Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-7105/2014
на решение от 15.04.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-6047/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2511038350, ОГРН 1022500855783, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
- об оспаривании решения оформленного письмом от 26.09.2013 N 08-11422;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом N 08-11422 от 26.09.2013 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8; 25:34:016301:69; 25:34:016402:65; 25:34:000000:7; 25:34:016402:68; 25:34:000000:6 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня вступления в законную силу совершить действия по предоставлению открытому акционерному обществу "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" проектов договоров аренды следующих земельных участков:
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:8; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. 8 Марта, 30; площадь 42241+/- 72 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016301:69; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Короленко, 13; площадь 5209+/- 25 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:65; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Кирова, 42-а; площадь 1700+/- 14 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:7; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Невского, 14; площадь 53597+/-81 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:68; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Краснознаменная, 190-а; площадь 657+/-9 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:6; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Некрасова, 226; площадь 23718+/-54 кв. м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Территориальным управлением принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, поскольку представленные Обществом документы не подтверждают исключительного права ОАО "Уссурийское ППЖТ" на приобретение спорных земельных участков.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От ОАО "Уссурийское ППЖТ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 20.07.2012 ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6, занятых подъездными путями, принадлежащими обществу на праве собственности.
Решением Арбитражным судом Приморского края от 18.02.2013 по делу N А51-30077/2012 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявлений Общества о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6.
Письмом N 08-11422 от 26.09.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае сообщило обществу о том, что по результатам рассмотрения заявления от 20.07.2012 NN 9/1837, 9/1834, 9/1833, 9/1832, о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6, принято решение об отказе, так как предоставленные Обществом документы не подтверждают исключительного права ОАО "Уссурийское ППЖТ" на приобретение данных земельных участков.
Посчитав, что изложенный в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Уссурийское ППЖТ" в сфере предпринимательской деятельности, расценив его как решение, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон N 178-ФЗ), в соответствии с частью 3 статьи 28 которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Этой же нормой права предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, то есть в силу положений статьи 36 ЗК РФ заявитель обладает исключительным правом на земельные участки, занятые этой недвижимостью.
Поскольку у общества право пользования земельными участками, сформированными под приобретенными им объектами недвижимости, возникло в силу закона (пункт 1 статьи 35 ЗК РФ), то оно правомерно обратилось в Территориальное управление для оформления прав на эти участки в порядке, установленном статьей 36 Кодекса.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее по тексту - Приказ N 475).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса РФ, приложив все необходимые для его рассмотрения документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленным Приказом N 475, в том числе, копию паспорта, удостоверяющего личность представителя Общества, копию доверенности представителя, выписку из ЕГРЮЛ ОАО "Уссурийское ППЖТ", копии кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, копии технических паспортов железнодорожных подъездных путей, сообщения заявителя об объектах недвижимости, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Коллегия суда апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельных участков от 20.07.2013, заявитель направил в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае все необходимые документы, предусмотренные указанным перечнем.
Проанализировав указанный перечень, коллегия считает его соответствующим Приказу N 475 и достаточным для решения вопроса о возможности предоставления спорных земельных участков.
