Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2014 N 18АП-11118/2014, 18АП-11120/2014 ПО ДЕЛУ N А07-6975/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. N 18АП-11118/2014, 18АП-11120/2014

Дело N А07-6975/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 по делу N А07-6975/2014 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПроектСтройИнвест" - Галлиев Р.Ш. (доверенность от 06.05.2014, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "ПроектСтройИнвест" (далее - ООО "ПроектСтройИнвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением в порядке, предусмотренном статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее также - Администрация, заинтересованное лицо), в котором потребовало:
- - признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120, расположенного в селе Михайловка сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, изложенный в письме от 20.03.2014 N 1426;
- - возложить на Администрацию обязанность предоставить Обществу земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 для строительства и заключить с Обществом договор аренды сроком на 5 лет (л.д. 6-9).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечена Прокуратура Уфимского района Республики Башкортостан (далее также - Прокуратура, третье лицо; л.д. 77-79).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 (резолютивная часть объявлена 31.07.2014) требования общества "ПроектСтройИнвест" удовлетворены. Суд признал отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120, изложенный в письме от 20.03.2014 N 1426, незаконным, несоответствующим требованиям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд возложил на Администрацию обязанность в пятнадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить Обществу указанный земельный участок для строительства и заключить договор аренды сроком на 5 лет (л.д. 106-114).
С апелляционными жалобами на указанный судебный акт в арбитражный суд обратились Прокуратура (третье лицо; N 18АП-11118/2014 - л.д. 117-120) и Администрация (заинтересованное лицо; N 18АП-11120/2014 - л.д. 122-128).
Прокуратура (Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан) просит решение отменить, в удовлетворении требований общества "ПроектСтройИнвест" отказать, приводит следующие доводы.
Администрация Уфимского района скрыла тот факт, что местное население выступило против строительства гостиничного комплекса на спорном земельном участке. Так, 14.01.2013 в Администрацию поступило обращение (вх. N 81-н) председателя Совета ветеранов сельского поселения Михайловский сельсовет Насырова Ю.В. о несогласии со строительством гостиничного комплекса.
Суд первой инстанции необоснованно применил часть 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что гостиничный комплекс является объектом социального назначения. Напротив, строительство гостиничного комплекса в с.Михайловка не преследует разрешение каких-либо социальных проблем или нужд села, а направлено на развитие туристического бизнеса с извлечением прибыли. Общество также не представило сведения о градостроительной ценности предполагаемого к строительству объекта, его соответствие архитектурному контексту и сложившейся градостроительной ситуации, перспективе развития территории.
Суд первой инстанции не учел, что в нарушение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, интересов населения, иных претендентов на получение участка в аренду публикация информационного сообщения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства осуществлена Администрацией 15.12.2012, то есть после утверждения акта выбора земельного участка. Данное нарушение порядка предоставления земельного участка является существенным. В силу этого постановление от 21.11.2012 N 167 об утверждении акта выбора не порождает для Общества предусмотренных пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации правовых последствий в виде предоставления земельного участка для строительства.
Прокурор Уфимского района также ссылается на статью, опубликованную в газете "Коммерсант" 12.08.2014, и утверждает, что общество "ПроектСтройИнвест" в действительности имеет своей целью строительство не гостиничного комплекса, а таунхаусов и коттеджей, реализация которых позволит застройщику получить прибыль в несколько сот миллионов рублей. Полагает, что удовлетворение требований заявителя порождает порочную практику получения девелоперами земельных участков в обход процедуры торгов (л.д. 117-120).
Администрация Уфимского района в апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит решение отменить, в удовлетворении требований Общества отказать. Приводит следующие доводы.
При вынесении решения суд первой инстанции не учел, что жители деревни Михайловка обращались в орган местного самоуправления с письмами, в которых возражали против строительства гостиничного комплекса на спорном земельном участке. На это обстоятельство указано в письме Администрации от 15.05.2014 N 2671. Представителю Администрации Уфимского района Богатыревой А.А. также не было известно об обращении жителей д. Михайловка, поступившем в Администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет 09.01.2013 и зарегистрированного за номером 1. По мнению подателя жалобы, это свидетельствует о нарушении судом пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрацией Уфимского района нарушена процедура предоставления земельного участка для строительства, так как информационное сообщение опубликовано в газете "Уфимские нивы" 15.12.2012, то есть после утверждения акта выбора земельного участка (21.11.2012). На это нарушение, в частности, указано в предписании Прокуратуры Уфимского района от 07.04.2014 N 42-2014 об устранении нарушений земельного законодательства.
