Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Григорьевой Н.М.
при секретаре А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца В. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым в удовлетворении исковых требований В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения истца В. и его представителя С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
В. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения; вид разрешенного использования "для специальных надобностей", общей площадью 120 000 кв. м, кадастровый номер: N, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в части земельного участка площадью 2500 кв. м и признании за ним права собственности на данный земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по указанному выше адресу.
В обоснование исковых требований указал, что ему полковнику в отставке в 1997 году в период прохождения военной службы на основании решения заместителя Министра обороны РФ N от <...> года, ему в числе других военнослужащих войсковой части 41407, из фондов Министерства обороны РФ участка N, состоящего на учете в Выборгской КЭЧ был предоставлен в личное пользование земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Указанное решение заместителя Министра обороны РФ в установленном законом порядке поступило в Ленинградский военный округ, Выборгскую КЭЧ, войсковую часть 41407 и администрацию МО "<адрес>" <адрес> для исполнения.
Однако зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок, равно как и осуществить постановку его на государственный кадастровый учет до настоящего времени он не может, поскольку предоставленный ему участок площадью 2500 кв. м входит в состав земельного участка с кадастровым номером: N общей площадью 120 000 кв. м, являющегося федеральной собственностью и переданного для спецнадобностей Министерству обороны РФ.
Истец полагает, что имеет право на получение спорного земельного участка в собственность на основании Федерального закона от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих", ст. 17 "Право собственности. Льготы по налогам". Однако в связи с утратой действия указанных законоположений он не может в настоящее время оформить свое право собственности на земельный участок, обратился в суд за защитой своих прав (л.д. 3 - 5).
Определениями Выборгского городского суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное казенное учреждение (далее - ФГКУ) "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества в ЛО), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрация МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по ЛО).
В судебном заседании суда первой инстанции истец В. и его представитель по доверенности С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление иск не признал, указав, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, изъят из гражданского оборота.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> В. отказано в удовлетворении исковых требований (л.д. 129 - 136).
Истец не согласился с законностью и обоснованностью принятого решения суда, представил на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что право истца на получение земельного участка в собственность возникло в 1997 году, в связи с чем, судом неправомерно применены к спорным правоотношениям только положения Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с <...> года, а также ст. 9 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку она вступила в действие в 2005 году.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что выдел земельного участка в 1997 - 1998 годах и оформление его в собственность истца произошли не по вине В. При этом не дана правовая оценка действиям должностных лиц Выборгской КЭЧ и администрации Выборгского района Ленинградской области по поводу непроведения процедуры выдела земельного участка площадью 2500 кв. м из участка площадью 120000 кв. м. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок в силу закона, действующего на момент предоставления его истцу, действиями должностных лиц должен быть изъят из гражданского оборота и предоставлен должным образом истцу в собственность.
Полагает, что истцом представлены надлежащие документы, позволяющие однозначно определить находящийся у него в пользовании участок в качестве объекта земельных отношений, а именно, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, где были указаны границы, площадь и местоположение спорного земельного участка.
Необоснованны выводы суда о том, что у заместителя Министра обороны РФ в 1997 году не было права предоставления земельных участков из фонда государственной собственности (л.д. 140 - 143).
Истец В. и его представитель по доверенности С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчики Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ТУ Росимущества в ЛО, третьи лица администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрация МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО, Управление Росреестра по ЛО в судебное заседание представителей не направили, о слушании дел извещены надлежащим образом посредством факсимильной связи и электронной почты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается, должны быть прямо указаны в законе. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, и телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, или обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, могут пользоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категория земель, согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ называется, в частности, в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 указанной правовой нормы предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Возможность передачи в собственность граждан или юридических лиц земельного участка (части земельного участка) из категории земель обороны без перевода этого участка (части участка) по решению Правительства РФ в другую категорию и без изменения вида его разрешенного использования законом не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ военнослужащему в/части 41407 (30 АК ЛенВО) полковнику В. на основании решения заместителя Министра обороны РФ N от <...> года, в числе других военнослужащих указанной воинской части, из фондов Министерства обороны РФ участка N 85, состоящего на учете в Выборгской КЭЧ был предоставлен в личное пользование земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>-2.
Земельный участок площадью 120000 кв. м, кадастровый номер N, находящийся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от <...> г.), и расположенный по указанному выше адресу, в составе которого учтен земельный участок площадью 2500 кв. м, предоставленный истцу В. по распоряжению указанного должностного лица, относится к категории земель обороны, разрешенное использование: "для спецнадобностей", находился в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ "Выборгская КЭЧ района".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно признал несостоятельным довод истца о том, что право на приобретение спорного земельного участка в собственность у него возникло на основании ст. 17 Закона РФ от 22.01.1993 г. "О статусе военнослужащих". При этом суд верно указал, что истец не представил доказательств проведения установленной законом процедуры перевода земель, на которых расположен земельный участок, в отношении которого заявлен спор, из категории земель промышленности и иного специального назначения, в иную категорию, предусматривающую вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу ст. 2 указанного Закона для перевода земельных участков из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные этим Законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ.
Вместе с тем, как следует из кадастрового плана земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:18 отнесен к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для спецнадобностей.
При этом как установлено выше категория названного земельного участка не менялась и не изменена до настоящего времени. А поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения могут использоваться только по прямому назначению и являются ограниченными в обороте, нахождение их вне федеральной собственности недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта. Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела не доказаны, суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 33-1266/2015
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. N 33-1266/2015
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Григорьевой Н.М.
