Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-12171/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу N 33-12171/2013


Судья: Трух Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И., Сивохина Д.А.,
при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 14 октября 2013 года, с участием

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - МИО Самарской области) в предоставлении земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, площадью 2147 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах XY координат согласно плану границ, изготовленному <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ МИО отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого участка со ссылкой на наличие в границах рассматриваемого участка зеленых насаждений, что, по мнению, МИО, нарушает требования п. 4.1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара N 404 от 10.06.2008, а также п. п. 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ". Указанными положениями запрещается самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами, для обеспечения сохранности зеленых насаждений на озелененных территориях.
Б. просил признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области по вынесению отказа N от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Б. земельного участка площадью 2147 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах XY координат согласно плана границ, изготовленного <данные изъяты>, незаконным; признать отказ N от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Б. испрашиваемого земельного участка площадью недействительным и подлежащим отмене; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Б.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 27 декабря 2013 года заявление Б. удовлетворено. Решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении в собственность Б. под садоводство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2147 кв. м признано незаконным. На Министерство имущественных отношений Самарской области, с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств, возложена обязанность принять и возобновить рассмотрение заявления Б. от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N о предоставлении в собственность под садоводство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2147 кв. м.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Б. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ст. 9 Закона Самарской области "О земле" предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области (пункт 1).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п. п. 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно под садоводство земельного участка площадью 2147 кв. м, расположенного в <адрес>.
Министерством в порядке межведомственного взаимодействия направлялись запросы, в результате чего установлено, что участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится вне береговой полосы водного объекта, информация о предоставлении кому-либо указанного земельного участка и каких-либо земельных участков заявителю отсутствует. Испрашиваемый участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (зона Ж-2), использование участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, в материалах по заявлению Б., представленных Министерством в дело, имеются акты осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками <данные изъяты> в присутствии Б. установлено, что испрашиваемый участок свободен от строений, через участок проходит газовая труба, участок зарос кустарниками и деревьями, частично находится в овраге, площадь и размеры соответствуют измерениям.
Какого-либо конкретного указания на виды деревьев и кустарников, их количество, состояние в акте не имеется.
В результате осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками <данные изъяты> без присутствия заинтересованного лица установлено, что испрашиваемый участок со стороны точек 26, 25, 21, 22, 23, 24 затоплен водой, к остальной части участка невозможно подойти в связи с тем, что она граничит с чужими землепользователями, огороженными заборами.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области отказано Б. в предоставлении земельного участка, поскольку в ходе осмотра (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N) установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения.
Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 N 404, предусмотрены основания для правомерного сноса зеленых насаждений (п. 14 гл. 29 Правил). Снос деревьев и кустарников в количестве менее 10 штук в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, осуществляется в соответствии с разрешением, выданным Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара. Снос 10 и более деревьев или кустарников в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, производится по постановлению Администрации городского округа Самара (пункт 15 Правил).
Пункт 2 главы 2 Правил дает определение зеленых насаждений, которыми являются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
Пунктом 14.1 вышеуказанных Правил благоустройства также предусмотрено, что средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются при уничтожении и повреждении зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 - 6 пункта 14 настоящей главы. Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитывается Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.
Согласно указанных Правил, благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими и индивидуальными предпринимателями, на территории г.о. Самара осуществляется Администрацией г.о. Самара и отраслевого (функционального) органа - Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара в соответствии с компетенцией.
Разрешая заявленные требования по существу, и удовлетворяя требования Б., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Б. испрашиваемого земельного участка является незаконным, преждевременным и основанным на неполноте проведенной работы по заявлению Б.
При этом суд обоснованно исходил из того, что снос зеленых насаждений, расположенных на участках граждан и юридических лиц, допускается при наличии законных оснований, при этом самовольное уничтожение зеленых насаждений является лишь основанием для привлечения лица к установленной законом ответственности, но не основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Кроме того, МИО Самарской области обращения в Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара по вопросу отнесения обнаруженных на испрашиваемом земельном участке деревьев и кустарников к зеленым насаждениям, определения статуса зеленых насаждений, их видов, наименования, количества, состояния и проч., не направлялись.
Ссылка МИО Самарской области в жалобе на акт осмотра земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, испрашиваемый земельный участок зарос кустарниками и деревьями, частично находится в овраге - несостоятельна, поскольку в материалах дела имеется более поздний акт осмотра земельного участка - от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, земельный участок затоплен водой, информация о наличии деревьев и кустарников отсутствует. Кроме того, акт осмотра N, на который ссылается МИО, не доказывает тот факт, что на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения.
Доказательств обращения МИО в уполномоченные органы по вопросу отнесения обнаруженных на участке деревьев и кустарников к зеленым насаждениям, а также по вопросу того, несут ли на себе данные деревья и кустарники архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции, не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)