Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Явоненко М.Ю.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2014 года дело по апелляционным жалобам К.Т.А. и администрации СП "Подчерье" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года, которым
- исковые требования К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании произвести ремонт внутрипоселковой дороги, убрать мусор и оборудовать дорогу сточными канавами - удовлетворены частично;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" произвести уборку мусора (древесную кору) с территории дороги расположенной между домами N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, Республики Коми;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" установить водоотводные каналы на придомовой территории дома N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, Республики Коми, от дороги, и произвести отсыпку придомовой территории строительными материалами, с целью предупреждения затопления придомовой территории и подъездов жилого дома природными водами;
- в удовлетворении исковых требований К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании произвести ремонт дороги - отказан;
- установлен срок исполнения решения суда до 01 июля 2014 года;
- и по апелляционной жалобе К.Т.А. на дополнительное решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года, которым
- исковые требования К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании оборудовать внутрипоселковую автодорогу, проходящую мимо д.... по ул.... с. Подчерье Вуктыльского района, с обеих сторон отводными канавами;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" выполнить следующие действия: организовать прорытие водоотводящих канав вдоль внутрипоселковой автодороги, в районе дороги, проходящей мимо жилого дома N... ул...., с. Подчерье Вуктыльского района Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия,
установила:
К.Т.А. обратилась в суд с иском к администрации СП "Подчерье" о возложении обязанности произвести ремонт внутрипоселковой дороги и оборудовать дорогу отводными канавами. В обоснование требований указано, что с дороги происходит сток воды, в результате которого происходит затопление придомовой территории и фундамента дома, заливает грядки, расположенные возле дома. Просит произвести ремонт дороги с понижением ее уровня, а также очистить от мусора (древесной коры). Отсутствие канав вдоль дороги также приводит к затоплению придомовой территории и подъездов жилого дома N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, в связи с чем просит обязать администрацию сельского поселения произвести указанные работы.
В ходе рассмотрения дела судом, К.Т.А. уточнила заявленные требования, просила также обязать администрацию сельского поселения устранить нарушения законодательства путем устранения причин затопления придомовой территории дома N... по ул...., и, как следствие, самого дома; оборудовать внутрипоселковую автодорогу, проходящую мимо дома N... по ул.... с. Подчерье, с обеих сторон отводными канавами, в целях избежать стекания воды с дороги к жилому дому N....
Истец на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика АСП "Подчерье" исковые требования не признал.
Судом постановлены указанные выше решение и дополнительное решение.
В апелляционных жалобах К.Т.А. выражает несогласие с постановленными по делу решением и дополнительным решением суда, просит их отменить как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального права. Администрация СП "Подчерье" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, выражая несогласие с выводами суда относительно установленных по делу фактических обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах сторон, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение и дополнительное решение суда правильными и не подлежащими отмене, поскольку они вынесены в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение, и требованиями закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно п. 5, 6, 19 ч. 1 ст. 14 определяет, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вопросы содержания муниципального жилищного фонда; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения.
Требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда всех форм собственности, устанавливаются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 установлены являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В частности, пункты 3.5, 3.6 вышеназванных Правил устанавливают требования, предъявляемые к внешнему благоустройству зданий и территорий, к организации уборки придомовой территории. Согласно п. 3.5.8. организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах. Согласно п. 3.6.1 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий производится организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Судом первой инстанции по делу установлено, что администрация сельского поселения "Подчерье", расположенная по адресу:... действующая на основании Устава МО СП "Подчерье", имеет в собственности муниципальное жилье: многоквартирные и одноквартирные дома муниципального образования СП "Подчерье", расположенные на территории с. Подчерье, а именно... многоквартирных дома, в том числе дом N... по ул...., с. Подчерье Вуктыльского района.
Решением... суда от 01.10.2012 по гражданскому делу N... на администрацию СП "Подчерье" возложена обязанность произвести на территории сельского поселения технический учет и паспортизацию автомобильных дорог; организовать осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля.
Согласно сведениям от 13.11.2013 N..., предоставленным администрацией сельского поселения "Подчерье", оценка технического состояния дорог в с. Подчерье с составлением технического паспорта дорог произведена.
Техническая документация на дорогу, которая расположена между домами N... по ул...., с. Подчерье, не оформлена. Данная дорога расположена в проулке, используется в качестве прохода и подъезда к вышеназванным домам от автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходит по придомовой территории (справка от 13.11.2013 N..., технический паспорт дорог, схема) и автомобильной дорогой местного значения не является.