Обстоятельства, по которым Обществу отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, не нашли документального подтверждения, в материалы дела не представлено доказательств наличия препятствий в предоставлении испрашиваемых земельных участков Обществу. Суд апелляционной инстанции не установил наличие установленных законом ограничений обороноспособности земельных участков.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Территориального управления, оформленное письмом N 08-11422 от 26.09.2013, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом случае не противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Кроме того, признавая способ восстановления нарушенного права соразмерным и соответствующим предмету заявленных требований, суд апелляционной инстанции принимает во внимание вступившее в законную силу решение суда по делу N А51-30077/2012, которым бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в уклонении рассмотрения заявления ОАО "Уссурийское ППЖТ" о заключении договоров аренды спорных земельных участков, признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в связи с обязательностью судебных актов арбитражного суда, установленной статьей 16 АПК РФ, Территориальное управление имеет возможность самостоятельно обеспечить прохождение всех необходимых процедур и принятие необходимых промежуточных решений и документов, необходимых для исполнения судебного акта и направления проектов договора аренды спорных земельных участков.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2014 по делу N А51-6047/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2014 N 05АП-7105/2014 ПО ДЕЛУ N А51-6047/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. N 05АП-7105/2014
Дело N А51-6047/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-7105/2014
на решение от 15.04.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-6047/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2511038350, ОГРН 1022500855783, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
- об оспаривании решения оформленного письмом от 26.09.2013 N 08-11422;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:
Открытое акционерное общество "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, оформленное письмом N 08-11422 от 26.09.2013 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8; 25:34:016301:69; 25:34:016402:65; 25:34:000000:7; 25:34:016402:68; 25:34:000000:6 и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня вступления в законную силу совершить действия по предоставлению открытому акционерному обществу "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" проектов договоров аренды следующих земельных участков:
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:8; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. 8 Марта, 30; площадь 42241+/- 72 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016301:69; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Короленко, 13; площадь 5209+/- 25 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:65; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Кирова, 42-а; площадь 1700+/- 14 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:7; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Невского, 14; площадь 53597+/-81 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:68; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Краснознаменная, 190-а; площадь 657+/-9 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:6; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Некрасова, 226; площадь 23718+/-54 кв. м.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Территориальным управлением принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, поскольку представленные Обществом документы не подтверждают исключительного права ОАО "Уссурийское ППЖТ" на приобретение спорных земельных участков.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От ОАО "Уссурийское ППЖТ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 20.07.2012 ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6, занятых подъездными путями, принадлежащими обществу на праве собственности.
Решением Арбитражным судом Приморского края от 18.02.2013 по делу N А51-30077/2012 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявлений Общества о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6.
Письмом N 08-11422 от 26.09.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае сообщило обществу о том, что по результатам рассмотрения заявления от 20.07.2012 NN 9/1837, 9/1834, 9/1833, 9/1832, о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6, принято решение об отказе, так как предоставленные Обществом документы не подтверждают исключительного права ОАО "Уссурийское ППЖТ" на приобретение данных земельных участков.
Посчитав, что изложенный в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Уссурийское ППЖТ" в сфере предпринимательской деятельности, расценив его как решение, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон N 178-ФЗ), в соответствии с частью 3 статьи 28 которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Этой же нормой права предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на испрашиваемых земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, то есть в силу положений статьи 36 ЗК РФ заявитель обладает исключительным правом на земельные участки, занятые этой недвижимостью.
Поскольку у общества право пользования земельными участками, сформированными под приобретенными им объектами недвижимости, возникло в силу закона (пункт 1 статьи 35 ЗК РФ), то оно правомерно обратилось в Территориальное управление для оформления прав на эти участки в порядке, установленном статьей 36 Кодекса.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее по тексту - Приказ N 475).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса РФ, приложив все необходимые для его рассмотрения документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленным Приказом N 475, в том числе, копию паспорта, удостоверяющего личность представителя Общества, копию доверенности представителя, выписку из ЕГРЮЛ ОАО "Уссурийское ППЖТ", копии кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков, копии технических паспортов железнодорожных подъездных путей, сообщения заявителя об объектах недвижимости, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Коллегия суда апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельных участков от 20.07.2013, заявитель направил в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае все необходимые документы, предусмотренные указанным перечнем.
Проанализировав указанный перечень, коллегия считает его соответствующим Приказу N 475 и достаточным для решения вопроса о возможности предоставления спорных земельных участков.
Обстоятельства, по которым Обществу отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, не нашли документального подтверждения, в материалы дела не представлено доказательств наличия препятствий в предоставлении испрашиваемых земельных участков Обществу. Суд апелляционной инстанции не установил наличие установленных законом ограничений обороноспособности земельных участков.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Территориального управления, оформленное письмом N 08-11422 от 26.09.2013, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом случае не противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Кроме того, признавая способ восстановления нарушенного права соразмерным и соответствующим предмету заявленных требований, суд апелляционной инстанции принимает во внимание вступившее в законную силу решение суда по делу N А51-30077/2012, которым бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выразившееся в уклонении рассмотрения заявления ОАО "Уссурийское ППЖТ" о заключении договоров аренды спорных земельных участков, признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в связи с обязательностью судебных актов арбитражного суда, установленной статьей 16 АПК РФ, Территориальное управление имеет возможность самостоятельно обеспечить прохождение всех необходимых процедур и принятие необходимых промежуточных решений и документов, необходимых для исполнения судебного акта и направления проектов договора аренды спорных земельных участков.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.04.2014 по делу N А51-6047/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)