Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Малышкиной Е.Л., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.09.2014 по делу N А79-7693/2013,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, открытому акционерному обществу "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (ОГРН 1062128161864, ИНН 2127027913), г. Чебоксары, закрытому акционерному обществу "Строительный трест N 3" (ОГРН 1022101134978, ИНН 2128007123), г. Чебоксары, о признании дополнительных соглашений и договора перенайма недействительными и применении последствий их недействительности,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчиков: администрация г. Чебоксары - Краснова М.П. по доверенности от 30.12.2013 (сроком до 31.12.2014),
- ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" - не явился, извещен;
- ЗАО "Строительный трест N 3" - Кольцов И.Г. по доверенности от 25.11.2014 N 64 (сроком на 1 год), Березов А.А. по доверенности от 10.01.2014 (сроком до 31.12.2014);
- от третьих лиц - не явились, извещены,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация), открытому акционерному обществу "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (далее - ОАО Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств"), закрытому акционерному обществу "Строительный трест N 3" (далее - ЗАО "Стройтрест N 3") о признании частично недействительными дополнительного соглашения от 21.10.2010, заключенного между администрацией и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма) от 10.05.2011, заключенного между ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" и ЗАО "Строительный трест N 3", и дополнительного соглашения от 16.05.2012 N 4 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, заключенного между администрацией и ЗАО "Стройтрест N 3" в части земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83 и 21:01:020902:84 и применить последствия недействительности ничтожной сделки - вернуть земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020902:83 и 21:01:020902:84 во владение и пользование администрации (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике) и закрытое акционерное общество "Эверест".
Решением от 05.09.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных требований.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нарушения норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Управление является лицом, уполномоченным подавать в суд иски, связанные с нарушением в сфере антимонопольного законодательства и отвечает критериям заинтересованного лица в силу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация считает, что в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации она не проинформировала население о предполагаемом предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а также, поменяв вид разрешенного использования земельного участка, предоставила его без проведения аукциона.
Со ссылкой на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 администрация указала, что договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.
Управление также не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с аналогичной апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Управление указало, что суд не рассмотрел по существу исковые требования, не дал правовую оценку нарушениям земельного и антимонопольного законодательства.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ЗАО "Стройтрест N 3" в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации от 15.09.2003 N 2449-р ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" предоставлен из земель поселений земельный участок площадью 26140 кв. м для содержания и обслуживания стоянки металлических гаражей (СМГ) "Лесное" по улице Ленинского Комсомола сроком на 5 лет.
На основании указанного распоряжения орган местного самоуправления (арендодатель) и ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг сроком действия с 15.09.2008 по 14.09.2009, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 26140 кв. м, кадастровый номер 21:01:020902:0033, категория земель - "земли поселения", для содержания и обслуживания стоянки металлических гаражей (СМГ) "Лесное", в том числе в охранной зоне электрокабеля площадью 364 квадратных метра; в охранной зоне газопровода - 194 квадратных метра; в охранной зоне канализации - 468 квадратных метров; в охранной зоне водопровода - 6379 квадратных метров, расположенный по улице Ленинского Комсомола в городе Чебоксары.
Распоряжением администрации от 05.07.2007 N 2122-р ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" разрешено на ранее предоставленном земельном участке в течение одного года проектирование многоуровневой автостоянки и группы жилых домов по улице Ленинского Комсомола в городе Чебоксары со встроенными предприятиями обслуживания.
04.03.2009 администрация издала распоряжение N 784-р "Об утверждении градостроительного плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под проектирование группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест по ул. Ленинского Комсомола" в городе Чебоксары, в соответствии с которым разрешила изменение функционального использования земельного участка площадью 26140 кв. м на проектирование группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, а также утвердила градостроительный план от 19.11.2008 N RU21304000-108 и схему расположения обозначенного земельного участка на кадастровом плане от 11.01.2009 под проектирование группы жилых домов.
Распоряжением от 30.12.2009 N 5492-р срок аренды указанного земельного участка продлен до 31.12.2010, при этом целевое назначение земельного участка установлено как "содержание и обслуживание стоянки металлических гаражей "Лесное".
