Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Гречаниченко А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Родник" и Прибайкальской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года по делу N А10-5944/2014 по иску Прокурора Республики Бурятия в интересах Российской Федерации (ОГРН 1020300990478, ИНН 0323059932, адрес: 677000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а) к Прибайкальской районной администрации (ОГРН 1020300780554, ИНН 0316002558, юридический адрес: 671260, Республика Бурятия, с. Турунтаево, ул. Ленина, 67), к дачному некоммерческому товариществу "Родник" (ОГРН 1110327009858, ИНН 0326500249, адрес: 670034, пер. Волконского, д. 5, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, адрес: 670000, ул. Борсоева, д. 13 Е, г. Улан-Удэ)) (суд первой инстанции Борголова Г.В.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Арутюнов А.В.
от ответчика ДНТ "РОДНИК": Федорова С.В.,
Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу "Родник" (далее - ДНТ "Родник") о:
- - признании недействительной сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м, имеющего расположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, оформленной постановлением Прибайкальской районной администрации от 04.08.2014 N 1216 "О предоставлении в собственность земельного участка Дачному некоммерческому товариществу "Родник";
- - применении последствий недействительности сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м, имеющего расположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, обязав ДНТ "Родник" вернуть Прибайкальской районной администрации земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2015 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчики обратились в суд с апелляционными жалобами, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации следует, что спор по настоящему делу не подведомственен Арбитражному суду Республики Бурятия в связи с наличием у ДНТ "Родник" статуса некоммерческой организации; представленный ДНТ "Родник" земельный участок с 1989 года относится к землям сельхозназначения и землям запаса, фактически входит в фонд перераспределения земель сельхозназначения; процедура согласования лиц, нуждающихся в ведении дачного хозяйства в действительности была проведена; отсутствие формально утвержденного списка не является безусловным основанием для признания решений и постановлений органа местного самоуправления недействительными сделками; протоколом общего собрания ДНТ "Родник" от 01 августа 2014 года N 7 принято решение оформить земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 в общую собственность юридического лица. Считает, что ссылка суда на законодательно установленный запрет возведения зданий и сооружений на участках представленных ДНТ, как на основание недействительности сделки, основан на неправильном толковании закона.
Из апелляционной жалобы ДНТ "Родник" следует, что на момент предоставления земельного участка в собственность 04 августа 2014 года количество членов ДНТ "Родник" составляло 98 человек; в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие обращение членов ДНТ "Родник" в органы местного самоуправления с заявлениями о выделении земельных участков; положения статей 13, 14 Закона N 66-ФЗ не были нарушены; материалами дела не подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 ограничен в обороте и лежит в пределах 200 метров от береговой линии.
От истца и третьего лица поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых они просят в их удовлетворении отказать.
От Прибайкальской районной администрации поступили возражения на отзывы истца и третьего лица.
Третье лицо в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени его проведения уведомлено надлежащим образом.
Прибайкальская районная администрация и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу "Родник" о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование иска Прокурор Республики Бурятия указал на то, что спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; что спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал. Прокурор считает, что при совершении оспариваемой сделки нарушены подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации; нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, установленный статьями 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и принцип платности предоставления земельных участков, установленный пунктом 1 статьи 28 указанного закона.
Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции применил положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 14, 18 и 28 Закона N 66-ФЗ, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона об охране озера Байкал, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", пункта 3 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 04.01.2003 N 178-III и пришел к выводу о том, что сделка по передаче в собственность ДНТ "Родник" земельного участка является недействительной. При этом суд исходил из того, что сторонами сделки был нарушен порядок предоставления земельного участка, установленный Законом N 66-ФЗ, а также из того, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен товариществу, поскольку находится в центральной экологической зоне озера Байкал и в пределах его прибрежной защитной полосы.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, приведенным в решении нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Родник" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2011. Учредителями товарищества являлись граждане Батурин Н.А., Воробьев А.В. и Потапова В.С.
ДНТ "Родник" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о согласовании размещения земельного участка площадью 40 000 кв. м для организации товарищества на землях госземфонда, находящихся вдоль трассы автомобильной дороги "Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан" 151 км вправо 30 метров.
