Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "БАНЬКА": Петровский А.В., по доверенности от 21.05.2014; от Администрации г. Подольска: Семичастнова А.В., по доверенности <...>; от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска: Семичастнова А.В., по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Подольска, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2014 года по делу N А41-29254/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению ООО "БАНЬКА"
к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Подольска
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАНЬКА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений и просит (с учетом принятых судом уточнений):
- - признать незаконным отказ Администрации города Подольска, оформленный письмом Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Подольска от 13.05.2014 года N 31/24/1961-34-исх/вх, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:55:0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, 1б;
- - обязать Администрацию города Подольска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "БАНЬКА" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:55: 0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, 1б;
- - обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска в установленный законом срок с момента принятия Администрацией города Подольска решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1б, и направить его ООО "БАНЬКА" с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2014 года по делу N А41-29254/14 требования ООО "БАНЬКА" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация города Подольска, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит Культурно спортивно-оздоровительный комплекс, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, условный N 50-50-55/024/2008-401.
Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:55:0030401:0004, а также часть объекта располагается на ином земельном участке.
Земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:0004 общей площадью 4361 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания ресторана, принадлежит на праве собственности ООО "Банька", что подтверждается выпиской из ЕГРП N 55/026/2014-130 от 27.06.2014.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором располагается часть объекта недвижимости, ООО "Банька" обратилось с заявлением в Администрацию об утверждении схемы расположения земельного участка и его предоставлении в аренду.
Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Подольска и Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска 03.10.2011 была согласована схема расположения земельного участка.
Комиссия по градостроительству и земельным отношениям 21.02.2012 приняла решение о целесообразности предоставления ООО "Банька" земельного участка ориентировочной площади 869 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, для строительства нежилых сооружений по обслуживанию культурно-оздоровительного комплекса.
Постановлением Главы города Подольска N 298-п от 05.12.2012 была утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 869 кв. м.
Постановлением Главы города Подольска от 02.10.2013 г. N 2011-п в Постановление N 298-п от 05.12.2012 г. были внесены изменения, в части площади утвержденной схемы земельного участка, в результате чего площадь земельного участка уменьшилась до 868 кв. м.
Земельный участок площадью 868 кв. м 18.02.2014 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:55:0030401:8, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
ООО "Банька" обратилось с заявлением N 27 исх. 11.04.2014 в Администрацию города Подольска, в котором просило предоставить в аренду сроком на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:8.
Письмом от 13.05.2014 Администрация города Подольска в лице Комитета имущественных и земельных отношений указала обществу на необходимость представления документа, подтверждающего согласование инвестиционных условий, а также заключение Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Апелляционный суд оценивает данное письмо в качестве властного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, исходя из следующего.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Апелляционным судом установлено, что общество представило Администрации все вышеперечисленные документы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако, установив предоставление обществом всех необходимых документов, Администрация, в нарушение пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, посчитала необходимым истребовать у общества дополнительные документы. При этом, такое требование в рамках положений ЗК РФ о приватизации земельных участков собственниками, находящихся на таких участках строений, никак не мотивировано.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что оспариваемым письмом Администрация фактически отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Иная оценка оспариваемого письма Администрации, в рассматриваемом случае, повлекла бы за собой невозможность обжалования фактического отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельных участков в собственность.
Посчитав, что указанный отказ в предоставлении земельного участка в аренду, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Из содержания ч. 1 ст. 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 ст. 36 ЗК РФ устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, ООО "Банька" приложило к своему заявлению о предоставлении земельного участка в аренду необходимый перечень документов.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ. Исходя из содержания п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В целях определения площади земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ООО "БАНЬКА", судом первой инстанции была назначена экспертиза.
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении N 05.0914-841Э от 05.09.2014:
- - фактическая площадь земельного участка, используемого ООО "Банька" для эксплуатации объекта недвижимости - Культурного спортивно-оздоровительного комплекса, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, усл. N 50-50-55/024/2008-401, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, принадлежащего на праве собственности ООО "Банька" составляет 5229 кв. м. Территория состоит из двух земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:8 и земельный участок кадастровым номером 50:55:0030401:0004, границы которых совпадают;
- - площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объекта недвижимости - Культурного спортивно-оздоровительного комплекса, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, усл. N 50-50-55/024/2008-401, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, принадлежащего на праве собственности ООО "Банька", исходя из целевого и функционального назначения указанного объекта недвижимости составляет 2 000 кв. м, в том числе истребуемый земельный участок площадью 868 кв. м.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая во внимание вышеизложенное, Администрация была обязана рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в течение одного месяца со дня поступления заявления, по итогам которого орган местного самоуправления был обязан либо принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В своей апелляционной жалобе Администрация ссылается на статью 31 ЗК РФ и то обстоятельство, что заявителем не было представлено подтверждение согласования инвестиционных условий.
Ссылка Администрации на статью 31 ЗК РФ не состоятельна, так как данная норма регулирует порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения.
Между тем, в рассматриваемом случае заявитель просит предоставить земельный участок, необходимый для использования принадлежащего обществу объекта недвижимости. Указанные правоотношения регулируются статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 по делу N А41-29254/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 10АП-15193/2014, 10АП-15196/2014 ПО ДЕЛУ N А41-29254/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N А41-29254/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "БАНЬКА": Петровский А.В., по доверенности от 21.05.2014; от Администрации г. Подольска: Семичастнова А.В., по доверенности <...>; от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска: Семичастнова А.В., по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Подольска, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2014 года по делу N А41-29254/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.
