Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Губина М.Ю. по доверенности от 13.11.2014 N 95-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-2078/2014 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" (место нахождения: 170024, город Тверь, Старицкое шоссе, дом 6; ИНН 6950122600; ОГРН 1106952024706; далее - ООО "Реалстройторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ИНН 6905003320; ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 19.11.2013 N 19113-09, в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта: земельного участка площадью 1,4 га (14 176 кв. м) из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: город Тверь, Старицкое шоссе, под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов и о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года с учетом определения от 30 июня 2014 года об исправлении опечатки в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Реалстройторг" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что испрашиваемый спорный земельный участок площадью 14 176 кв. м, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37, не находится на кадастровом учете и его границы не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2013 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Полагает, что в нарушение статьи 65 АПК РФ министерство не представило доказательств того, что заявитель испрашивал находящуюся на кадастровом учете часть земельного участка. В дополнениях к апелляционной жалобе общество указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 нельзя признать сформированным, так как землеустроительное дело отсутствует, проект планировки территории не разрабатывался.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Реалстройторг" обратилось в министерство с заявлением от 18.02.2013 (входящая дата 19.02.2013, номер 3459) о выборе земельного участка площадью 1,4 га (14 176 кв. м) из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: город Тверь, Старицкое шоссе, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов.
В письме от 22.05.2013 N 57 общество уменьшило площадь испрашиваемого земельного участка до 0,8 га (8026 кв. м). Письмом от 26.06.2013 N 64 общество повторно обратилось к министерству и указало на то, что все необходимые согласования пройдены, однако ответчиком не выполнены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 09.07.2013 N 10978-09 ответчик уведомил общество о том, что министерством запрошена информация о земельном участке в уполномоченных органах со ссылкой на пункт 2.10 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па, и указал, что после истечения месячного срока со дня опубликования информации, материалы по обращению будут переданы для рассмотрения на заседание Межведомственной комиссии.
В дальнейшем письмом от 19.11.2013 N 19113-09 министерство со ссылкой на пункт 6 статьи 30 ЗК РФ отказало ООО "Реалстройторг" в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37, в состав которого входит испрашиваемый обществом земельный участок, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2008 и сформирован в соответствии с Законом N 221-ФЗ, поскольку местоположение границ данного земельного участка установлено посредством определения координат характерных точек границ в МСК-69, кадастровые сведения о нем носят статус "учтенный".
Посчитав, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемом случае, как следует из письма министерства от 19.11.2013 N 19113-09, основанием отказа обществу в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило то, что заявителем испрашивается часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37, который является ранее учтенным и сформированным.
Довод подателя жалобы о том, что указанный земельный участок не может быть признан сформированным, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается и представителями сторон не оспаривается тот факт, что истребуемый обществом земельный участок площадью 1,4 га (или 14 176 кв. м), а с учетом уменьшения заявителем его площади - 0,8 га (или 8026 кв. м), находится в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 площадью 99 033 кв. м.
По смыслу положений ЗК РФ и Закона N 221-ФЗ земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из абзаца пятого пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции в целях объективного исследования обстоятельств дела, в том числе доводов министерства о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 является сформированным в соответствии с требованиями статьи 7 Закона N 221-ФЗ, принятия законного и обоснованного судебного акта, приняты и приобщены к материалам дела доказательства, представленные ответчиком в подтверждение названного обстоятельства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.11.2014 N 02-69/14-1-442719, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15.05.2008, ему присвоен кадастровый номер. Кадастровая выписка в отношении участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 содержит план (чертеж, схему) земельного участка с нанесенными на него определенными точками координат границ участка и с подробным описанием месторасположения границ этого участка.