На основании этого заявления постановлениями Прибайкальской районной администрации от 28.12.2011 N 1766 и N 1767 утверждена схема расположения границ земельного участка из земель населенных пунктов муниципального образования "Прибайкальский район", предварительно согласовано место размещения земельного участка, утвержден акт выбора земельного участка от 23.11.2011 (л.д. 95-97, том 3).
После формирования земельного участка 14.03.2012 он был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 03:16:390101:218. Согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка составила 40 000 кв. м, земельный участок имеет категорию земель - земли запаса (л.д. 16-17, том 1).
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 03.05.2012 N 632 ДНТ "Родник" в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 03:16:390101:218, имеющий местоположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, для садоводства сроком на пять лет (л.д. 20, том 2).
В соответствии с постановлением Прибайкальской районной администрации от 17.07.2012 N 1020 земельному участку с кадастровым номером 03:16:390101:218 изменена категория земли с "земель запаса" на "земли сельскохозяйственного назначения" (л.д. 13, том 1).
ДНТ "Родник" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о выделении земельного участка, расположенного на юге кадастрового квартала 03:16:390101 под организацию ДНТ "Родник".
04 августа 2014 года Прибайкальской районной администрацией принято оспариваемое постановление N 1216, по которому в собственность ДНТ "Родник" предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения МО "Прибайкальский район", общей площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 03:16:390101:218, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, для садоводства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему постановлению (л.д. 14, том 1).
На основании постановления от 04.08.2014 N 1216 зарегистрировано право собственности ДНТ "Родник" на земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218, запись внесена в реестр 19.08.2014 (л.д. 15, том 1).
Указав, что при совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", принцип платности предоставления земельных участков, установленный пунктом 1 статьи 28 указанного закона; нарушены нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства; спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где Постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал; при совершении оспариваемой сделки нарушен подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с настоящим иском.
С учетом разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 56 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 17510/10, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Прокурором РБ выбран надлежащий способ защиты права, дело подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке искового судопроизводства.
Доводы апелляционных жалоб о соблюдении ответчиками порядка предоставления земельных участков дачным некоммерческим объединениям, установленного статьями 13 и 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Судом установлено, что граждане (члены ДНТ "Родник") в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении дачного земельного участка не обращались, списки граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства органами местного самоуправления не утверждались, спорный земельный участок не находился в фонде перераспределения земель.
Ссылка апелляционной жалобы ДНТ "Родник" на ходатайства Администраций сельских поселений "Турунтаевское" и "Итанцинское" от 01.08.2011 и 15.06.2011 соответственно не свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка, установленной ст. 13 Закона. В материалах дела отсутствуют доказательства получения этих ходатайств Прибайкальской районной администрацией. Отметки о их регистрации в книге учета входящей корреспонденции, либо почтовые уведомления о вручении в суд не представлены.
Кроме того, ходатайство администрации МО СП "Итанцинское" также не зарегистрировано в книге учета исходящей документации, номер и дата направления ходатайства отсутствуют.
Согласно информациям Прибайкальской районной администрации и Комитета по управлению муниципальным хозяйством от 20.03.2015, имеющимся в материалах дела, сведений о поступлении вышеуказанных ходатайств не имеется.
Доказательств утверждения списков граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, в соответствии с требованиями статьи 13 Закона ответчиками также не представлено.
Кроме того, по смыслу приведенных выше правовых норм, а также статей 80, 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель. Таким образом, при несоблюдении условий, предусмотренных статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ, земельный участок ДНТ "Родник" не мог быть предоставлен в особом льготном порядке для ведения дачного хозяйства. Предоставление земельного участка в таком случае должно производиться на общих основаниях в соответствии с земельным законодательством.
В пользовании ДНТ "Родник" находилось 2 земельных участка, предоставленных Прибайкальской районной администрацией, с кадастровыми номерами 03:16:390101:220 и 03:16:390101:218 площадью 40 000 кв. м, каждый.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 09.09.2014 N 1464 в собственность членов ДНТ "Родник" предоставлены земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:220, ранее находившегося в пользовании ДНТ "Родник" на праве аренды, в том числе гражданам Артемьеву В.И., Баташову Р.Н., Усольцеву Г.Г., Арефьеву С.П., указанным в ходатайстве администрации МО СП "Итанцинское".