по заявлению ООО "БАНЬКА"
к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Подольска
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАНЬКА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Подольска, Комитету имущественных и земельных отношений и просит (с учетом принятых судом уточнений):
- - признать незаконным отказ Администрации города Подольска, оформленный письмом Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Подольска от 13.05.2014 года N 31/24/1961-34-исх/вх, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:55:0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, 1б;
- - обязать Администрацию города Подольска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "БАНЬКА" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:55: 0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, 1б;
- - обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска в установленный законом срок с момента принятия Администрацией города Подольска решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0030401:8, общей площадью 868 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "для нежилых сооружений по обслуживанию культурно спортивно-оздоровительного комплекса", местоположение: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1б, и направить его ООО "БАНЬКА" с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2014 года по делу N А41-29254/14 требования ООО "БАНЬКА" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация города Подольска, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит Культурно спортивно-оздоровительный комплекс, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, условный N 50-50-55/024/2008-401.
Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:55:0030401:0004, а также часть объекта располагается на ином земельном участке.
Земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:0004 общей площадью 4361 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации здания ресторана, принадлежит на праве собственности ООО "Банька", что подтверждается выпиской из ЕГРП N 55/026/2014-130 от 27.06.2014.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором располагается часть объекта недвижимости, ООО "Банька" обратилось с заявлением в Администрацию об утверждении схемы расположения земельного участка и его предоставлении в аренду.
Комитетом по строительству и архитектуре Администрации города Подольска и Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации города Подольска 03.10.2011 была согласована схема расположения земельного участка.
Комиссия по градостроительству и земельным отношениям 21.02.2012 приняла решение о целесообразности предоставления ООО "Банька" земельного участка ориентировочной площади 869 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, для строительства нежилых сооружений по обслуживанию культурно-оздоровительного комплекса.
Постановлением Главы города Подольска N 298-п от 05.12.2012 была утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 869 кв. м.
Постановлением Главы города Подольска от 02.10.2013 г. N 2011-п в Постановление N 298-п от 05.12.2012 г. были внесены изменения, в части площади утвержденной схемы земельного участка, в результате чего площадь земельного участка уменьшилась до 868 кв. м.
Земельный участок площадью 868 кв. м 18.02.2014 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:55:0030401:8, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
ООО "Банька" обратилось с заявлением N 27 исх. 11.04.2014 в Администрацию города Подольска, в котором просило предоставить в аренду сроком на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:8.
Письмом от 13.05.2014 Администрация города Подольска в лице Комитета имущественных и земельных отношений указала обществу на необходимость представления документа, подтверждающего согласование инвестиционных условий, а также заключение Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Апелляционный суд оценивает данное письмо в качестве властного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, исходя из следующего.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Апелляционным судом установлено, что общество представило Администрации все вышеперечисленные документы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако, установив предоставление обществом всех необходимых документов, Администрация, в нарушение пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, посчитала необходимым истребовать у общества дополнительные документы. При этом, такое требование в рамках положений ЗК РФ о приватизации земельных участков собственниками, находящихся на таких участках строений, никак не мотивировано.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что оспариваемым письмом Администрация фактически отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Иная оценка оспариваемого письма Администрации, в рассматриваемом случае, повлекла бы за собой невозможность обжалования фактического отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельных участков в собственность.
Посчитав, что указанный отказ в предоставлении земельного участка в аренду, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Из содержания ч. 1 ст. 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 ст. 36 ЗК РФ устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, ООО "Банька" приложило к своему заявлению о предоставлении земельного участка в аренду необходимый перечень документов.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ. Исходя из содержания п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В целях определения площади земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ООО "БАНЬКА", судом первой инстанции была назначена экспертиза.
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении N 05.0914-841Э от 05.09.2014:
- - фактическая площадь земельного участка, используемого ООО "Банька" для эксплуатации объекта недвижимости - Культурного спортивно-оздоровительного комплекса, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, усл. N 50-50-55/024/2008-401, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, принадлежащего на праве собственности ООО "Банька" составляет 5229 кв. м. Территория состоит из двух земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 50:55:0030401:8 и земельный участок кадастровым номером 50:55:0030401:0004, границы которых совпадают;
- - площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации объекта недвижимости - Культурного спортивно-оздоровительного комплекса, общей площадью 237,3 кв. м, этаж 1, назначение: нежилое, усл. N 50-50-55/024/2008-401, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Солнечная, д. 1, принадлежащего на праве собственности ООО "Банька", исходя из целевого и функционального назначения указанного объекта недвижимости составляет 2 000 кв. м, в том числе истребуемый земельный участок площадью 868 кв. м.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая во внимание вышеизложенное, Администрация была обязана рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в течение одного месяца со дня поступления заявления, по итогам которого орган местного самоуправления был обязан либо принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
В своей апелляционной жалобе Администрация ссылается на статью 31 ЗК РФ и то обстоятельство, что заявителем не было представлено подтверждение согласования инвестиционных условий.
Ссылка Администрации на статью 31 ЗК РФ не состоятельна, так как данная норма регулирует порядок предоставления земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения.
Между тем, в рассматриваемом случае заявитель просит предоставить земельный участок, необходимый для использования принадлежащего обществу объекта недвижимости. Указанные правоотношения регулируются статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 по делу N А41-29254/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)