009.
С учетом указанной нормы Закона, права на спорный земельный участок в данном случае могли быть зарегистрированы не позднее 09.11.2011.
Поскольку общество не представило доказательств того, что в срок до 09.11.2011 права на спорный земельный участок были зарегистрированы в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предусмотренный законом 2-летний срок для регистрации прав на объект недвижимого имущества истек, и кадастровая палата в данном случае вправе и обязана была снять спорный земельный участок с кадастрового учета и аннулировать сведения о нем.
Кроме того, действия кадастровой палате об исключении сведений о спорном земельном участке обществом обжалованы не были, что также исключает возможность удовлетворения требования, направленного устранение допущенных, по мнению общества, нарушения его прав такими действиями.
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-60074/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)