Таким образом, расчет потребности указанных в ходатайствах граждан в земельных участках для ведения дачного хозяйства учтен при предоставлении ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:220, в связи с чем потребность в земельных участках данных граждан не может учитываться при предоставлении ДНТ "Родник" спорного земельного участка.
Вывод суда о несоблюдении требований статьи 13 Закона при предоставлении земельного участка ДНТ "Родник" подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Техническая ошибка, допущенная судом при указании сведений об учредителях ДНТ "Родник", не повлекла принятия судом неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации об отнесении спорного земельного участка к фонду перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и предназначении его для садоводства, огородничества и дачного хозяйства согласно корректировке генерального плана МО СП "Гремячинское", противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 до предоставления ДНТ "Родник" относился к категории земель запаса. Изменение категории земельного участка на категорию "земли сельскохозяйственного использования" произведено на основании постановления Прибайкальской районной администрации от 17.07.2012 N 1020.
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно статье 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, земельный участок, предоставленный ДНТ "Родник", в силу вышеприведенных норм закона не относился к фонду перераспределения земель, в связи с чем не мог быть предоставлен для ведения садоводства в соответствии с требованиями Закона N 66-ФЗ.
В апелляционной жалобе Прибайкальской районной администрацией указывается на наличие в материалах дела проекта изменений генерального плана МО СП "Гремячинское", в котором содержатся сведения о функциональных зонах территории поселения.
В представленных ответчиком документах отсутствуют сведения об утверждении данных изменений. Кроме того, публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана МО СП "Гремячинское" были проведены 31.10.2013, т.е. после предоставления земельного участка ДНТ "Родник", в связи с чем результаты данных публичных слушаний судом правомерно не приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела.
Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка ДНТ "Родник", предусматривалось предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона N 66-ФЗ).
Доказательств утверждения схемы зонирования Прибайкальского района для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 14 Закона ответчиками не представлено.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Из вышеприведенной нормы следует, что в собственность дачных объединений бесплатно предоставляются земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования. Земельные участки, предназначенные для ведения дачного хозяйства членами объединения, первоначально предоставляются в совместную собственность членов объединения за плату.
Доказательств отнесения земельного участка площадью 40 000 кв. м, предоставленного в собственность ДНТ "Родник", к имуществу общего пользования ответчиками не представлено, в связи с чем вывод суда об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка ДНТ "Родник" является правомерным.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об охране озера Байкал Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В силу пункта 2 этой статьи на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. При этом центральная экологическая зона представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Согласно этому постановлению в центральной экологической зоне в числе прочего запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
В подтверждение нахождения спорного земельного участка в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и прибрежной защитной полосы озера Байкал в материалы дела представлены следующие доказательства: сообщение управления Росреестра по Республике Бурятия и приложенная к этому сообщению схема расположения земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:218 на карте территории в соотношении с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р; акт проверки от 28.10.2014, составленный представителями прокуратуры Республики Бурятия, управления Росреестра по Республике Бурятия, управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, Бурприроднадзора, и приложенные к нему материалы, в том числе справка управления Росреестра по Республики Бурятия от 29.10.2014 о результатах геодезической съемки, ситуационный план и акт обмера; землеустроительные дела по описанию границ объектов землеустройства - водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Байкал, подготовленные ООО "Земельные ресурсы" по заказу ФГБУ "Фонд информации по водным ресурсам".
Сведения о нарушениях федерального законодательства, допущенных при проведении проверки и подготовке землеустроительного дела, ответчиками в материалы дела не представлены, в связи с чем данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Кроме того, как верно отмечено судом, доказательств расположения спорного земельного участка за пределами границ центральной экологической зоны озера Байкал, его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ответчиками не представлено.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", ст. 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, судом верно отмечено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Байкал не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждается нахождение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера Байкал, в пределах прибрежной защитной полосы озера.