Решение об утверждении акта выбора (от 21.11.2012 N 167) принято органом местного самоуправления в нарушение принципа земельного законодательства Российской Федерации, предусматривающего необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Помимо прочего, Администрация Уфимского района отмечает, что суд первой инстанции необоснованно применил статью 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку нормы данной статьи распространяются на объекты социального назначения, каковым гостиничный комплекс не является (л.д. 122-128).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация и Прокуратура явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителя ООО "ПроектСтройИнвест" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 21.11.2012 комиссией в составе представителей Администрации Уфимского района, Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет, Уфимского территориального управления Минэкологии РБ, общества "ПроектСтройИнвест" подписан акт N 167 выбора земельного участка для проектирования и строительства гостиничного комплекса в с. Михайловка сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (л.д. 10-12).
15.12.2012 в печатном издании "Уфимские нивы" со ссылкой на пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано информационное сообщение Администрации Уфимского района о том, что данным органом власти в дальнейшем будет разрешен вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 4 га, расположенного в северо-западной части с. Михайловка, для проектирования и строительства гостиничного комплекса (л.д. 21).
28.12.2012 Администрацией Уфимского района вынесено постановление N 3146 об утверждении акта выбора земельного участка от 21.11.2012 N 167 (л.д. 14-15).
30.04.2013 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 (предыдущий кадастровый номер 02:47:110207:109). Общая площадь участка - 39 793 кв. м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство". Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Михайловский, с.Михайловка. Кадастровая стоимость участка согласно кадастровому паспорту от 06.05.2013 составляет 12 337 421 руб. 72 коп. (л.д. 24-25).
21.06.2013 и 20.02.2014 общество "ПроектСтройИнвест" обращалось к главе Администрации Уфимского района с заявлениями, в которых со ссылкой на постановление от 28.12.2012 N 3146 и акт выбора от 21.11.2012 N 167 просило предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 в аренду сроком на 5 лет для проектирования и строительства гостиничного комплекса (л.д. 17, 18, 19).
В письме от 07.08.2013 N 07-08-3152 Управление земельных и имущественных отношений администрации Уфимского района сообщило руководителю ООО "ПроектСтройИнвест" о том, что для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка необходимо представить документы, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. В тексте письма приведен перечень необходимых документов (л.д. 22-23).
В письме от 20.03.2014 N 1426 глава Администрации Уфимского района Давыдов М.В. сообщил руководителю ООО "ПроектСтройИнвест" о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 предоставлен быть не может, так как данный участок предполагается к использованию Обществом для проектирования и строительства гостиничного комплекса, тогда как разрешенное использование участка "индивидуальное жилищное строительство" (л.д. 20).
27.03.2014 Отдел архитектуры и градостроительства администрации Уфимского района по заявлению ООО "ПроектСтройИнвест" подготовил выписку из градостроительного регламента сельского поселения Михайловский сельсовет. В данной выписке сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.01.2012 N 71, земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 находится в территориальной жилой зоне "Ж-1". Основными видами разрешенного использования земель в данной зоне являются, среди прочего, гостиницы, мотели, кемпинги (л.д. 38-40, 55-59).
07.04.2014 Прокуратурой Уфимского района в адрес Администрации Уфимского района вынесено представление N 42-2014 об устранении нарушений земельного законодательства. В данном представлении прокуратура потребовала, среди прочего, рассмотреть вопрос об отмене акта выбора от 21.11.2012 N 167 (л.д. 51-54).
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ПроектСтройИнвест" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что данные требования основаны на нормах земельного законодательства Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что нарушений процедуры предоставления земельного участка, в том числе повлекших за собой нарушение прав и законных интересов третьих лиц, органом местного самоуправления допущено не было.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Общество "ПроектСтройИнвест" обратилось в Администрацию Уфимского района с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства капитального объекта (гостиничный комплекс) с предварительным согласованием места размещения объекта, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Акт выбора по результатам рассмотрения заявления общества "ПроектСтройИнвест" подписан представителями органов власти 21.11.2012 (л.д. 10-12).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 4 га, расположенного в с. Михайловка, для проектирования и строительства гостиничного комплекса опубликовано в официальном печатном издании "Уфимские нивы" 15.12.2012 (л.д. 21).
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, от 15.11.2011 N 7638/11).