Следовательно, из имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что в данном случае в отношении вышеуказанного земельного участка, часть которого истребуется обществом, проведены кадастровые работы, поскольку границы этого земельного участка с нанесенными на плане и схеме характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, позволяют идентифицировать земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37, который является самостоятельным объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее учтенный земельный участок, в границах которого испрашивается спорный участок, является сформированным с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Таким образом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен заинтересованным лицам для строительства только с торгов в порядке, предусмотренном подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Кроме того, как следует из письма администрации от 09.04.2013 N 01/1794-и, в соответствии с Генеральным планом города Твери часть испрашиваемого обществом земельного участка предусматривается под формирование улично-дорожной сети, по испрашиваемому участку проходят инженерные сети с охранными зонами: линии коммунального водоснабжения Д100 мм с охранной зоной 10,1 м; воздушные линии высокого напряжения 6 кВ с охранной зоной 5 м по обе стороны от крайних кабелей; сети газоснабжения Д529 мм высокого давления с охранной зоной 4 м в обе стороны от газопровода и Д630 мм среднего давления с охранной зоной 4 м в обе стороны от газопровода.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
В связи с этим апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для изменения или отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-2078/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N А66-2078/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А66-2078/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Губина М.Ю. по доверенности от 13.11.2014 N 95-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-2078/2014 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" (место нахождения: 170024, город Тверь, Старицкое шоссе, дом 6; ИНН 6950122600; ОГРН 1106952024706; далее - ООО "Реалстройторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ИНН 6905003320; ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа, содержащегося в письме от 19.11.2013 N 19113-09, в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта: земельного участка площадью 1,4 га (14 176 кв. м) из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: город Тверь, Старицкое шоссе, под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов и о возложении на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года с учетом определения от 30 июня 2014 года об исправлении опечатки в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
ООО "Реалстройторг" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что испрашиваемый спорный земельный участок площадью 14 176 кв. м, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37, не находится на кадастровом учете и его границы не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2013 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Полагает, что в нарушение статьи 65 АПК РФ министерство не представило доказательств того, что заявитель испрашивал находящуюся на кадастровом учете часть земельного участка. В дополнениях к апелляционной жалобе общество указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 нельзя признать сформированным, так как землеустроительное дело отсутствует, проект планировки территории не разрабатывался.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Реалстройторг" обратилось в министерство с заявлением от 18.02.2013 (входящая дата 19.02.2013, номер 3459) о выборе земельного участка площадью 1,4 га (14 176 кв. м) из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: город Тверь, Старицкое шоссе, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов.
В письме от 22.05.2013 N 57 общество уменьшило площадь испрашиваемого земельного участка до 0,8 га (8026 кв. м). Письмом от 26.06.2013 N 64 общество повторно обратилось к министерству и указало на то, что все необходимые согласования пройдены, однако ответчиком не выполнены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в части информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Письмом от 09.07.2013 N 10978-09 ответчик уведомил общество о том, что министерством запрошена информация о земельном участке в уполномоченных органах со ссылкой на пункт 2.10 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па, и указал, что после истечения месячного срока со дня опубликования информации, материалы по обращению будут переданы для рассмотрения на заседание Межведомственной комиссии.
В дальнейшем письмом от 19.11.2013 N 19113-09 министерство со ссылкой на пункт 6 статьи 30 ЗК РФ отказало ООО "Реалстройторг" в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37, в состав которого входит испрашиваемый обществом земельный участок, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2008 и сформирован в соответствии с Законом N 221-ФЗ, поскольку местоположение границ данного земельного участка установлено посредством определения координат характерных точек границ в МСК-69, кадастровые сведения о нем носят статус "учтенный".
Посчитав, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемом случае, как следует из письма министерства от 19.11.2013 N 19113-09, основанием отказа обществу в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило то, что заявителем испрашивается часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37, который является ранее учтенным и сформированным.
Довод подателя жалобы о том, что указанный земельный участок не может быть признан сформированным, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается и представителями сторон не оспаривается тот факт, что истребуемый обществом земельный участок площадью 1,4 га (или 14 176 кв. м), а с учетом уменьшения заявителем его площади - 0,8 га (или 8026 кв. м), находится в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 площадью 99 033 кв. м.
По смыслу положений ЗК РФ и Закона N 221-ФЗ земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из абзаца пятого пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции в целях объективного исследования обстоятельств дела, в том числе доводов министерства о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 является сформированным в соответствии с требованиями статьи 7 Закона N 221-ФЗ, принятия законного и обоснованного судебного акта, приняты и приобщены к материалам дела доказательства, представленные ответчиком в подтверждение названного обстоятельства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.11.2014 N 02-69/14-1-442719, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, вышеуказанный земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15.05.2008, ему присвоен кадастровый номер. Кадастровая выписка в отношении участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 содержит план (чертеж, схему) земельного участка с нанесенными на него определенными точками координат границ участка и с подробным описанием месторасположения границ этого участка.
Следовательно, из имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что в данном случае в отношении вышеуказанного земельного участка, часть которого истребуется обществом, проведены кадастровые работы, поскольку границы этого земельного участка с нанесенными на плане и схеме характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, позволяют идентифицировать земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37, который является самостоятельным объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее учтенный земельный участок, в границах которого испрашивается спорный участок, является сформированным с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Таким образом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен заинтересованным лицам для строительства только с торгов в порядке, предусмотренном подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Кроме того, как следует из письма администрации от 09.04.2013 N 01/1794-и, в соответствии с Генеральным планом города Твери часть испрашиваемого обществом земельного участка предусматривается под формирование улично-дорожной сети, по испрашиваемому участку проходят инженерные сети с охранными зонами: линии коммунального водоснабжения Д100 мм с охранной зоной 10,1 м; воздушные линии высокого напряжения 6 кВ с охранной зоной 5 м по обе стороны от крайних кабелей; сети газоснабжения Д529 мм высокого давления с охранной зоной 4 м в обе стороны от газопровода и Д630 мм среднего давления с охранной зоной 4 м в обе стороны от газопровода.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
В связи с этим апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для изменения или отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 мая 2014 года по делу N А66-2078/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)