Довод апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации о том, что земельный участок был предоставлен ДНТ "Родник" в общем порядке на основании ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ, является ошибочным.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок выбора земельных участков для строительства.
Земельный участок, предоставленный ДНТ "Родник", относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьями 77 - 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для строительства не допускается.
Также ошибочными являются доводы апелляционных жалоб Прибайкальской районной администрации и ДНТ "Родник" о запрете на предоставление земельных участков для дачного строительства на всей территории Республики Бурятия.
Как было указано выше, на Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 утверждены перечни видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В силу п. 2 ст. 2 Закона об охране озера Байкал центральная экологическая зона это территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Материалами дела подтверждается нахождение спорного земельного участка в границах центральной экологической зоны озера Байкал, в водоохранной зоне озера, которая на основании ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 200 м, а также в пределах его защитной прибрежной полосы.
Доводы апелляционной жалобы ДНТ "Родник" о применении постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" лишь во взаимосвязи с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 "О принятии и введении в действие ОКВЭД", не основаны на законе.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал" перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом данный запрет распространяется на осуществление деятельности как юридическими (в том числе некоммерческими организациями, созданными гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства), так и физическими лицами.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен в собственность ДНТ "Родник" с нарушением требований федерального законодательства.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Принимая во внимание, что при совершении сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией дачному некоммерческому товариществу "Родник" в собственность спорного земельного участка нарушены вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемую сделку недействительной ввиду ее ничтожности и на основании ст. 167 ГК РФ применил последствия недействительности сделки.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года по делу N А10-5944/2014 оставить без изменений, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия..
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2015 N 04АП-3224/2015 ПО ДЕЛУ N А10-5944/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N А10-5944/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Гречаниченко А.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы дачного некоммерческого товарищества "Родник" и Прибайкальской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года по делу N А10-5944/2014 по иску Прокурора Республики Бурятия в интересах Российской Федерации (ОГРН 1020300990478, ИНН 0323059932, адрес: 677000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а) к Прибайкальской районной администрации (ОГРН 1020300780554, ИНН 0316002558, юридический адрес: 671260, Республика Бурятия, с. Турунтаево, ул. Ленина, 67), к дачному некоммерческому товариществу "Родник" (ОГРН 1110327009858, ИНН 0326500249, адрес: 670034, пер. Волконского, д. 5, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, адрес: 670000, ул. Борсоева, д. 13 Е, г. Улан-Удэ)) (суд первой инстанции Борголова Г.В.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Арутюнов А.В.
от ответчика ДНТ "РОДНИК": Федорова С.В.,
установил:
Прокурор Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу "Родник" (далее - ДНТ "Родник") о:
- - признании недействительной сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м, имеющего расположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, оформленной постановлением Прибайкальской районной администрации от 04.08.2014 N 1216 "О предоставлении в собственность земельного участка Дачному некоммерческому товариществу "Родник";
- - применении последствий недействительности сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м, имеющего расположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, обязав ДНТ "Родник" вернуть Прибайкальской районной администрации земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:18, общей площадью 40 000 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2015 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчики обратились в суд с апелляционными жалобами, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации следует, что спор по настоящему делу не подведомственен Арбитражному суду Республики Бурятия в связи с наличием у ДНТ "Родник" статуса некоммерческой организации; представленный ДНТ "Родник" земельный участок с 1989 года относится к землям сельхозназначения и землям запаса, фактически входит в фонд перераспределения земель сельхозназначения; процедура согласования лиц, нуждающихся в ведении дачного хозяйства в действительности была проведена; отсутствие формально утвержденного списка не является безусловным основанием для признания решений и постановлений органа местного самоуправления недействительными сделками; протоколом общего собрания ДНТ "Родник" от 01 августа 2014 года N 7 принято решение оформить земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 в общую собственность юридического лица. Считает, что ссылка суда на законодательно установленный запрет возведения зданий и сооружений на участках представленных ДНТ, как на основание недействительности сделки, основан на неправильном толковании закона.
