Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.01.2015 N 33-270/2015

Требование: Об утверждении схемы расположения земельного участка, взыскании расходов по оплате услуг за составление доверенности, услуг представителя.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2015 г. N 33-270/2015


Председательствующий: Безверхая А.В.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре: М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2015 года дело по апелляционным жалобам представителя П. - Х., Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 31 октября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление П. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области решить по заявлению П. вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно <...>-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг за составление доверенности в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Представитель П. - Х. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, ссылаясь на то, что П. является собственницей жилого дома площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Поскольку государственный кадастровый учет в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом, не осуществлен, П. в декабре 2011 года обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с последующим предоставлением его в собственность.
18.05.2012 в утверждении схемы земельного участка ей было отказано.
19.02.2014 П. повторно обратилась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с последующим предоставлением его в собственность, с приложением к заявлению всех необходимых документов.
Письмом от 04.08.2014 Администрация Омского муниципального района отказала в утверждении схемы, со ссылкой на то, что жилой дом возведен с нарушением условий договора аренды.
Считает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, поскольку граждане - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков. Право собственности на жилой дом у П. возникло на законных основаниях. Земельный участок был предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, строительство дома полностью соответствовало условиям договора аренды. Просила признать решение Администрации Омского муниципального района Омской области от 04.08.2014 незаконным; обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно <...>-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>; взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей, по оплате услуг нотариуса в размере <...> рублей.
П. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель П. - Х., заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Т. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что анализ представленных П. вместе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории документов свидетельствует о намерении образовать два самостоятельных земельных участка, вместе с тем, первоначально в аренду предоставлялся один земельный участок. Поскольку жилой дом был возведен с нарушением условий договора аренды, то у Администрации отсутствуют основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель П. - Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в данном случае суду необходимо было рассмотреть правомерность отказа в утверждении схемы, поскольку заявление П. об утверждении схемы расположения земельного участка Администрацией Омского муниципального района было рассмотрено по существу, никаких иных возражения в части формы и содержания схемы, указанных координатных точек земельного участка, его площади, описания границ Администрация не указывала.
Резолютивная часть решения суда в имеющемся виде не позволяет восстановить нарушенные права заявителя.
В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что, поскольку указанный жилой дом возведен с нарушением условий договора аренды земельного участка от 16.04.2008 у Администрации отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления П. Взысканные судебные расходы являются чрезмерно завышенными и не разумными, а потому не подлежали взысканию.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 07.03.2008 <...> в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок площадью <...> кв. м в границах <...> сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: <...> из состава земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
16.04.2008 между Омским муниципальным районом, в лице главы Омского муниципального района (арендодатель) и <...> (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N <...>, согласно которому Арендатор принял в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, в границах <...> сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: с<...>, площадью <...> кв. м, в границах указанных на прилагаемом плане, с кадастровым номером N <...> для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Согласно паспорту земельного участка от 10.04.2008 года, земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, расположен по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, площадь земельного участка соответствует материалам межевания (л.д. <...>).
22.08.2008 между Омским муниципальным районом Омской области (арендодатель) и <...> (выбывший арендатор), <...> (вступивший арендатор) было заключено соглашение по договору аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008, в соответствии с которым все права и обязанности Выбывшего арендатора, предусмотренные данным договором аренды, перешли к Вступившему арендатору до окончания срока действия; данным соглашением была подтверждена фактическая передача земельного участка Вступившему арендатору в рамках ранее определенных границ (л.д. <...>).
На указанном земельном участке <...> начала строительство двух домов.
15.01.2011 между <...> (продавец) и П. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, по которому Покупатель приобрела объект незавершенного строительства, назначение - жилое, общей площадью <...> кв. м, степень готовности <...>%, этажность - <...>, расположенный по адресу: <...>, расположенный на земельном участке, на который зарегистрировано право аренды за Продавцом на основании договора аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008, соглашения от 22.08.2008 (л.д. <...>).