На основании указанного распоряжения администрация и ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" заключили дополнительное соглашение от 21.01.2010 N 2 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг.
Распоряжением от 26.03.2010 N 903-р орган местного самоуправления разрешил ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" на ранее предоставленном земельном участке с кадастровым номером 21:01:020902:33, площадью 26140 кв. м и дополнительном земельном участке площадью 5050 кв. м, согласно прилагаемой выкопировке в М1:5000, в течение двух лет строительство группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест по улице Ленинского Комсомола.
Во исполнение распоряжения от 26.03.2010 N 903-р администрация и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" 21.10.2010 заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг о принятии арендатором земельного участка для строительства группы жилых домов и многоуровневой подземной стоянки для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, установив срок аренды земельного участка до 31.12.2012.
18.03.2011 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:33 разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:83, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (прежний арендатор) и ОАО "Стройтрест N 3" (новый арендатор) заключили договор от 10.05.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма), согласно которому права и обязанности прежнего арендатора, вытекающие из договора аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг и дополнительных соглашений к нему, перешли к новому арендатору.
В газете "Чебоксарские новости" от 27.08.2011 (N 92) опубликована информация о планируемом ОАО "Стройтрест N 3" строительстве многоквартирного жилого дома (позиции N 1, 2, 3) на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
Распоряжением администрации от 12.05.2012 внесены изменения в распоряжение от 15.09.2013 N 2449-р.
Дополнительным соглашением от 16.05.2012 N 4 администрация и ОАО "Строительный трест N 3" изменили условия договора аренды от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, указав в качестве объектов аренды вместо земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:33 земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:83, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.06.2013) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
В пунктах 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:83 (поз. 4) имеет разрешенное использование для строительства многоуровневой подземной стоянки для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, в связи с чем он не предназначен для жилищного строительства и не соответствует тем критериям земельных участков, которые предоставляются исключительно на аукционе, согласно статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие нарушения предусмотренного законом порядка предоставления земель в аренду для строительства объектов нежилого назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:83 (поз. 4).
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:84 (поз. 1) имеет разрешенное использование для строительства жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания.
В рамках дела N А79-11282/2011 ЗАО "Стройтрест N 3" обращалось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок, в том числе градостроительного плана RU 21304000-0000000000000263 земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84, для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания поз. 1, расположенного по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары, и обязании администрации утвердить и выдать градостроительный план на указанный земельный участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.02.2012 по делу N А79-11282/2011 признано незаконным бездействие администрации, выраженное в неутверждении в установленный законом срок градостроительного плана, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84, на Администрацию возложена обязанность утвердить и выдать ОАО "Стройтрест N 3" в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84.
Как следует из материалов дела, такой градостроительный план земельного участка был выдан.
В рамках дела N А79-11770/2012 администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления от 17.07.2012 по делу N 201-АМЗ-2011.
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что Управлением возбуждено дело N 201-АМЗ-2011 в отношении администрации по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также в отношении администрации, ОАО "Стройтрест N 3" и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства установлено, что в газете "Чебоксарские новости" от 27.08.2011 N 92 размещена информация о планируемом строительстве ОАО "Стройтрест N 3" многоквартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания с кадастровым номером 21:01:020902:84 поз. N 1, с кадастровым номером 21:01:020902:85 поз. N 2, с кадастровым номером 21:01:020902:82 поз. N 3.
По итогам рассмотрения дела Комиссия Управления установила, что аукцион в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства жилых домов переменной этажности 11-10 со встроенно-пристроенными предприятиями бытового обслуживания с кадастровыми номерами 21:01:020902:84, 21:01:020902:85, 21:01:020902:82 администрацией не проводился.