Из апелляционной жалобы ДНТ "Родник" следует, что на момент предоставления земельного участка в собственность 04 августа 2014 года количество членов ДНТ "Родник" составляло 98 человек; в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие обращение членов ДНТ "Родник" в органы местного самоуправления с заявлениями о выделении земельных участков; положения статей 13, 14 Закона N 66-ФЗ не были нарушены; материалами дела не подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 ограничен в обороте и лежит в пределах 200 метров от береговой линии.
От истца и третьего лица поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых они просят в их удовлетворении отказать.
От Прибайкальской районной администрации поступили возражения на отзывы истца и третьего лица.
Третье лицо в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени его проведения уведомлено надлежащим образом.
Прибайкальская районная администрация и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ходатайствовали о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своих представителей.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу "Родник" о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование иска Прокурор Республики Бурятия указал на то, что спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; что спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал. Прокурор считает, что при совершении оспариваемой сделки нарушены подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации; нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, установленный статьями 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и принцип платности предоставления земельных участков, установленный пунктом 1 статьи 28 указанного закона.
Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции применил положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 14, 18 и 28 Закона N 66-ФЗ, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона об охране озера Байкал, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", пункта 3 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 04.01.2003 N 178-III и пришел к выводу о том, что сделка по передаче в собственность ДНТ "Родник" земельного участка является недействительной. При этом суд исходил из того, что сторонами сделки был нарушен порядок предоставления земельного участка, установленный Законом N 66-ФЗ, а также из того, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен товариществу, поскольку находится в центральной экологической зоне озера Байкал и в пределах его прибрежной защитной полосы.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, приведенным в решении нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Родник" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.08.2011. Учредителями товарищества являлись граждане Батурин Н.А., Воробьев А.В. и Потапова В.С.
ДНТ "Родник" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о согласовании размещения земельного участка площадью 40 000 кв. м для организации товарищества на землях госземфонда, находящихся вдоль трассы автомобильной дороги "Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан" 151 км вправо 30 метров.
На основании этого заявления постановлениями Прибайкальской районной администрации от 28.12.2011 N 1766 и N 1767 утверждена схема расположения границ земельного участка из земель населенных пунктов муниципального образования "Прибайкальский район", предварительно согласовано место размещения земельного участка, утвержден акт выбора земельного участка от 23.11.2011 (л.д. 95-97, том 3).
После формирования земельного участка 14.03.2012 он был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 03:16:390101:218. Согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка составила 40 000 кв. м, земельный участок имеет категорию земель - земли запаса (л.д. 16-17, том 1).
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 03.05.2012 N 632 ДНТ "Родник" в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 03:16:390101:218, имеющий местоположение: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, для садоводства сроком на пять лет (л.д. 20, том 2).
В соответствии с постановлением Прибайкальской районной администрации от 17.07.2012 N 1020 земельному участку с кадастровым номером 03:16:390101:218 изменена категория земли с "земель запаса" на "земли сельскохозяйственного назначения" (л.д. 13, том 1).
ДНТ "Родник" обратилось в Прибайкальскую районную администрацию с заявлением о выделении земельного участка, расположенного на юге кадастрового квартала 03:16:390101 под организацию ДНТ "Родник".
04 августа 2014 года Прибайкальской районной администрацией принято оспариваемое постановление N 1216, по которому в собственность ДНТ "Родник" предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения МО "Прибайкальский район", общей площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 03:16:390101:218, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, юг кадастрового квартала 03:16:390101, для садоводства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему постановлению (л.д. 14, том 1).
На основании постановления от 04.08.2014 N 1216 зарегистрировано право собственности ДНТ "Родник" на земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218, запись внесена в реестр 19.08.2014 (л.д. 15, том 1).
Указав, что при совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", принцип платности предоставления земельных участков, установленный пунктом 1 статьи 28 указанного закона; нарушены нормы предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства; спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где Постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов; спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны озера Байкал; при совершении оспариваемой сделки нарушен подпункт 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с настоящим иском.
С учетом разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 56 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 17510/10, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Прокурором РБ выбран надлежащий способ защиты права, дело подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке искового судопроизводства.