Из пояснений представителя АСП "Подчерье" следует и установлено судом, что дорога является насыпной, проектная документация на нее отсутствует, как и на сам дом N... по ул...., с. Подчерье, поскольку возведен самостроем.
По делу также установлено, что жилой дом N... по ул.... в с. Подчерье Вуктыльского района и его придомовая территория находятся в муниципальной собственности сельского поселения "Подчерье", и ввиду отсутствия управляющей компании, обслуживаются собственником.
10.07.2013 и 12.09.2013 Госжилинспекцией г. Вуктыла проведены визуальные обследования придомовой территории многоквартирного дома N... по ул.... с. Подчерье, по результатам которых составлены акты N... и N... соответственно. Из акта проверки от 16.09.2013 N... Госжилинспекции г. Вуктыла следует, что нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено. Согласно акту проверки от 12.09.2013 N... установлено наличие затопления цокольной части здания дома N... по ул. Советская со стороны подъезда N...; на дороге между домами N... по ул...., г. Вуктыл имеются следы смыва дорожного покрытия; затопление поверхностными водами придомовой территории жилого здания.
Данные выводы по результатам обследования подтверждаются и ранее вынесенным в адрес Главы администрации сельского поселения "Подчерье" представлением прокурора г. Вуктыла от 21.06.2010 N... "Об устранении нарушений жилищного и санитарного законодательства РФ", а также предостережением от 24.06.2010 N..., вынесенным прокурором города Вуктыла в отношении Главы Мо СП "Подчерье" о недопустимости нарушения закона.
Факт наличия мусора на вышеуказанной дороге, в виде строительной коры, подтверждается информацией, предоставленной администрацией сельского поселения "Подчерье". Факт схода природных вод под уклон со стороны внутрипоселковой дороги на придомовую территорию дома N... по ул.... ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание приведенные выше фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, оценив в совокупности собранные в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в ведении администрации СП "Подчерье" находится автомобильная дорога в с. Подчерье Вуктыльского района; в то же время дорога, расположенная между домами N... по ул...., с. Подчерье, не является автомобильной дорогой, использование и эксплуатация которой производится в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установленные по делу обстоятельств применительно к приведенным нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, позволил суду первой инстанции прийти к верному выводу о том, что администрация сельского поселения "Подчерье", являясь собственником муниципального жилищного фонда, обязана содержать придомовую территорию и жилой фонд в надлежащем состоянии, и как следствие, на ответчика подлежит возложению обязанность устранить нашедшие свое подтверждение в ходе рассмотрения дела нарушения в сфере обслуживания жилищного фонда, которые приводят к периодическому размыванию придомовой территории природными водами, стекающими с дороги, затоплению подъездов домов; обязанность устранить наличие мусора на дороге возле дома N... по ул.... и установить водоотводные каналы вдоль дороги, а также в целях устранения подтоплений придомовой территории природными водами организовать необходимые мероприятия по отсыпке указанной территории для ее осушения.
Принимая по делу дополнительное решение, суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о подтоплении придомовой территории и жилого дома, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения "Подчерье" и состоящего на обслуживании собственника, в результате схода природных вод с автодороги, что стало возможным ввиду отсутствия водоотводных канав вдоль внутрипоселковой автодороги и свидетельствует о незаконном бездействии администрацией МО СП "Подчерье" по осуществлению организации благоустройства территории поселения, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований К.Т.А. в указанной части, возложив на ответчика обязанность обеспечить поверхностный водоотвод вдоль внутрипоселковой дороги в районе придомовой территории жилого дома N... по ул.... с. Подчерье.
При этом судом первой инстанции было учтено, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательством, а именно пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в части осуществления мероприятий по благоустройству территории земель поселений.
Данные выводы подробно, с приведением правовой и фактической аргументации, мотивированы судом в постановленных по делу решении и дополнительном решении, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не противоречит положениям материального права, регулирующим возникшие спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, находит их правильными и основанным на нормах действующего законодательства и обстоятельствах установленных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Ссылки в апелляционной кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права является ошибочной. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании.
