Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2014 ПО ДЕЛУ N А66-9461/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу N А66-9461/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от предпринимателя Свинцова Романа Николаевича его представителя Кунаева Д.С. по доверенности от 14.12.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Свинцова Романа Николаевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2013 года по делу N А66-9461/2013 (судья Басова О.А.),

установил:

предприниматель Свинцов Роман Николаевич (ОГРНИП 308770000187350, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, далее - управление) о признании незаконными отказов управления во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) изменений в сведения о земельных участках: кадастровый номер 69:26:0000019:661, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83Д/10-07; кадастровый номер 69:26:0000019:662, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83А/10-07; кадастровый номер 69:26:0000019:663, изложенного в сообщении от 08.05.2013 N 83Б/10-07; кадастровый номер 69:26:0000019:664, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83Г/10-07; кадастровый номер 69:26:0000019:665, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83В/10-07; кадастровый номер 69:26:0000021:451, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83И/10-07; кадастровый номер 69:26:0000021:452, изложенного в сообщении от 08.05.2013 N 83З/10-07; кадастровый номер 69:26:0000021:453, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83К/10-07; кадастровый номер 69:26:0000021:454, изложенных в сообщении от 08.05.2013 N 83Л/10-07, и о возложении обязанности внести изменения в подраздел I ЕГРП в части изменения разрешенного вида использования с вида "для ведения сельскохозяйственного производства" на виды разрешенного использования "крестьянско-фермерское хозяйство" и "для дачного строительства" в отношении указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что судом не учтено то, что сведения об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства": с кадастровым номером 69:26:0000019:661, общей площадью 60 010 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Ведное, д. Ивица, в границах СПК "Им. Калинина"; с кадастровым номером 69:26:0000019:662, общей площадью 4004 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Ведное, д. Ивица, в границах СПК "Им. Калинина"; с кадастровым номером 69:26:0000019:663, общей площадью 23 000 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Ведное, д. Ивица, в границах СПК "Им. Калинина"; с кадастровым номером 69:26:0000019:664, общей площадью 5000 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Ведное, д. Ивица, в границах СПК "Им. Калинина"; с кадастровым номером 69:26:0000019:665, общей площадью 144 665 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, д. Семунино, в границах СПК "Им. Калинина"; с кадастровым номером 69:26:0000021:451, общей площадью 65 400 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Застолбье, в районе д. Колупаново, в границах СПК "Вперед"; с кадастровым номером 69:26:0000021:452, общей площадью 28 006 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Застолбье, в районе д. Колупаново, в границах СПК "Вперед"; с кадастровым номером 69:26:0000021:453, общей площадью 39 300 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Застолбье, в районе д. Колупаново, в границах СПК "Вперед"; с кадастровым номером 69:26:0000021:454, общей площадью 8700 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Рамешковский район, с/п Застолбье, в районе д. Колупаново, в границах СПК "Вперед".
Постановлением главы администрации сельского поселения Ведное Рамешковского района Тверской области от 25.05.2012 N 15 утверждено изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 69:26:0000021:451, 69:26:0000021:452, 69:26:0000021:453, 69:26:0000021:454 с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Постановлением главы администрации сельского поселения Ведное Рамешковского района Тверской области от 18.06.2012 N 38-па утверждено изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 69:26:0000019:661, 69:26:0000019:662, 69:26:0000019:663, 69:26:0000019:664, 69:26:0000019:665 с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на вид разрешенного использования "крестьянско-фермерское хозяйство".
На основании данных постановлений соответствующие изменения в отношении видов разрешенного использования указанных земельных участков внесены в ГКН, что подтверждено кадастровыми выписками на земельные участки.
Предприниматель 21.01.2013 обратился в управление с заявлениями о внесении в ЕГРП сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и о выдаче свидетельств о государственной регистрации права в связи с внесением указанных изменений в ЕГРП.
Регистрационные действия были приостановлены в период с 08.02.2013 по 08.03.2013 в связи с отсутствием сведений о включении в состав спорных земельных участков сельскохозяйственных угодий. Впоследствии регистрационные действия приостановлены по заявлению предпринимателя на срок до 27.05.2013.
