Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8042/2015

Требование: О признании распоряжения и договора аренды земельного участка недействительными, применении последствий недействительности сделки.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что предоставленный ответчику по договору аренды земельный участок входил в состав земель лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. по делу N 33-8042


Судья: Шульга Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Важениной Н.С.
судей Марченко О.С., Павлуцкой С.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, К.А.Ю. о признании договора аренды и распоряжения недействительными и применении последствий недействительности сделки,
по апелляционному представлению Военного прокурора Владивостокского гарнизона
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 08 июня 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения прокурора Малецкой С.В., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Ф., представителя администрации г. Владивостока М., представителя К.А.Ю. - К.А.Н., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с названным иском к ответчикам, в обосновании указав, что в ходе прокурорской проверки установлено, что 08.10.2013 между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и К.А.Ю. на основании распоряжения от 10.09.2013 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1907 кв. м, из земель населенных пунктов. Срок аренды определен на 49 лет. Между тем, в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478, постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 предоставленный по договору аренды земельный участок входит в земельный участок, отнесенный к лесам, общей площадью 16 194 га, переданный по акту от 26.01.1999, акты о передаче лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны РФ от 15.12.2000 N 555/592. Полагая, что распоряжение земельным участком осуществлено Департаментом в нарушение требований действующего законодательства, просил признать недействительной в силу ничтожности договор аренды N 05-4-17915 от 08.10.2013; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на К.А.Ю., возвратить находящийся в пользовании земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, в федеральную собственность (Министерству обороны Российской Федерации); признать недействительным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10.09.2013 N 2093-рз "О предоставлении К.А.Ю. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в виду его несоответствия закону.
В ходе рассмотрения заявленных требований к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г. Владивостока, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю.
В судебном заседании представитель истца Б. настаивал на исковых требованиях, пояснил, что спорный участок находится в 22 выделе 24 квартала 247 военного лесничества, что установлено специалистом при выезде на местность, и зафиксировано в акте проверки от 02.12.2014. Согласно статье 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Предоставленные материалы лесоустроительного проекта полностью показывают границы, координаты, местоположение земель в границах лесных кварталов. Было выявлено, что спорный земельный участок находится в лесах 247 военного лесничества, также был выявлен факт незаконной рубки леса на данном участке. Нарушено не только право собственности РФ, но и интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, участок предоставленный ответчику К.А.Ю. для ведения дачного хозяйства, что не соответствует его целевому назначению. Также указал, что заключение эксперта ООО "ЗемлемерЪ", подготовленное по результатам землеустроительной экспертизы, нельзя признать надлежащим доказательством, поскольку экспертом оставлены без внимания требования Лесного кодекса: им не были истребованы материалы лесоустройства и не был привлечен специалист по лесоустройству, для определения границ лесного участка по представленным материалам лесоустройства.
Представитель ответчика К.А.Ю. - К.А.Н. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что основанием для направления в суд иска является довод истца о наложении границ спорного земельного участка с кадастровым номером N и земель 247 лесничества Министерства обороны РФ. В обоснование заявленных требований предоставлены копии графических карт (планшетов), составленных в 2002 году г. и акт проверки, проведенной 02.12.2014 военным прокурором с участием представителя 247 военного лесничества и специалиста Росреестра о якобы имевшем место факте нахождения спорного участка в границах 247 лесничества Министерства обороны РФ. Также истец ссылается на заключение, подготовленное ООО "Кадастровые инженеры" от 19.02.2015, в котором делается вывод о наложении границ спорного земельного участка и земель 247 военного лесничества. Полагает, что указанные документы являются ненадлежащим доказательством, поскольку карты (планшеты) и иные материалы лесоустройства, представленные военным прокурором, являются устаревшими, не содержат сведений, подтверждающих конкретные границы, координаты, площадь и состав земельных участков, входящих в состав 247 лесничества. Они не отвечают требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к документам, на основании которых осуществляется установление границ земельных участков. Указал, что заключением судебной экспертизы наложение земельных участков не подтверждено, в связи с чем просил в иске отказать.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что прокурором пропущен срок исковой давности по требованию об оспаривании распоряжения Департамента. Распоряжение об утверждении схемы администрации г. Владивостока не было оспорено. При предоставлении земельного участка Департаментом делались запросы в лесничество и другие органы о наличии прав на спорный земельный участок, но доказательств того, что спорный участок входит в состав земель, предоставленных 247 военному лесничеству, не было. Данный спорный участок относится к землям населенных пунктов, лесничеством не предоставлено документов, подтверждающих право лесничества на земельный участок. Как следует из заключения эксперта ООО "Землемеръ", подготовленного по результатам землеустроительной экспертизы в рамках данного гражданского дела, установить входит ли по данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок общей площадью 1907 кв. м с кадастровым номером N, предоставленный ответчику, в состав земельных участков закрепленных в установленном порядке за 247 лесничеством Министерства обороны РФ, но не имеющих установленных границ по данным Государственного кадастра недвижимости, не представляется возможным, в связи с тем, что границы земельного участка 247 лесничества Министерства обороны РФ, в том числе границы территории квартала N 24 выдела N 22 данного лесничества не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица 247 военного лесничества МО РФ по доверенности Г.П. поддержал исковые требования, пояснил, что поддерживает позицию военного прокурора, считает, что спорный земельный участок расположен в пределах лесного фонда, что подтверждается лесоустроительными материалами. В связи со строительством объектов Саммитом АТЭС Приказом МО РФ было прекращено право бессрочного пользования на ряд земельных участков из состава земель, переданных по акту от 26.01.1999 (общей площадью 16 194 га), но, какие конкретно, затрудняется пояснить.