Иные лица, помимо ООО "ПроектСтройИнвест", с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду для проектирования и строительства гостиничного комплекса в орган местного самоуправления ни в 2012 году, ни в дальнейшем не обращались, что Администрацией и Прокуратурой Уфимского района не оспаривается.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Постановлением от 28.12.2012 N 3146 Администрация Уфимского района утвердила акт выбора участка от 21.11.2012 N 167 (л.д. 14-15).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок, подлежащий передаче в аренду для строительства гостиничного комплекса, поставлен на государственный кадастровый учет 30.04.2013. Участку присвоен кадастровый номер 02:47:110207:120 (л.д. 24-25).
Таким образом, в период с 28.12.2012 по 27.12.2015 общество "ПроектСтройИнвест" вправе требовать предоставления ему земельного участка в с. Михайловка для целей строительства гостиничного комплекса, а Администрация Уфимского района, в свою очередь, обязана предоставить испрашиваемый земельный участок.
Орган местного самоуправления отказал в предоставлении земельного участка, указав, что заявитель намерен осуществить строительство гостиничного комплекса, что не соответствует установленному виду разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство".
Настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7). Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8). Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилой территориальной зоне (подп. 1 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно выписке из градостроительного регламента сельского поселения Михайловский сельсовет от 27.03.2014 N 31, подготовленной Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Решением Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 16.01.2012 N 71 утверждены Правила землепользования и застройки соответствующего сельского поселения, а земельный участок с кадастровым номером 02:47:110207:120 находится в территориальной жилой зоне "Ж-1". Основными видами разрешенного использования земель в данной зоне являются, среди прочего, гостиницы, мотели, кемпинги (л.д. 38-40, 55-59).
Тем самым, в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, подпункта 1 пункта 1, пунктов 2, 3, 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пунктов 7, 8, 9 статьи 1, пункта 1 части 6 статьи 30, частей 1, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, утвержденных Правил землепользования и застройки сельского поселения Михайловский сельсовет, градостроительного регламента использование земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120 для целей проектирования и строительства гостиницы (один из основных видов разрешенного использования) соответствует земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации и не нарушает права иных лиц.
Следовательно, изложенное в письме от 20.03.2014 N 1426 решение об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным.
Доводы Прокуратуры и Администрации Уфимского района о том, что при осуществлении предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ процедуры нарушено требование об опубликовании информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка, правомерно отклонены судом первой инстанции. Как указано выше, информационное сообщение опубликовано в печатном издании "Уфимские нивы" 15.12.2012, то есть до утверждения акта выбора земельного участка - постановление об утверждении акта выбора вынесено 28.12.2012. Поскольку ни в 2012 году, ни позднее утверждения акта выбора заявок от иных претендентов на спорный участок в орган местного самоуправления не поступило, оснований для вывода о нарушении процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной пунктом 1 статьи 30, статьей 31 Земельного кодекса РФ, не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в орган местного самоуправления поступили обращения местных жителей, возражающих против предоставления земельного участка под строительство гостиничного комплекса, во внимание приняты быть не могут. В материалах настоящего дела не имеется доказательств наличия такого рода обращений, а также их содержания.
Вопреки доводам Прокуратуры Уфимского района доказательств того, что ООО "ПроектСтройИнвест" намерено осуществить строительство таунхаусов и коттеджей в границах земельного участка с кадастровым номером 02:47:110207:120, в материалах настоящего дела не имеется.
В рамках настоящего дела разрешению по существу подлежит вопрос об отведении (отводе) земельного участка, то есть о предоставлении его заявителю на определенном праве (аренда). Тогда как процедура строительства, возведения и введения в эксплуатацию капитальных объектов представляет собой самостоятельные правоотношения, регламентируется градостроительным законодательством Российской Федерации, предусматривает определенный административный порядок согласования строительства с уполномоченными органами власти, который подлежит применению (соблюдению) вне зависимости от наличия (отсутствия) договора аренды земельного участка.
Ссылка суда первой инстанции на норму части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ вопреки позиции подателей апелляционных жалоб является верной. Так, согласно данному положению закона в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Гостиница или дом для временного проживания приезжающих с одноместными или неодноместными номерами, с обслуживанием, является объектом, безусловно, связанным с проживанием граждан, что свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления и заявителем требований части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Прокуратуру и Администрацию (податели апелляционных жалоб). Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации названные субъекты освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2014 по делу N А07-6975/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)