при секретаре А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца В. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым в удовлетворении исковых требований В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения истца В. и его представителя С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
В. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения; вид разрешенного использования "для специальных надобностей", общей площадью 120 000 кв. м, кадастровый номер: N, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в части земельного участка площадью 2500 кв. м и признании за ним права собственности на данный земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по указанному выше адресу.
В обоснование исковых требований указал, что ему полковнику в отставке в 1997 году в период прохождения военной службы на основании решения заместителя Министра обороны РФ N от <...> года, ему в числе других военнослужащих войсковой части 41407, из фондов Министерства обороны РФ участка N, состоящего на учете в Выборгской КЭЧ был предоставлен в личное пользование земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Указанное решение заместителя Министра обороны РФ в установленном законом порядке поступило в Ленинградский военный округ, Выборгскую КЭЧ, войсковую часть 41407 и администрацию МО "<адрес>" <адрес> для исполнения.
Однако зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок, равно как и осуществить постановку его на государственный кадастровый учет до настоящего времени он не может, поскольку предоставленный ему участок площадью 2500 кв. м входит в состав земельного участка с кадастровым номером: N общей площадью 120 000 кв. м, являющегося федеральной собственностью и переданного для спецнадобностей Министерству обороны РФ.
Истец полагает, что имеет право на получение спорного земельного участка в собственность на основании Федерального закона от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих", ст. 17 "Право собственности. Льготы по налогам". Однако в связи с утратой действия указанных законоположений он не может в настоящее время оформить свое право собственности на земельный участок, обратился в суд за защитой своих прав (л.д. 3 - 5).
Определениями Выборгского городского суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное казенное учреждение (далее - ФГКУ) "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества в ЛО), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрация МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по ЛО).
В судебном заседании суда первой инстанции истец В. и его представитель по доверенности С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление иск не признал, указав, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, изъят из гражданского оборота.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> В. отказано в удовлетворении исковых требований (л.д. 129 - 136).
Истец не согласился с законностью и обоснованностью принятого решения суда, представил на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что право истца на получение земельного участка в собственность возникло в 1997 году, в связи с чем, судом неправомерно применены к спорным правоотношениям только положения Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с <...> года, а также ст. 9 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку она вступила в действие в 2005 году.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что выдел земельного участка в 1997 - 1998 годах и оформление его в собственность истца произошли не по вине В. При этом не дана правовая оценка действиям должностных лиц Выборгской КЭЧ и администрации Выборгского района Ленинградской области по поводу непроведения процедуры выдела земельного участка площадью 2500 кв. м из участка площадью 120000 кв. м. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок в силу закона, действующего на момент предоставления его истцу, действиями должностных лиц должен быть изъят из гражданского оборота и предоставлен должным образом истцу в собственность.
Полагает, что истцом представлены надлежащие документы, позволяющие однозначно определить находящийся у него в пользовании участок в качестве объекта земельных отношений, а именно, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, где были указаны границы, площадь и местоположение спорного земельного участка.
Необоснованны выводы суда о том, что у заместителя Министра обороны РФ в 1997 году не было права предоставления земельных участков из фонда государственной собственности (л.д. 140 - 143).
Истец В. и его представитель по доверенности С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчики Министерство обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ТУ Росимущества в ЛО, третьи лица администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, администрация МО "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЛО, Управление Росреестра по ЛО в судебное заседание представителей не направили, о слушании дел извещены надлежащим образом посредством факсимильной связи и электронной почты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается, должны быть прямо указаны в законе. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, и телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, или обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, могут пользоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категория земель, согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ называется, в частности, в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 указанной правовой нормы предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Возможность передачи в собственность граждан или юридических лиц земельного участка (части земельного участка) из категории земель обороны без перевода этого участка (части участка) по решению Правительства РФ в другую категорию и без изменения вида его разрешенного использования законом не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ военнослужащему в/части 41407 (30 АК ЛенВО) полковнику В. на основании решения заместителя Министра обороны РФ N от <...> года, в числе других военнослужащих указанной воинской части, из фондов Министерства обороны РФ участка N 85, состоящего на учете в Выборгской КЭЧ был предоставлен в личное пользование земельный участок площадью 2500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>-2.
Земельный участок площадью 120000 кв. м, кадастровый номер N, находящийся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от <...> г.), и расположенный по указанному выше адресу, в составе которого учтен земельный участок площадью 2500 кв. м, предоставленный истцу В. по распоряжению указанного должностного лица, относится к категории земель обороны, разрешенное использование: "для спецнадобностей", находился в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ "Выборгская КЭЧ района".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно признал несостоятельным довод истца о том, что право на приобретение спорного земельного участка в собственность у него возникло на основании ст. 17 Закона РФ от 22.01.1993 г. "О статусе военнослужащих". При этом суд верно указал, что истец не представил доказательств проведения установленной законом процедуры перевода земель, на которых расположен земельный участок, в отношении которого заявлен спор, из категории земель промышленности и иного специального назначения, в иную категорию, предусматривающую вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу ст. 2 указанного Закона для перевода земельных участков из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные этим Законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ.
Вместе с тем, как следует из кадастрового плана земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:18 отнесен к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для спецнадобностей.
При этом как установлено выше категория названного земельного участка не менялась и не изменена до настоящего времени. А поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения могут использоваться только по прямому назначению и являются ограниченными в обороте, нахождение их вне федеральной собственности недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта. Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела не доказаны, суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)