В целом доводы апелляционных жалоб сторон сводятся к иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истец и ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований и возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие с данной судом оценкой обстоятельствам дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения и дополнительного решения, оснований для отмены по существу правильных решения и дополнительного решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года и дополнительное решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы К.Т.А. и апелляционную жалобу администрации СП "Подчерье" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1996/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-1996/2014
Судья Явоненко М.Ю.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Юдина А.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в судебном заседании 28 апреля 2014 года дело по апелляционным жалобам К.Т.А. и администрации СП "Подчерье" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года, которым
- исковые требования К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании произвести ремонт внутрипоселковой дороги, убрать мусор и оборудовать дорогу сточными канавами - удовлетворены частично;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" произвести уборку мусора (древесную кору) с территории дороги расположенной между домами N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, Республики Коми;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" установить водоотводные каналы на придомовой территории дома N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, Республики Коми, от дороги, и произвести отсыпку придомовой территории строительными материалами, с целью предупреждения затопления придомовой территории и подъездов жилого дома природными водами;
- в удовлетворении исковых требований К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании произвести ремонт дороги - отказан;
- установлен срок исполнения решения суда до 01 июля 2014 года;
- и по апелляционной жалобе К.Т.А. на дополнительное решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года, которым
- исковые требования К.Т.А. к администрации сельского поселения "Подчерье" об обязании оборудовать внутрипоселковую автодорогу, проходящую мимо д.... по ул.... с. Подчерье Вуктыльского района, с обеих сторон отводными канавами;
- обязана администрация сельского поселения "Подчерье" выполнить следующие действия: организовать прорытие водоотводящих канав вдоль внутрипоселковой автодороги, в районе дороги, проходящей мимо жилого дома N... ул...., с. Подчерье Вуктыльского района Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия,
установила:
К.Т.А. обратилась в суд с иском к администрации СП "Подчерье" о возложении обязанности произвести ремонт внутрипоселковой дороги и оборудовать дорогу отводными канавами. В обоснование требований указано, что с дороги происходит сток воды, в результате которого происходит затопление придомовой территории и фундамента дома, заливает грядки, расположенные возле дома. Просит произвести ремонт дороги с понижением ее уровня, а также очистить от мусора (древесной коры). Отсутствие канав вдоль дороги также приводит к затоплению придомовой территории и подъездов жилого дома N... по ул...., с. Подчерье, Вуктыльского района, в связи с чем просит обязать администрацию сельского поселения произвести указанные работы.
В ходе рассмотрения дела судом, К.Т.А. уточнила заявленные требования, просила также обязать администрацию сельского поселения устранить нарушения законодательства путем устранения причин затопления придомовой территории дома N... по ул...., и, как следствие, самого дома; оборудовать внутрипоселковую автодорогу, проходящую мимо дома N... по ул.... с. Подчерье, с обеих сторон отводными канавами, в целях избежать стекания воды с дороги к жилому дому N....
Истец на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика АСП "Подчерье" исковые требования не признал.
Судом постановлены указанные выше решение и дополнительное решение.
В апелляционных жалобах К.Т.А. выражает несогласие с постановленными по делу решением и дополнительным решением суда, просит их отменить как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального права. Администрация СП "Подчерье" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, выражая несогласие с выводами суда относительно установленных по делу фактических обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах сторон, обсудив указанные доводы, судебная коллегия находит решение и дополнительное решение суда правильными и не подлежащими отмене, поскольку они вынесены в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение, и требованиями закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно п. 5, 6, 19 ч. 1 ст. 14 определяет, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вопросы содержания муниципального жилищного фонда; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения.
Требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда всех форм собственности, устанавливаются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 установлены являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В частности, пункты 3.5, 3.6 вышеназванных Правил устанавливают требования, предъявляемые к внешнему благоустройству зданий и территорий, к организации уборки придомовой территории. Согласно п. 3.5.8. организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах. Согласно п. 3.6.1 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий производится организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Судом первой инстанции по делу установлено, что администрация сельского поселения "Подчерье", расположенная по адресу:... действующая на основании Устава МО СП "Подчерье", имеет в собственности муниципальное жилье: многоквартирные и одноквартирные дома муниципального образования СП "Подчерье", расположенные на территории с. Подчерье, а именно... многоквартирных дома, в том числе дом N... по ул...., с. Подчерье Вуктыльского района.
Решением... суда от 01.10.2012 по гражданскому делу N... на администрацию СП "Подчерье" возложена обязанность произвести на территории сельского поселения технический учет и паспортизацию автомобильных дорог; организовать осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля.
Согласно сведениям от 13.11.2013 N..., предоставленным администрацией сельского поселения "Подчерье", оценка технического состояния дорог в с. Подчерье с составлением технического паспорта дорог произведена.
Техническая документация на дорогу, которая расположена между домами N... по ул...., с. Подчерье, не оформлена. Данная дорога расположена в проулке, используется в качестве прохода и подъезда к вышеназванным домам от автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходит по придомовой территории (справка от 13.11.2013 N..., технический паспорт дорог, схема) и автомобильной дорогой местного значения не является.
