Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2014 N 33-3988/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. N 33-3988/2014


Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Решетникова М.Н.
судей Астапенко С.А. и Морозковой Е.Е.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе <ФИО1> на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 6 февраля 2014 года о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и выплате денежной ссуды на индивидуальное жилищное строительство.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения <ФИО1> и его представителей - <ФИО6> и <ФИО7>, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

<ФИО1> обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором просил признать письменные отказы администрации МО "Бугровское сельское поселение" от 17.11.2013 года и администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 19.11.2013 года незаконными и нарушающими права заявителя на первоочередное бесплатное отведение и получение земельного участка по установленным нормам для строительства индивидуального жилого дома и получение денежной ссуды на индивидуальное жилищное строительство в размерах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в первоочередном порядке отвести и выделить заявителю пригодный земельный участок на территории МО "Всеволожский муниципальный район" по установленным нормам (0,1 - 0,25 Га) для строительства индивидуального жилого дома и выплатить денежную ссуду на индивидуальное жилищное строительство в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Заявление мотивировано тем, что <ФИО1> в 2007 году был уволен в запас с военной службы по контракту в связи с организационно-штатными мероприятиями. 15.11.2013 года обращался в администрацию МО "Бугровское сельское поселение" с заявлением и необходимым пакетом документов о предоставлении земельного участка и ссуды для индивидуального жилищного строительства, однако ему было отказано.
23.11.2013 года через Автономное муниципальное учреждение "Многофункциональный центр" в г. Всеволожске обратился с аналогичным заявлением. Без рассмотрения заявления на комиссии получил письменный отказ.
<ФИО1> считает данные отказы незаконными в силу положений п. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 28 Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 года N 193, указывая на приоритет применения Федерального закона "О статусе военнослужащих" перед Постановлением Правительства Ленинградской области.
В суде первой инстанции заявитель, представитель заявителя поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что заявление <ФИО1> было рассмотрено в порядке, регламентированном Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Заявитель не относится к числу лиц, которым законом предписано первоочередное предоставление земельных участков.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Бугровское сельское поселение" в суд первой инстанции не явился.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 6 февраля 2014 года в удовлетворении требований <ФИО1> отказано.
В апелляционной жалобе <ФИО1> просит постановленное решение отменить, принять по делу новое решение - об удовлетворении требований. В жалобе указывается, что судом не применены нормы Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193 "Об утверждении положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей", Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Податель жалобы считает, что судом неправильно истолкованы положения ч. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В жалобе обращается внимание на нарушение комиссией порядка рассмотрения его заявления, чему судом не дана надлежащая оценка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители от администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" не явились. О времени и месте судебного заседания заинтересованные лица извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 15.11.2013 года <ФИО1>, ссылаясь на п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положения Постановления Министров СССР от 17.02.1981 года N 193, областной закон Ленинградской области от 17.02.1981 года N 105-оз, обратился с заявлением к главе администрации МО "Бугровское сельское поселение" с требованием предоставить бесплатно в первоочередном порядке земельный участок в аренду сроком на 5 лет для строительства индивидуального жилого дома с последующим бесплатным приобретением в собственность после завершения строительства жилого дома и денежную ссуду на строительство этого индивидуального жилого дома.
В ответе главы администрации МО "Бугровское сельское поселение" от 19.11.2013 N 3110 на данное заявление разъяснено, что земельные участки под индивидуальное жилищное строительство предоставляются очередникам администрацией МО "Всеволожский муниципальный район".
23.11.2013 года <ФИО1> обратился с аналогичным заявлением в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район", на которое заместителем главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" направлен ответ от 17.12.2013 N 4738/1.0-16 о том, что заявитель не относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В ответе также отмечается, что выделение земельных участков гражданам, уволенным с военной службы, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что администрация МО "Бугровское сельское поселение" не наделена полномочиями по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем оспариваемый ответ администрации МО "Бугровское сельское поселение" является законным.
В силу п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 "Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" граждане, изъявившие желание получить бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, подают в администрацию муниципального района (городского округа), в границах которого находится тот населенный пункт, в котором постоянно проживает гражданин, заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на пять лет для строительства индивидуального жилого дома и последующего бесплатного приобретения в собственность земельного участка после завершения строительства жилого дома и государственной регистрации права собственности на него.
Согласно п. 1.2 Решения Совета депутатов муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2010 N 62 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области" распоряжение земельными участками на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области до разграничения государственной собственности на землю осуществляет администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
Таким образом, администрация МО "Бугровское сельское поселение" не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, следовательно, реализация <ФИО1> права на приобретение земельного участка в аренду либо в собственность не затрагивает обязанности данного муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку законодательством не предусмотрено право на бесплатное обеспечение земельным участком для индивидуального жилищного строительства граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (п. 1). Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Исходя из смысла данной нормы предусмотрено выделение земельных участков для строительства в первоочередном порядке, но не право на безвозмездное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ утратила силу с 01 января 2005 года.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.02.2011 N 163-О-О по жалобе бывшего военнослужащего по вопросу предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, отмена пунктом 10 статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ льготы по предоставлению земельного участка определенным категориям граждан - при том, что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется - не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, а потому оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз уволенные в запас военнослужащие не отнесены к категории лиц, имеющих право на первоочередное бесплатное получение земельных участков.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.02.2009 N 37 утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области (далее - Положение).
В подп. 5 п. 2 Положения предусматривалась возможность подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, - при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет.
Между тем, суд обоснованно указал, что подп. 5 п. 2 названного Положения противоречит Федеральному закону от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и областному закону Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз. Кроме того, подп. 5 п. 2 Положения в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 09.06.2014 N 230, действующей с 10.06.2014 года, был исключен.
В суде апелляционной инстанции заявитель подтвердил, что после увольнения с военной службы в 2007 году и до 15.11.2013 года не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка по льготному основанию.
Учитывая изложенное, действующее законодательство льготное предоставление земельных участков вышеуказанной категории граждан не предусматривает. Оснований для удовлетворения заявленных требований, у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 года N 60 положения пункта 28 Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 года N 193, предусматривающие право на предоставление земельного участка и получение ссуды для индивидуального жилищного строительства, не утратили силу в отношении уволенных в запас военнослужащих, судебная коллегия находит ошибочным, так как основан на неправильном толковании нормативно-правового акта.
Пунктом 28 Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 года N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей" предусматривалось, что лицам старшего и высшего офицерского состава, прослужившим на военной службе не менее 25 календарных лет, а также лицам офицерского состава, прослужившим не менее 25 лет и уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, отводятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства в размерах, устанавливаемых в порядке, определяемом законодательством союзных республик. Военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, выдаются денежные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 60 (ред. от 16.02.2013) "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" признаны не действующими на территории Российской Федерации акты Союза ССР в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по перечню согласно приложению 2 (Перечень актов Союза ССР, не действующих на территории Российской Федерации акты Союза ССР в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), в том числе Постановление Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей".
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 г. N 60, настоящее Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", части 2 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяется с 1 января 2013 г.
Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. N 193 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 60, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении некоторых лиц применяется с 1 января 2013 года.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, к неверному толкованию положений законодательства в их совокупности.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <ФИО1> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)