Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 N 15АП-4606/2015 ПО ДЕЛУ N А32-22300/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 15АП-4606/2015

Дело N А32-22300/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
- от заявителя: представителя Чуприной А.Н. по доверенности от 01.05.2014;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.01.2015 по делу N А32-22300/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эра"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным отказа,
принятое в составе судьи Гречко О.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эра" (далее - общество, ООО "Эра") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ департамента в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0207007:12 общей площадью 148,28 кв. метров, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Калинина, 466/35 (далее - спорный земельный участок), оформленный письмом от 25 марта 2014 года N 52-3940/14-33.24;
- - обязать департамент в течение семи дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар за выдачей схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:12, общей площадью 148,28 кв. метров, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Калинина, 466/35 на кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать департамент после получения кадастрового паспорта испрашиваемого в собственность земельного участка в течение двух недель подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0207007:12 предоставленного для эксплуатации магазина "книги";
- - возложить на общество расходы по внесению в ГКН сведений об границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:12, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Калинина, 466/35 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2015 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным оспариваемый отказ департамента в предоставлении обществу в собственность за плату спорного земельного участка, обязал департамент в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи спорного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправомерность выводов суда первой инстанции. В жалобе департамент указывает, что спорный земельный участок не может быть предоставлен обществу в собственность за плату по причине прохождения по нему красной линии и что часть земельного участка находится за пределами красной линии застройки.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Департамент и администрация своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения. Возражений против решения суда первой инстанции в не обжалованной департаментом части представитель общества не заявил.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что департамент обжалует в апелляционном порядке часть решения и общество не заявили возражений против решения суда в не обжалованной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность решения суда в обжалованной департаментом части, в которой суд удовлетворил заявленные требования общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на праве собственности принадлежит магазин площадью 112,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 466/35 (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 202837 от 24.11.2008).
Между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:12 общей площадью 148,28 кв. метров, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Калинина, 466/35 от 08.11.2000 N 1699 (свидетельство о государственной регистрации права аренды от 04.12.2000).
В порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, общество 26.02.2014 обратилось в департамент с заявлением о приобретении права собственности на указанный земельный участок, на котором расположено принадлежащее обществу нежилое здание.
Письмом от 25.03.2014 N 52-3940/14-33.24 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка, мотивировав это тем, что часть спорного земельного участка находится за красной линией на территории общего пользования.
Полагая незаконным отказ департамента в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящее деле требованиями.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования общества подлежали частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды и права собственности земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации а заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Организации, являющиеся собственниками зданий (строений, сооружений), имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков, которое реализуется в порядке, установленном Законом N 137-ФЗ и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пунктом 4 Постановления от 24.03.2005 года N 11 Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
Статья 36 Земельного кодекса РФ предусматривает исключительное право на выкуп или приобретение права аренды таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.
Как следует из материалов дела, ООО "Эра" является собственником объекта недвижимости "Магазин Книги", литер А, а с инвентарным номером 71421, общей площадью 112,9 кв. м, расположенного в г. Краснодаре по ул. Калинина, N 466/35. Право собственности у общества на объект недвижимости возникло на основании договора купли-продажи N 535 от 31.03.1994. Государственная регистрация права собственности общества проведена 21.08.2013 года о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.08.2013 и сделана запись в ЕГРП N 23-23-01/2535/2013-530.
Постановлением главы городского самоуправления - мэра г. Краснодара от 19.08.1997 N 1567 ТОО "Эра" (ООО "Эра") был предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 141 кв. м для эксплуатации магазина "книги" по ул. Калинина (ЦКР) в Западном административном округе и на основании чего был заключен договор аренды земельного участка от 18.09.1997 N 1109.
В 2000 году на основании заявления общества Главой городского самоуправления - мэром г. Краснодара было издано Постановление от 16.10.2000 N 2179 "О предоставлении ООО "Эра" земельного участка, площадью 148,28 кв. м, расположенного в пределах красных линий для эксплуатации магазина "книги". На основании вышеуказанного Постановления между мэрией города Краснодара и обществом был заключен договор аренды земельного участка от 08.11.2000 N 1699 (свидетельство о государственной регистрации права аренды от 04.12.2000).
Как верно установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент заключения договора аренды земельного участка (08.11.2000) весь этот земельный участок находился в пределах красных линий.
Пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Из пункта 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - инструкция), следует, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
В соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории. Эта документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
В соответствии с пунктом 4.4 инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Исходя из Сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 30.10.2013, суд первой инстанции правильно установил, что красные линии в отношении спорного земельного участка утверждены постановлением N 815 от 18.03.2009.
Вместе с тем, из кадастрового паспорта спорного земельного участка усматривается, что он поставлен на кадастровый учет 17.11.2004. То есть, на момент установления красных линий спорный земельный участок был сформирован.
Учитывая данные обстоятельства, подтвержденные материалами дела и не опровергнутые департаментом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали достаточные правовые основания для отказа в предоставлении обществу в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено нормами земельного и градостроительного законодательства.
Департаментом в материалы дела не представлено доказательств того, что общество как сособственник объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке было проинформировано об установлении по земельному участку, находящемуся у него на праве аренды и капитальному строению красной линии, фактически ограничивающей право свободной эксплуатации и распоряжения объектом недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества не соответствует положениям земельного законодательства и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявление общества в части требований о признании незаконным оспариваемого отказа и в части требований об обязании департамента направить обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права определяющих порядок и условия проведения и утверждения красных линий по существующим сформированным земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Решение суда в обжалованной части подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2015 по делу N А32-22300/2014 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)