Из пояснений представителя АСП "Подчерье" следует и установлено судом, что дорога является насыпной, проектная документация на нее отсутствует, как и на сам дом N... по ул...., с. Подчерье, поскольку возведен самостроем.
По делу также установлено, что жилой дом N... по ул.... в с. Подчерье Вуктыльского района и его придомовая территория находятся в муниципальной собственности сельского поселения "Подчерье", и ввиду отсутствия управляющей компании, обслуживаются собственником.
10.07.2013 и 12.09.2013 Госжилинспекцией г. Вуктыла проведены визуальные обследования придомовой территории многоквартирного дома N... по ул.... с. Подчерье, по результатам которых составлены акты N... и N... соответственно. Из акта проверки от 16.09.2013 N... Госжилинспекции г. Вуктыла следует, что нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено. Согласно акту проверки от 12.09.2013 N... установлено наличие затопления цокольной части здания дома N... по ул. Советская со стороны подъезда N...; на дороге между домами N... по ул...., г. Вуктыл имеются следы смыва дорожного покрытия; затопление поверхностными водами придомовой территории жилого здания.
Данные выводы по результатам обследования подтверждаются и ранее вынесенным в адрес Главы администрации сельского поселения "Подчерье" представлением прокурора г. Вуктыла от 21.06.2010 N... "Об устранении нарушений жилищного и санитарного законодательства РФ", а также предостережением от 24.06.2010 N..., вынесенным прокурором города Вуктыла в отношении Главы Мо СП "Подчерье" о недопустимости нарушения закона.
Факт наличия мусора на вышеуказанной дороге, в виде строительной коры, подтверждается информацией, предоставленной администрацией сельского поселения "Подчерье". Факт схода природных вод под уклон со стороны внутрипоселковой дороги на придомовую территорию дома N... по ул.... ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание приведенные выше фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, оценив в совокупности собранные в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в ведении администрации СП "Подчерье" находится автомобильная дорога в с. Подчерье Вуктыльского района; в то же время дорога, расположенная между домами N... по ул...., с. Подчерье, не является автомобильной дорогой, использование и эксплуатация которой производится в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установленные по делу обстоятельств применительно к приведенным нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, позволил суду первой инстанции прийти к верному выводу о том, что администрация сельского поселения "Подчерье", являясь собственником муниципального жилищного фонда, обязана содержать придомовую территорию и жилой фонд в надлежащем состоянии, и как следствие, на ответчика подлежит возложению обязанность устранить нашедшие свое подтверждение в ходе рассмотрения дела нарушения в сфере обслуживания жилищного фонда, которые приводят к периодическому размыванию придомовой территории природными водами, стекающими с дороги, затоплению подъездов домов; обязанность устранить наличие мусора на дороге возле дома N... по ул.... и установить водоотводные каналы вдоль дороги, а также в целях устранения подтоплений придомовой территории природными водами организовать необходимые мероприятия по отсыпке указанной территории для ее осушения.
Принимая по делу дополнительное решение, суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о подтоплении придомовой территории и жилого дома, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения "Подчерье" и состоящего на обслуживании собственника, в результате схода природных вод с автодороги, что стало возможным ввиду отсутствия водоотводных канав вдоль внутрипоселковой автодороги и свидетельствует о незаконном бездействии администрацией МО СП "Подчерье" по осуществлению организации благоустройства территории поселения, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований К.Т.А. в указанной части, возложив на ответчика обязанность обеспечить поверхностный водоотвод вдоль внутрипоселковой дороги в районе придомовой территории жилого дома N... по ул.... с. Подчерье.
При этом судом первой инстанции было учтено, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательством, а именно пп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в части осуществления мероприятий по благоустройству территории земель поселений.
Данные выводы подробно, с приведением правовой и фактической аргументации, мотивированы судом в постановленных по делу решении и дополнительном решении, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не противоречит положениям материального права, регулирующим возникшие спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, находит их правильными и основанным на нормах действующего законодательства и обстоятельствах установленных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Ссылки в апелляционной кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права является ошибочной. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения при правильном их толковании.
В целом доводы апелляционных жалоб сторон сводятся к иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истец и ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований и возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие с данной судом оценкой обстоятельствам дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения и дополнительного решения, оснований для отмены по существу правильных решения и дополнительного решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2013 года и дополнительное решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы К.Т.А. и апелляционную жалобу администрации СП "Подчерье" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)