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по ПК в судебное заседание не явилась, представил отзыв на исковое заявление, укав, что 02.12.2014 государственный инспектор Приморского края по использованию и охране земель Г.В. на основании требования принял участие в качестве специалиста при проведении военной прокуратурой Тихоокеанского флота и военным лесничеством N 247 Минобороны России обследования ряда земельных участков, расположенных в районе <адрес>. Цель обследования заключалась в визуальном определении - расположены ли конкретные земельные участки (имелись кадастровые номера и кадастровые выписки) на землях, отнесенных к ведению военного лесничества (у представителя лесничества имелись планшеты). При визуальном сравнении и сопоставлении картографического материала с данными ГКН в части мест расположения земельных участков и земель военных лесов, относительно имеющихся на местности ориентиров (станция и дорога), установлено, что места расположения являются идентичными. Какие-либо измерительные приборы не применялись и не могли быть применены, поскольку отраженная на планшете территория как земли военного лесничества на кадастровый учет не поставлены, и их границы в соответствии с действующим законодательством не установлены. Кроме того, в силу Федерального Закона "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда подлежат внесению в ГКН. Исходя из сведений, предоставленных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, спорный участок не относится к землям лесного фонда.
Представитель Администрации г. Владивостока в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, указав на необоснованность ссылки истца на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества как подтверждение нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Выкопировка из планшета Садгородского, Седанскинского, Лазурного участкового лесничества не может являться доказательством того, что спорный земельный участок расположен на территории лесного фонда. В соответствии с требованиями Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда. Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" были установлены границы Владивостокского городского округа. Проект Генерального плана был согласован с соответствующими министерствами и ведомствами РФ 12.09.2008. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N, весь земельный участок является землями населенных пунктов с разрешенным видом использования "для ведения дачного хозяйства", сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462. Права Российской Федерации на спорный земельный участок в установленном законом порядке не оформлены, доказательств расположения спорного земельного участка в границах земельного участка, переданного распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682р, не представлены. Просил в иске отказать.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю в судебное заседание не явились.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласился истец, им подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчик К.А.Ю., представители Управления Росреестра по Приморскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, 247 военного лесничества МО РФ на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Малецкая В.С. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Представители Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Ф., администрации г. Владивостока М., К.А.Ю. - К.А.Н. полагали, что решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Обсудив доводы апелляционного представления, возражений, проверив материалы дела в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно статьей 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 4.2 Федерального закона РФ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Судом установлено, что согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером N площадью 1907 кв. м относится к землям населенных пунктов.
Между Департаментом земельных и имущественных отношений и К.А.Ю. 08.10.2013 на основании распоряжения N 2093-рз от 10.09.2013 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1907 кв. м, на срок 49 лет.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение N 2093-рз вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с учетом целевого назначения и разрешенного использования земли, утверждения прокурора о том, что спорный земельный участок входит в состав земель, отнесенных к лесам, принадлежащих Министерству обороны РФ, не доказаны.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Впоследствии в соответствии с "Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135, 247 военному лесничеству МО РФ по акту переданы леса общей площадью 16164 га, расположенные в г. Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина СССР от 12.03.1955 N 1885-рс. Акты о передаче (приемке) лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны РФ от 15.12.2000 N 555/592.
Установлено, что кадастровый учет с определением координат границ лесных участков не осуществлялся.
Сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к лесным участкам, входящим в состав лесного фонда Российской Федерации, не имеется. Также отсутствуют сведения о закреплении этого участка за 247 лесничеством Министерства обороны РФ и о его включении в N 24 квартал, выдела N 22 указанного лесничества.
Из заключения судебной экспертизы, выполненной ООО "Земелемеръ" установить входит ли по данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок общей площадью 1 907 кв. м с кадастровым номером N в состав земельных участков, закрепленных в установленном порядке за 247 лесничеством Министерства Обороны РФ, но не имеющим установленных границ по данным Государственного кадастра недвижимости, не предоставляется возможным, в связи с тем, что границы земельного участка 247 лесничества Министерства обороны РФ, в том числе границы территории квартала N 24 выдела N 22 данного лесничества, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оценив представленную прокурором лесоустроительную документацию (лесоустроительный планшет N 15, план лесонасаждений части лесничества N 247), акт проверки от 02.12.2014 с участием специалиста Управления Росреестра по Приморскому краю), суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные документы не устанавливают и не подтверждают с достоверностью границы лесного квартала N 24 выдела 22, а кроме того, содержат устаревшую информацию, поскольку часть лесных участков изымалась из состава земель, переданных 247 военному лесничеству, в связи с чем признал необоснованным утверждение прокурора о наложении спорного земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного квартала N 24 выдела N 22, закрепленного за 247 военным лесничеством.
Доказательства, опровергающие указанные выводы суда, прокурором в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не представлены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционного представления не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права при разрешении спора, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Военного прокурора Владивостокского гарнизона - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)