25.07.2011 между Омским муниципальным районом Омской области (арендодатель), <...> в лице <...>, действующего на основании доверенности, (Выбывший арендатор) и <...>., П. (вступившие арендаторы) было заключено соглашение по договору аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2008), в соответствии с которым все права и обязанности, предусмотренные указанным договором, перешли к <...> и П. в равных долях до окончания срока действия договора (л.д. <...>).
21.09.2011 за П. зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> (л.д. <...>).
Постановлением главы Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N <...> от 21.10.2011 установлен вид разрешенного для земельного участка общей площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах данного участка жилого дома, имеющего адрес: <...>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. <...>).
В декабре 2011 года П. обратилась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. <...>).
Согласно ответу Администрации Омского муниципального района от 18.05.2012, в утверждении схемы земельного участка ей было отказано со ссылкой на нарушение условий договора аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008 (в редакции дополнительных соглашений от 22.08.2008, 25.07.2011), поскольку по данному договору предоставлялось право строительства на земельном участке одного индивидуального жилого дома; кроме того, указано, что <...> самовольно возведены вспомогательные постройки за границами земельного участка (л.д. <...>).
21.08.2012 <...> и П., в лице представителя по доверенности <...>, в Администрацию Омского муниципального района Омской области было подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2008, от 25.07.2011).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Омской области 09.01.2014 была погашена регистрационная запись от 24.07.2008 о государственной регистрации договора аренды N <...> от 16.04.2008 на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером N <...>, по адресу <...>.
19.02.2014 П. вновь обратилась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для личного подсобного хозяйства, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно <...>-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес <...>. На земельном участке расположен <...>-этажный жилой дом, общей площадью <...> кв. м, принадлежащий ей на праве собственности. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. <...>).
Согласно ответу Администрации Омского муниципального района Омской области от 04.08.2014, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявительнице было отказано, со ссылкой на то, что жилой дом, расположенный по адресу <...>, возведен с нарушением условий договора аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008 (в редакции соглашения от 22.08.2008) (л.д. <...>).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 30.10.2014 зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером N <...>, по адресу <...>, отсутствуют (л.д. <...>).
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка в собственность, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Так, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что заявление П. от 19.02.2014 не было фактически рассмотрено Администрацией Омского муниципального района по существу постановленного в нем вопроса о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что не соответствует нормам Земельного Кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявительницы.
В данном случае на момент обращения заявительницы в Администрацию Омского муниципального района договор аренды земельного участка N <...> от 16.04.2008, на который ссылается в своем ответе Администрация, был расторгнут, заявление о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было подано П. как собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ, а по данному основанию заявление П. рассмотрено не было.
При этом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рамках настоящего спора, невозможно обязать заинтересованное лицо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку согласно абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
По правилам ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ и на основании представленных П. документов, суд правомерно решил вопрос о судебных и представительских расходах, взыскав в ее пользу расходы на оплату услуг нотариуса по оформлению доверенности в размере <...> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей, а также расходы на оплату услуг представителя, исходя из требований разумности - <...> рублей.
Ссылки Администрации Омского муниципального района в апелляционной жалобы на чрезмерно завышенный размер взысканный судебных расходов, подлежат отклонению, поскольку указанные расходы взысканы судом первой инстанции с учетом требований ГПК РФ, а также соответствуют критерию разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы представителя П. - Х. о том, что резолютивная часть решения суда не позволяет восстановить нарушенные права заявительницы, не могут быть приняты во внимание, поскольку избранный П. способ восстановления права путем возложения на Администрацию Омского муниципального района обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не отвечает позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, поскольку будет носить предрешающий характер, и являться подменой судом полномочий иного государственного органа.
В данном случае в целях восстановления прав заявительницы судом на Администрацию Омского муниципального района возложена обязанность рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку он фактически рассмотрен не был по заявленным ею основаниям.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Омского муниципального района об отсутствии у нее правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку заявление П. фактически по существу рассмотрено не было.
В целом доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и свидетельствуют о неправильном понимании требований закона, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя П. - Х., Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)