В этой связи Управление пришло к выводу о том, что бездействие администрации, выраженное в непроведении аукциона на предоставление права аренды земельного участка под жилищное строительство привело (могло привести) к ограничению конкуренции, исключению возможности участия неограниченного круга лиц, претендующих на право заключения договора аренды земельного участка в целях жилищного строительства, что противоречит действующему законодательству и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 1 решения Управления от 17.07.2012 по делу N 201-АМЗ-2011 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 2 указанного решения производство по делу N 201-АМЗ-2011, возбужденному по признакам нарушения Администрацией, ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" и ОАО "Стройтрест N 3" статьи 16 Закона о защите конкуренции, прекращено.
Решением суда от 18.02.2012 по делу N А79-11770/2012, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Из смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. То есть защита нарушенного права может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Истец не обосновал, как выбранный им способ защиты нарушенного права приведет к реальной защите и восстановлению нарушенного права.
Оспаривая дополнительное соглашение от 21.10.2010 N 3, договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма) от 10.05.2011, дополнительное соглашение от 16.05.2012 N 4, истец ссылается на нарушение предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации порядка предоставления муниципальных земель под жилищное строительство.
Однако, предметом оспариваемых сделок не являлась передача администрацией двух земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83, 21:01:020902:84 в аренду ЗАО "Стройтрест N 3" для целей жилищного строительства.
Предметом этих сделок явилось изменение условий договора аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, который в рамках настоящего дела не оспаривается.
Как правильно указал суд первой инстанции, результатом признания оспариваемых сделок недействительными и применением последствий их недействительности может быть только восстановление прежних условий договора аренды от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, существовавших до заключения спорных сделок, а не возврат земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83, 21:01:020902:84 от ЗАО "Стройтрест N 3" к администрации, как предполагает истец.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем, он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В данном случае истцом избран неэффективный способ защиты, в связи с чем удовлетворения для удовлетворения его требований отсутствовали.
Доводы заявителей апелляционных жалоб об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.09.2014 по делу N А79-7693/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2014 ПО ДЕЛУ N А79-7693/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А79-7693/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014.
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Малышкиной Е.Л., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.09.2014 по делу N А79-7693/2013,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, открытому акционерному обществу "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (ОГРН 1062128161864, ИНН 2127027913), г. Чебоксары, закрытому акционерному обществу "Строительный трест N 3" (ОГРН 1022101134978, ИНН 2128007123), г. Чебоксары, о признании дополнительных соглашений и договора перенайма недействительными и применении последствий их недействительности,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчиков: администрация г. Чебоксары - Краснова М.П. по доверенности от 30.12.2013 (сроком до 31.12.2014),
- ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" - не явился, извещен;
- ЗАО "Строительный трест N 3" - Кольцов И.Г. по доверенности от 25.11.2014 N 64 (сроком на 1 год), Березов А.А. по доверенности от 10.01.2014 (сроком до 31.12.2014);
- от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация), открытому акционерному обществу "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (далее - ОАО Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств"), закрытому акционерному обществу "Строительный трест N 3" (далее - ЗАО "Стройтрест N 3") о признании частично недействительными дополнительного соглашения от 21.10.2010, заключенного между администрацией и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма) от 10.05.2011, заключенного между ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" и ЗАО "Строительный трест N 3", и дополнительного соглашения от 16.05.2012 N 4 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, заключенного между администрацией и ЗАО "Стройтрест N 3" в части земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83 и 21:01:020902:84 и применить последствия недействительности ничтожной сделки - вернуть земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020902:83 и 21:01:020902:84 во владение и пользование администрации (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике) и закрытое акционерное общество "Эверест".
Решением от 05.09.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных требований.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нарушения норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Управление является лицом, уполномоченным подавать в суд иски, связанные с нарушением в сфере антимонопольного законодательства и отвечает критериям заинтересованного лица в силу пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация считает, что в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации она не проинформировала население о предполагаемом предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а также, поменяв вид разрешенного использования земельного участка, предоставила его без проведения аукциона.
Со ссылкой на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 администрация указала, что договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.