Доводы апелляционных жалоб о соблюдении ответчиками порядка предоставления земельных участков дачным некоммерческим объединениям, установленного статьями 13 и 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона N 66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Судом установлено, что граждане (члены ДНТ "Родник") в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении дачного земельного участка не обращались, списки граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства органами местного самоуправления не утверждались, спорный земельный участок не находился в фонде перераспределения земель.
Ссылка апелляционной жалобы ДНТ "Родник" на ходатайства Администраций сельских поселений "Турунтаевское" и "Итанцинское" от 01.08.2011 и 15.06.2011 соответственно не свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка, установленной ст. 13 Закона. В материалах дела отсутствуют доказательства получения этих ходатайств Прибайкальской районной администрацией. Отметки о их регистрации в книге учета входящей корреспонденции, либо почтовые уведомления о вручении в суд не представлены.
Кроме того, ходатайство администрации МО СП "Итанцинское" также не зарегистрировано в книге учета исходящей документации, номер и дата направления ходатайства отсутствуют.
Согласно информациям Прибайкальской районной администрации и Комитета по управлению муниципальным хозяйством от 20.03.2015, имеющимся в материалах дела, сведений о поступлении вышеуказанных ходатайств не имеется.
Доказательств утверждения списков граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, в соответствии с требованиями статьи 13 Закона ответчиками также не представлено.
Кроме того, по смыслу приведенных выше правовых норм, а также статей 80, 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель. Таким образом, при несоблюдении условий, предусмотренных статьями 13, 14 Закона N 66-ФЗ, земельный участок ДНТ "Родник" не мог быть предоставлен в особом льготном порядке для ведения дачного хозяйства. Предоставление земельного участка в таком случае должно производиться на общих основаниях в соответствии с земельным законодательством.
В пользовании ДНТ "Родник" находилось 2 земельных участка, предоставленных Прибайкальской районной администрацией, с кадастровыми номерами 03:16:390101:220 и 03:16:390101:218 площадью 40 000 кв. м, каждый.
Постановлением Прибайкальской районной администрации от 09.09.2014 N 1464 в собственность членов ДНТ "Родник" предоставлены земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:220, ранее находившегося в пользовании ДНТ "Родник" на праве аренды, в том числе гражданам Артемьеву В.И., Баташову Р.Н., Усольцеву Г.Г., Арефьеву С.П., указанным в ходатайстве администрации МО СП "Итанцинское".
Таким образом, расчет потребности указанных в ходатайствах граждан в земельных участках для ведения дачного хозяйства учтен при предоставлении ДНТ "Родник" земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:220, в связи с чем потребность в земельных участках данных граждан не может учитываться при предоставлении ДНТ "Родник" спорного земельного участка.
Вывод суда о несоблюдении требований статьи 13 Закона при предоставлении земельного участка ДНТ "Родник" подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Техническая ошибка, допущенная судом при указании сведений об учредителях ДНТ "Родник", не повлекла принятия судом неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации об отнесении спорного земельного участка к фонду перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и предназначении его для садоводства, огородничества и дачного хозяйства согласно корректировке генерального плана МО СП "Гремячинское", противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Земельный участок с кадастровым номером 03:16:390101:218 до предоставления ДНТ "Родник" относился к категории земель запаса. Изменение категории земельного участка на категорию "земли сельскохозяйственного использования" произведено на основании постановления Прибайкальской районной администрации от 17.07.2012 N 1020.
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно статье 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, земельный участок, предоставленный ДНТ "Родник", в силу вышеприведенных норм закона не относился к фонду перераспределения земель, в связи с чем не мог быть предоставлен для ведения садоводства в соответствии с требованиями Закона N 66-ФЗ.
В апелляционной жалобе Прибайкальской районной администрацией указывается на наличие в материалах дела проекта изменений генерального плана МО СП "Гремячинское", в котором содержатся сведения о функциональных зонах территории поселения.
В представленных ответчиком документах отсутствуют сведения об утверждении данных изменений. Кроме того, публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана МО СП "Гремячинское" были проведены 31.10.2013, т.е. после предоставления земельного участка ДНТ "Родник", в связи с чем результаты данных публичных слушаний судом правомерно не приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела.
Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка ДНТ "Родник", предусматривалось предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Согласно пункту 1 статьи 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 12 Закона N 66-ФЗ).