Решениями управления от 08.05.2013 предпринимателю отказано во внесении в ЕГРП сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о чем заявитель уведомлен сообщениями от указанной даты N 83А/10-07, 83Б/10-07, 83В/10-07, 83Г/10-07, 83Д/10-07, 83И/10-07, 83К/10-07, 83Л/10-07.
В обоснование отказов указано на то, что изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земель в другую категорию.
Полагая, что данные отказы являются неправомерными и нарушают права и законные интересы предпринимателя как собственника указанных выше объектов недвижимости, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ определен состав земель в Российской Федерации в зависимости от их целевого назначения. Одной из категорий земель являются земли сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в соответствии с указанным назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В частности, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определен главой XIV настоящего Кодекса.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ под сельскохозяйственными угодьями понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Данные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьей 4.1 указанного закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Пунктом 1 статьи 4 указанного закона установлены основания для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Установлено, в частности, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме. Такими случаями являются: консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; установление или изменением черты населенных пунктов.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для крестьянско-фермерского хозяйства или дачного строительства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, является недопустимым.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных предпринимателем на государственную регистрацию, на основании сведений, полученных из государственного фонда данных Рамешковского района Тверской области, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:26:0000019:661, 69:26:0000019:662, 69:26:0000019:663, 69:26:0000019:665 расположены в контуре поля N 100, вид угодий - пашня; земельный участок с кадастровым номером 69:26:0000019:664 расположен в контуре поля N 101, вид угодий - пашня; земельные участки с кадастровыми номерами 69:26:0000021:451 и 69:26:0000021:452 расположены в контуре поля N 233, вид угодий - пашня; земельные участки с кадастровыми номерами 69:26:0000021:453 и 69:26:0000021:454 расположены в контуре поля N 234, вид угодий - пашня, что подателем жалобы не оспаривается.
На регистрацию заявителем представлены постановления администрации сельского поселения Ведное Рамешковского района Тверской области от 25.05.2012 N 15 и от 18.06.2012 N 38-па, согласно которым разрешенное использование спорных земельных участков изменено с вида разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства" на виды разрешенного использования "для дачного строительства" и "крестьянско-фермерское хозяйство".
В то же время документов, подтверждающих тот факт, что категория земель, к которым относятся спорные участки (сельскохозяйственные угодья), изменена, управлению не представлено. На наличие таких документов предприниматель не ссылается.
Таким образом, в данном случае категория земель, в составе которых находятся спорные земельные участки, не изменялась.
В этой связи у главы администрации сельского поселения Ведное Рамешковского района Тверской области не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия указанных постановлений об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Следовательно, управление обоснованно заключило, что изменения в ЕГРП на основании названных постановлений администрации не могут быть внесены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии законного решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отказ во внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРП, о виде разрешенного использования спорных земельных участков является обоснованным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2013 года по делу N А66-4809/2012.
Довод заявителя о неправомерности проведения управлением правовой экспертизы представленных предпринимателем документов отклоняется апелляционной инстанцией.
Статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Таким образом, в силу названной нормы государственный регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Действия управления в данном случае соответствуют указанной норме.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, внесение в ЕГРП измененных сведений о земельных участках, в том числе о виде разрешенного использования, производится в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, то есть на основании заявления правообладателя и иных документов, необходимых для государственной регистрации, с проведением правовой экспертизы представленных документов и с выдачей свидетельства на объект права, содержащего внесенные изменения.
Во внесении изменений может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьей 20 Закон N 122-ФЗ, в частности, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что и имеет место в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых предпринимателем отказов управления во внесении изменений в сведения о спорных земельных участках, в связи с чем правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований.
С учетом вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку предпринимателем при подаче апелляционной жалобы излишне уплачена государственная пошлина по квитанции от 11.11.2013 в размере 1900 рублей, в соответствии со статьей 104 АПК РФ государственная пошлина в указанном размере подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2013 года по делу N А66-9461/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Свинцова Романа Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю Свинцову Роману Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1900 рублей, уплаченную по квитанции от 11.11.2013.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)