Управление также не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с аналогичной апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Управление указало, что суд не рассмотрел по существу исковые требования, не дал правовую оценку нарушениям земельного и антимонопольного законодательства.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ЗАО "Стройтрест N 3" в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации от 15.09.2003 N 2449-р ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" предоставлен из земель поселений земельный участок площадью 26140 кв. м для содержания и обслуживания стоянки металлических гаражей (СМГ) "Лесное" по улице Ленинского Комсомола сроком на 5 лет.
На основании указанного распоряжения орган местного самоуправления (арендодатель) и ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг сроком действия с 15.09.2008 по 14.09.2009, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 26140 кв. м, кадастровый номер 21:01:020902:0033, категория земель - "земли поселения", для содержания и обслуживания стоянки металлических гаражей (СМГ) "Лесное", в том числе в охранной зоне электрокабеля площадью 364 квадратных метра; в охранной зоне газопровода - 194 квадратных метра; в охранной зоне канализации - 468 квадратных метров; в охранной зоне водопровода - 6379 квадратных метров, расположенный по улице Ленинского Комсомола в городе Чебоксары.
Распоряжением администрации от 05.07.2007 N 2122-р ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" разрешено на ранее предоставленном земельном участке в течение одного года проектирование многоуровневой автостоянки и группы жилых домов по улице Ленинского Комсомола в городе Чебоксары со встроенными предприятиями обслуживания.
04.03.2009 администрация издала распоряжение N 784-р "Об утверждении градостроительного плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под проектирование группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест по ул. Ленинского Комсомола" в городе Чебоксары, в соответствии с которым разрешила изменение функционального использования земельного участка площадью 26140 кв. м на проектирование группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, а также утвердила градостроительный план от 19.11.2008 N RU21304000-108 и схему расположения обозначенного земельного участка на кадастровом плане от 11.01.2009 под проектирование группы жилых домов.
Распоряжением от 30.12.2009 N 5492-р срок аренды указанного земельного участка продлен до 31.12.2010, при этом целевое назначение земельного участка установлено как "содержание и обслуживание стоянки металлических гаражей "Лесное".
На основании указанного распоряжения администрация и ЧМУП "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" заключили дополнительное соглашение от 21.01.2010 N 2 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг.
Распоряжением от 26.03.2010 N 903-р орган местного самоуправления разрешил ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" на ранее предоставленном земельном участке с кадастровым номером 21:01:020902:33, площадью 26140 кв. м и дополнительном земельном участке площадью 5050 кв. м, согласно прилагаемой выкопировке в М1:5000, в течение двух лет строительство группы жилых домов переменной этажности 11-10 этажей со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания и многоуровневой подземной стоянкой для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест по улице Ленинского Комсомола.
Во исполнение распоряжения от 26.03.2010 N 903-р администрация и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" 21.10.2010 заключили дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг о принятии арендатором земельного участка для строительства группы жилых домов и многоуровневой подземной стоянки для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, установив срок аренды земельного участка до 31.12.2012.
18.03.2011 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:33 разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:83, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" (прежний арендатор) и ОАО "Стройтрест N 3" (новый арендатор) заключили договор от 10.05.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма), согласно которому права и обязанности прежнего арендатора, вытекающие из договора аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-Лг и дополнительных соглашений к нему, перешли к новому арендатору.
В газете "Чебоксарские новости" от 27.08.2011 (N 92) опубликована информация о планируемом ОАО "Стройтрест N 3" строительстве многоквартирного жилого дома (позиции N 1, 2, 3) на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
Распоряжением администрации от 12.05.2012 внесены изменения в распоряжение от 15.09.2013 N 2449-р.
Дополнительным соглашением от 16.05.2012 N 4 администрация и ОАО "Строительный трест N 3" изменили условия договора аренды от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, указав в качестве объектов аренды вместо земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:33 земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020902:82, 21:01:020902:83, 21:01:020902:84, 21:01:020902:85.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.06.2013) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
В пунктах 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:83 (поз. 4) имеет разрешенное использование для строительства многоуровневой подземной стоянки для индивидуального автотранспорта на 250 машиномест, в связи с чем он не предназначен для жилищного строительства и не соответствует тем критериям земельных участков, которые предоставляются исключительно на аукционе, согласно статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие нарушения предусмотренного законом порядка предоставления земель в аренду для строительства объектов нежилого назначения в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:83 (поз. 4).