Доказательств утверждения схемы зонирования Прибайкальского района для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 14 Закона ответчиками не представлено.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Из вышеприведенной нормы следует, что в собственность дачных объединений бесплатно предоставляются земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования. Земельные участки, предназначенные для ведения дачного хозяйства членами объединения, первоначально предоставляются в совместную собственность членов объединения за плату.
Доказательств отнесения земельного участка площадью 40 000 кв. м, предоставленного в собственность ДНТ "Родник", к имуществу общего пользования ответчиками не представлено, в связи с чем вывод суда об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка ДНТ "Родник" является правомерным.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об охране озера Байкал Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В силу пункта 2 этой статьи на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. При этом центральная экологическая зона представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Согласно этому постановлению в центральной экологической зоне в числе прочего запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
В подтверждение нахождения спорного земельного участка в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и прибрежной защитной полосы озера Байкал в материалы дела представлены следующие доказательства: сообщение управления Росреестра по Республике Бурятия и приложенная к этому сообщению схема расположения земельного участка с кадастровым номером 03:16:390101:218 на карте территории в соотношении с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р; акт проверки от 28.10.2014, составленный представителями прокуратуры Республики Бурятия, управления Росреестра по Республике Бурятия, управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, Бурприроднадзора, и приложенные к нему материалы, в том числе справка управления Росреестра по Республики Бурятия от 29.10.2014 о результатах геодезической съемки, ситуационный план и акт обмера; землеустроительные дела по описанию границ объектов землеустройства - водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Байкал, подготовленные ООО "Земельные ресурсы" по заказу ФГБУ "Фонд информации по водным ресурсам".
Сведения о нарушениях федерального законодательства, допущенных при проведении проверки и подготовке землеустроительного дела, ответчиками в материалы дела не представлены, в связи с чем данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Кроме того, как верно отмечено судом, доказательств расположения спорного земельного участка за пределами границ центральной экологической зоны озера Байкал, его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ответчиками не представлено.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", ст. 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, судом верно отмечено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Байкал не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждается нахождение спорного земельного участка в водоохранной зоне озера Байкал, в пределах прибрежной защитной полосы озера.
Довод апелляционной жалобы Прибайкальской районной администрации о том, что земельный участок был предоставлен ДНТ "Родник" в общем порядке на основании ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ, является ошибочным.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок выбора земельных участков для строительства.
Земельный участок, предоставленный ДНТ "Родник", относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьями 77 - 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для строительства не допускается.
Также ошибочными являются доводы апелляционных жалоб Прибайкальской районной администрации и ДНТ "Родник" о запрете на предоставление земельных участков для дачного строительства на всей территории Республики Бурятия.
Как было указано выше, на Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 утверждены перечни видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В силу п. 2 ст. 2 Закона об охране озера Байкал центральная экологическая зона это территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Материалами дела подтверждается нахождение спорного земельного участка в границах центральной экологической зоны озера Байкал, в водоохранной зоне озера, которая на основании ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 200 м, а также в пределах его защитной прибрежной полосы.
Доводы апелляционной жалобы ДНТ "Родник" о применении постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" лишь во взаимосвязи с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 "О принятии и введении в действие ОКВЭД", не основаны на законе.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал" перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом данный запрет распространяется на осуществление деятельности как юридическими (в том числе некоммерческими организациями, созданными гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства), так и физическими лицами.
Таким образом, спорный земельный участок предоставлен в собственность ДНТ "Родник" с нарушением требований федерального законодательства.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Принимая во внимание, что при совершении сделки по передаче Прибайкальской районной администрацией дачному некоммерческому товариществу "Родник" в собственность спорного земельного участка нарушены вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемую сделку недействительной ввиду ее ничтожности и на основании ст. 167 ГК РФ применил последствия недействительности сделки.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года по делу N А10-5944/2014 оставить без изменений, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия..
Председательствующий
А.В.МАКАРЦЕВ
А.В.МАКАРЦЕВ
Судьи
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
Е.Н.СКАЖУТИНА
А.В.ГРЕЧАНИЧЕНКО
Е.Н.СКАЖУТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)