Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.01.2015 ПО ДЕЛУ N 3-4/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2015 г. по делу N 3-4/2015


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре К., с участием прокурора Таранниковой О.А., представителей заинтересованного лица Законодательной Думы Хабаровского края Ш., М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 2 части 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 29 октября 2014 года N 11 "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно",
установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 29 октября 2014 года принят Закон Хабаровского края N 11 "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно" (далее Закон Хабаровского края N 11), который опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.10.2014 г., официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.11.2014 г.
Закон Хабаровского края N 11 устанавливает случай бесплатного предоставления в собственность граждан Российской Федерации земельных участков на территории Хабаровского края, находящихся в краевой государственной собственности, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки).
Частью 2 статьи 1 Закона Хабаровского края N 11 предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право приобрести в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом (часть жилого дома), при одновременном соблюдении следующих условий:
1) данный индивидуальный жилой дом (часть жилого дома) предоставлен (приобретен) в собственность граждан полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо пожертвований взамен утраченного (признанного в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания) в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края жилого помещения (далее - утраченное жилое помещение);
2) граждане отказались:
а) от прав собственности на утраченные жилые помещения;
б) от прав на земельные участки, на которых находились утраченные жилые помещения (при наличии у граждан прав на земельные участки).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 части 2 статьи 1 Закона Хабаровского края N 11, ссылаясь на его противоречие пунктам 2, 4 статьи 28, статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность гражданина по выполнению установленных оспариваемым пунктом условий для приобретения в собственность бесплатно земельного участка является дополнительным обременением при реализации права на бесплатное предоставление земельных участков, гарантированное указанными нормами Земельного кодекса РФ, не допускающими отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением установленных законом случаев. Безвозмездное получение имущества и имущественных прав предполагает, что у получателя отсутствует обязанность по их оплате или исполнению встречного обязательства (статья 423 Гражданского кодекса РФ). Отказ от имущественных прав на объекты недвижимости является встречным предоставлением за приобретение права собственности на земельные участки. Положениями Земельного кодекса Российской Федерации, иными нормами федерального законодательства не предусмотрена возможность приобретения указанной категории граждан права на земельные участки путем отказа от имущественных прав на объекты недвижимости, земельные участки.
В судебном заседании прокурор Таранникова О.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, дополнительно пояснила, что предусмотренный в оспариваемой норме случай предоставления земельного участка за предоставление иного встречного возмещения в виде отказа от имущественных прав выходит за пределы компетенции законодательного органа власти субъекта Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица Законодательной Думы Хабаровского края Ш., М., заявленные требования не признали по тем основаниям, что Закон Хабаровского края N 11 принят в пределах компетенции Законодательной Думы Хабаровского края, федеральному законодательству не противоречит. Правоотношения по предоставлению земельных участков на основании указанного Закона не являются договорными, на них не распространяются положения статьи 423 Гражданского кодекса РФ. Закон Хабаровского края N 11 устанавливает право граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, не гарантированное федеральным законодательством. Отказ от права собственности на утраченные жилые помещения, от прав на земельные участки, на которых находились утраченные жилые помещения, является условием бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не платой за предоставляемые земельные участки.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2). Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 4).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательное регулирование по спорному вопросу входит в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края, которым в соответствии с пунктом 4.2 статьи 4 Устава Хабаровского края является Законодательная Дума Хабаровского края.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательной Думой Хабаровского края в пределах своей компетенции принят Закон Хабаровского края N 11 "О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно".
Проверяя содержание оспариваемой заявителем нормы на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок (пункт 1) и из актов государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 2).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 данного кодекса.
Из изложенного следует, что правоотношения по предоставлению земельных участков в случае, предусмотренном Законом Хабаровского края N 11, возникают на основании данного закона и решения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и договорными не являются, в связи с чем, на указанные правоотношения не распространяются положения статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применимы нормы о возмездном договоре.
Доводы прокурора о противоречии оспариваемой нормы положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации являются не обоснованными.
Федеральное законодательство не обязывает субъект Российской Федерации по бесплатному предоставлению земельных участков гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанный случай установлен Законом Хабаровского края N 11 в связи с необходимостью, прежде всего, ликвидации последствий крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года.
При этом оспариваемые прокурором положения пункта 2 части 2 статьи 1 Закона Хабаровского края N 11 являются не встречным предоставлением за приобретение права собственности на земельные участки, а условием бесплатного предоставления в собственность граждан Российской Федерации, земельных участков, на которых расположены жилые помещения, предоставленные им взамен жилья, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.







































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)