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020902:84 (поз. 1) имеет разрешенное использование для строительства жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания.
В рамках дела N А79-11282/2011 ЗАО "Стройтрест N 3" обращалось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок, в том числе градостроительного плана RU 21304000-0000000000000263 земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84, для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания поз. 1, расположенного по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары, и обязании администрации утвердить и выдать градостроительный план на указанный земельный участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.02.2012 по делу N А79-11282/2011 признано незаконным бездействие администрации, выраженное в неутверждении в установленный законом срок градостроительного плана, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84, на Администрацию возложена обязанность утвердить и выдать ОАО "Стройтрест N 3" в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:01:020902:84.
Как следует из материалов дела, такой градостроительный план земельного участка был выдан.
В рамках дела N А79-11770/2012 администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления от 17.07.2012 по делу N 201-АМЗ-2011.
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что Управлением возбуждено дело N 201-АМЗ-2011 в отношении администрации по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также в отношении администрации, ОАО "Стройтрест N 3" и ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства установлено, что в газете "Чебоксарские новости" от 27.08.2011 N 92 размещена информация о планируемом строительстве ОАО "Стройтрест N 3" многоквартирного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания с кадастровым номером 21:01:020902:84 поз. N 1, с кадастровым номером 21:01:020902:85 поз. N 2, с кадастровым номером 21:01:020902:82 поз. N 3.
По итогам рассмотрения дела Комиссия Управления установила, что аукцион в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства жилых домов переменной этажности 11-10 со встроенно-пристроенными предприятиями бытового обслуживания с кадастровыми номерами 21:01:020902:84, 21:01:020902:85, 21:01:020902:82 администрацией не проводился.
В этой связи Управление пришло к выводу о том, что бездействие администрации, выраженное в непроведении аукциона на предоставление права аренды земельного участка под жилищное строительство привело (могло привести) к ограничению конкуренции, исключению возможности участия неограниченного круга лиц, претендующих на право заключения договора аренды земельного участка в целях жилищного строительства, что противоречит действующему законодательству и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 1 решения Управления от 17.07.2012 по делу N 201-АМЗ-2011 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 2 указанного решения производство по делу N 201-АМЗ-2011, возбужденному по признакам нарушения Администрацией, ОАО "Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств" и ОАО "Стройтрест N 3" статьи 16 Закона о защите конкуренции, прекращено.
Решением суда от 18.02.2012 по делу N А79-11770/2012, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Из смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. То есть защита нарушенного права может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Истец не обосновал, как выбранный им способ защиты нарушенного права приведет к реальной защите и восстановлению нарушенного права.
Оспаривая дополнительное соглашение от 21.10.2010 N 3, договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды (перенайма) от 10.05.2011, дополнительное соглашение от 16.05.2012 N 4, истец ссылается на нарушение предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации порядка предоставления муниципальных земель под жилищное строительство.
Однако, предметом оспариваемых сделок не являлась передача администрацией двух земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83, 21:01:020902:84 в аренду ЗАО "Стройтрест N 3" для целей жилищного строительства.
Предметом этих сделок явилось изменение условий договора аренды земельного участка от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, который в рамках настоящего дела не оспаривается.
Как правильно указал суд первой инстанции, результатом признания оспариваемых сделок недействительными и применением последствий их недействительности может быть только восстановление прежних условий договора аренды от 05.05.2005 N 18/987-ЛГ, существовавших до заключения спорных сделок, а не возврат земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020902:83, 21:01:020902:84 от ЗАО "Стройтрест N 3" к администрации, как предполагает истец.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем, он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В данном случае истцом избран неэффективный способ защиты, в связи с чем удовлетворения для удовлетворения его требований отсутствовали.
Доводы заявителей апелляционных жалоб об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.09.2014 по делу N А79-7693/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Чебоксары Чувашской Республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.Л.МАЛЫШКИНА
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
О.А.ЛОГИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)